Одесский браузер: Хороший, Плохой, Vitrum

Одесский браузер: Хороший, Плохой, Vitrum

В студии стартап-радио «Цукерберг Позвонит» (на самом деле нет) Евгений Плохой, глава CapableBits и один из создателей браузера для iPad – Vitrum.

Вот, что он сам нам написал:

Vitrum Browser - это уникальный продукт, его невозможно описать, просто перечислив его возможности или функции, т.к. его пока не с чем сравнить. Это наверняка самый необычный браузер на iPad, который вы только сможете найти, но мы сделали его необычным не просто для того, чтобы выделиться из толпы, мы в принципе изменили браузинг на iPad, но преследовали одну лишь цель - увеличение удобства использования и для этого пришлось нарушить несколько привычных правил юзабилити от Apple, заглянуть за их границу.

Наверняка, замануха. Но заинтересовать получилось!

 ***

Гена Заволокин:  Евгений, расскажите о себе и своей команде. Что вас связало? Чем занимались до того, как начать работать одним коллективом?

Евгений Плохой: Мы работаем маленькой командой из 3х человек, каждому досталась своя часть работы: мне - маркетинг, project management и UX, Андрею Косовичу - всё, что касается разработки, о какой бы платформе ни шла речь, Насте Унгур - дизайн в самом широком смысле этого слова. Я занимался маркетингом и продажами в самых разных сферах, в том числе и в IT, Андрей уже давно занимается разработкой под iOS, он, пожалуй, единственный из всех нас, у кого действительно был опыт в этом направлении, т.к. Настя к нам пришла из web дизайна и тоже никогда не рисовала интерфейсы, что оказалось плюсом, т.к. она обладает прекрасным вкусом, а это гораздо ценнее, чем опыт рисования посредственных интерфейсов.

ГЗ: Первый проект, по вашим словам, собрал небольшой, но положительный фидбек. Почему решили запустить не ультрамассовый, да еще и бесплатный продукт? Как на нем хотите зарабатывать? Планируете ли? Почему не начали с вещи, которая окупит себя с большей вероятностью? 

ЕП: Можно сказать, что Vitrum - это смелый эксперимент, который использует нешаблонные решения в UX, это попытка заглянуть за границу юзабилити рекомендаций от Apple. Да, браузер на iOS по определению не массовый продукт, но если пользователи нас поддержат и мы увидим, что люди готовы к чему-то новому, то мы планируем ввести несколько интересных решений, которые не присущи существующим браузерам. Vitrum - принципиально бесплатный продукт, и таким он останется в будущем, так что зарабатывать непосредственно на Vitrum мы не планируем.

Основная проблема продуктовых компаний, особенно начинающих, как наша - это отсутствие понятного канала коммуникации с пользователями, так что, помимо классного браузера для пользователей, для нас он будет служить инструментом коммуникации с ними. Так мы уже получили немало рекомендаций от пользователей Vitrum, некоторые из которых вошли в обновление, также мы планируем рассказывать о наших новых продуктах, конечно, эта информация будет гармонично встроена в Vitrum и не будет мешать браузингу.

ГЗ: Название браузера, как я понимаю, неспроста. В чем его стеклянность? Не боитесь, что с ним будут ассоциировать одноименные витаминки?

ЕП: Представьте, что вы читаете газету через особенное стекло, которое находится над этой газетой и как только вам нужно что-то сделать: запомнить страницу, сохранить статью, открыть другую страницу и т.д., на стекле появляются элементы управления, подсказки, а также возможность включать разные режимы чтения газеты. В том числе и режим, когда никто не сможет узнать, что вы читали, или установить код, чтобы никто, кроме вас, не читал эту газету. В этом контексте "газета" - содержание сайта, а Vitrum - то самое особенное стекло (собственно, поэтому он так и назван, Vitrum (лат.) - стекло). Это особое отличие Vitrum от остальных браузеров - Vitrum находится как бы над содержанием сайтов, а не ограничивает их панелью инструментов, поэтому практически все элементы Vitrum прозрачны.

Ассоциации с витаминками не боимся, витаминки - это хорошо, это полезно. Vitrum скорее странное название для витаминок, а не для браузера, т.к. получается нам рекомендуют есть стекло, чтобы быть здоровым. Хотя я думаю, что их больше интересуют первые три буквы "Vit" от латинского слова "vita" - жизнь.

ГЗ: Самое главное: расскажите о неординарности продукта. Заявили о себе в письме вы громко, давайте пруф.

ЕП: С радостью, расскажу о самых явных.

1. Мы отказались от классического представления вкладок как полоски над контентом с названием страницы, заменили их на более информативные с фотографией страницы, так их гораздо проще идентифицировать. Чтобы не было проблем с тем, что они не видны постоянно, мы добавили жест, совершенно не присущий браузерам, но более чем привычный на iOS - "щипок" (сведение двух пальцев вместе), после которого показываются все открытые вкладки.

Это очень похоже на приложение Photos на iPad: когда вы смотрите фотографию на полный экран, вы можете сделать "щипок", что бы увидеть все фотографии в альбоме. Также мы добавили метафору работы с несколькими окнами в настольном браузере, дав возможность пользователям создавать группы вкладок и работать с каждой группой отдельно, так, например, в одной группе может быть открыт сайт "Цукерберг Позвонит" и все заинтересовавшие вас статьи, а в другой группе вы можете планировать путешествие, открыв сайты турагенств. 

2. Была переработана адресная строка. Обычно новая вкладка создаётся, что бы открыть новую страницу, а не просто ради вкладки, поэтому, при создании новой вкладки, сразу открывается адресная строка, в которую уже можно вводить поисковый запрос, адрес сайта или название страницы, например, в адресную строку можно начать вводить как "siliconrus.com", так и "Цукерберг позвонит" - уже после первой пары символов вы увидите на первом месте ссылку на www.siliconrus.com, если вы ранее заходили на этот сайт.

Также, пока вы не ввели никаких символов, вы видите ваши любимые сайты, не те сайты, которые вы должны любить по мнению статистики как среднестатистический пользователь, т.е. facebook.comtwitter.com и т.д., а именно те сайты, которые чаще всего посещаете именно вы.

К тому же, есть достаточно удобный мгновенный ввод: нажав на адресную строку, вы сразу можете вводить адрес сайта или поисковый запрос, не удаляя предварительно содержимого - мелочь, а сохраняет время и нервы.

3. Наконец, Vitrum - это первый полноэкранный браузер на платформе. Конечно, в AppStore есть много браузеров с полноэкранным режимом, когда убирается навигационная панель, освобождая место для сайта, и вместо неё обычно появляется кнопка, позволяющая вернуть панель обратно, но в Vitrum нет полноэкранного режима, это полноэкранный браузер. T.е. навигационная панель, конечно же, есть, - но стоит вам начать взаимодействие с браузером - тапнуть или прокрутить страницу, - как она тотчас исчезает, при этом вы можете вызвать панель обратно, просто нажав на экран.

Также мы добавили такие полезные, на наш взгляд, вещи, как менеджер закачек, приватный режим, возможность установить код, режим настольного браузера, управление жестами и т.д., чтобы Vitrum стал действительно полезным инструментом.

ГЗ:  Мой любимый вопрос: про деньги. На что живете-кодите? Как планируете прийти к финансовому успеху? Если Vitrum выстрелит и поступят предложения инвесторов, какие условия будете выдвигать?

ЕП: Пока затрат совсем мало, так что собственных средств пока более чем достаточно. Как известно, в IT бизнесе 80% затрат приходится на персонал, а весь наш персонал можно пересчитать на пальцах одной руки опытного фрезеровщика. Путь к успеху очень простой - мы планируем делать качественные и красивые продукты, которые будут приносить пользу людям, и делать это максимально удобно.

Как это ни странно, но Vitrum уже заинтересовал нескольких инвесторов, хотя я, честно говоря, не был готов к такому развитию событий на данном этапе, мы пока просто знакомимся, поэтому ничего конкретного сказать не могу. Я не готов говорить об условиях, которые мы будем выдвигать, т.к. сейчас основное внимание на продукте и пользователях, моё мнение, что фокусироваться на инвесторах было бы ошибкой, уверен, что когда делаешь продукт для людей, которым он нравится и которые им пользуются, тогда и инвесторам ты более интересен.

ГЗ: Лелеете планы по переезду в Киев/Москву? Или в Одессе нормально работается? Кстати, снимаете офис или по домам сидите?

ЕП: IT бизнес прекрасен тем, что локация не решающий фактор, в Одессе много классных специалистов, развитая IT инфраструктура, и это замечательный город, в котором приятно жить и работать. К тому же лично я, как коренной одессит, очень люблю море. Всё должно быть логично, если переезд в Москву, или Киев, или Шри Ланку, или куда угодно ещё даст нам, то, в чём мы нуждаемся и то, чего нет в Одессе, - тогда мы начнём строить планы по переезду. А отвечая на ваш вопрос - нет не лелеем, надеемся найти всё, что нужно, в Одессе, и пока это получается.

Мы сейчас сняли небольшой офис с прекрасным видом, работа в офисе гораздо более продуктивная, чем по домам, добавляет какой-то дисциплинированности, что ли. К тому же мы уже ищем людей к себе в команду, так что офис просто необходим.

ГЗ: Почему с Айпедов начали, а не с Айфонов? Не с Нокий там и прочих Нексусов?

ЕП: Основное преимущество Apple перед другими платформами - они создали великолепную экосистему для разработчиков и в результате получили массу качественных приложений в AppStore, за которые люди, на самом деле, и любят Apple, ну и к тому же Андрей - крутой iOS разработчик :)

Выбрали Айпад, т.к. на нём проще показать отличительные особенности Vitrum.

ГЗ: Когда нам ждать выхода версий Vitrum под различные платформы, девайсы и пр.? В общем, будет ли расширение числа площадок и если да, то когда?

ЕП: Да, мы планируем выходы на другие платформы, но в начале охватим все устройства Apple, планируем выпустить Vitrum на iPhone в ближайшем будущем, но сроков пока назвать не могу, хотя мы уже запускали айпадную версию Vitrum на iphone, без адаптации дизайна. И должен сказать, он уже выглядит круче некоторых браузеров на iPhone.

ГЗ: Евгений, как считаете, большие инвестиции убьют команду? Вот проснетесь вы в своем Ленд Ровере в объятьях двух своих бывших одноклассниц, которых тайно любили в 8 и 11 классе, посмотрите на проект своей виллы на берегу Черного моря (или шашлычной)… Не расхочется творить и созидать? Нам вот недавно один красивый мужчина рассказывал, что деньги не важны

ЕП: Деньги - как секс в отношениях: они, конечно, не главное, но и главного без них не будет. Конечно, мы хотим заработать большие деньги, Ленд Ровер и всё такое, но когда ты их зарабатываешь честно, делая продукт, - это совсем другие ощущения, сложно объяснить, насколько это приятно - получать от пользователей письма, в которых они благодарят за продукт, который мы сделали, дают советы, поддерживают и т.д., так что создание качественного продукта и благодарность пользователей - это особенный кайф, который хочется испытывать снова и снова и который невозможно купить ни за какие деньги. Так что, думаю, красивый мужчина прав.

А что касается больших инвестиций, то вряд ли они убьют команду, инвесторы дают деньги на развитие, а не учредителям в карман, они позволяют делать ещё более крутые вещи. Обещаю сразу, как только в моей жизни случится описанный вами сюжет, позвонить и рассказать о наличии желания творить и созидать. Только говорить буду тихо, чтобы не разбудить одноклассниц.

ГЗ: Вот эта вот фича очень напоминает дизайн Винды 8. Много у вас таких?

ЕП: Да, действительно, некоторые элементы стиля мы взяли из Винды 8, но это касается только стиля, работа с Vitrum полностью заточена под метафоры работы с iPad. Метро-стиль - это тоже часть эксперимента и, конечно, многие не готовы увидеть на iPad подобный дизайн, а с другой стороны те, кто не ищет нового, продолжат пользоваться Safari. И это нормально, Safari хороший браузер.

ГЗ: Какими видами транспорта пользовались/пользуетесь? Что хотите прикупить после IPO? Чтобы начать проект, не пришлось ли продавать машину/квартиру/племянника?

ЕП: Я живу в самом центре Одессы, так что в основном пользуюсь велосипедом, это очень полезно и гораздо быстрее любого вида транспорта, особенно в будни. Делать Фейсаграм и через 2 года выходить на ИПО не собираемся, я предпочитаю не планировать события с очень большим количеством переменных, мы всего лишь хотим делать приложения, которыми с удовольствием будут пользоваться 1-2 миллиарда человек :)

ГЗ: Хотел бы услышать ваш ответ на вопрос о конкурентах. С одной стороны, понятно: это все айпадные браузеры. С другой, вы такие обалденные и непохожие, что конкурентов у вас как бы нет. Или есть?

ЕП: Конкуренты, конечно же, есть, мы всё-таки делаем браузер, и вряд ли люди будут пользоваться двумя браузерами на iPad. Мы хотим показать новые возможности браузинга на айпад в принципе, а не создавать отдельную нишу "особенных" браузеров, так что да, конкуренты - все айпадные браузеры.

ГЗ: Плохой – это фамилия или сценический псевдоним?

ЕП: Плохой - это моя фамилия, у меня и справка по этому поводу имеется. Правда, так уж совпало, что её легко спутать с сценическим псевдонимом.

ГЗ: Удачи вам, мировой известности и офиса, какого пожелаете!