Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Введение

Фильм Гая Ричи «Револьвер», вышедший в 2005 году, собрал не самую внушительную кассу и многими критиками был сочтён очередным проходным боевичком с заделом на глубокую идею. Многие отмечали, что полотно вышло чересчур нагруженным, непонятным или просто скучным. Что ж, давайте проанализируем произведение и разберёмся, заслуженно ли «Револьвер» вошёл в ряды средненьких боевичков и остался незамеченным в блистательной кинокарьере Гая Ричи.

Я не вижу возможности обговорить все тонкости высказываний фильма без проговаривания его сюжета, поскольку дьявол, как известно, кроется в деталях, а суть деталей сюжета, да и многое другое будет непонятно читателю без контекста всего сюжета произведения.

Перед разбором сюжета важно обговорить существенный аспект – характер фильма. «Револьвер» - кино символическое, в нём персонажи не просто играют роли по ходу развития истории, но и что-то символизируют, на что-то отсылают. При чём об этом говорят в том числе сами действующие лица ближе к концу картины.

Многие ошибочно полагают, что первая часть фильма (до кульминационной сцены в лифте) является типичным гангстерским боевиком, но в действительности и в ней содержится много метафизических элементов и предпосылок для сюжетных поворотов, которые произойдут в дальнейшем. Другими словами, «Револьвер» не меняет стиль посреди хронометража, он изначально имеет в своей нити повествования символизм и афористический стиль, и это будет наглядно продемонстрировано при дальнейшем анализе.

Разбор сюжета. Экспозиция.

Фильм начинается, что характерно, в тюрьме. Главный герой, Джейк Грин, покидает это место после 7 лет заточения. Цвет стен и потолков в тюрьме – белый: довольно странный выбор цвета для такого рода учреждений. Такой цвет скорее ожидаешь увидеть в больнице, чем в месте заключения преступников.

Эта деталь сразу намекает на то, что тюрьма эта – внутренняя, она находится внутри героя, его личность помещена в заточение. Кто его туда поместил и зачем – будет ясно далее.

На экране мелькают цитаты:

«Величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать»

Цезарь

«Единственный способ стать умнее – играть с более умным противником»

Основы шахмат

Лично я хотел бы сосредоточить внимание читателя на первой реплике, но все представленные выдержки так или иначе описывают содержание фильма. Они будут не раз повторяться через уста персонажей.

Итак, Джейк едет в казино, владельцем которого является Дороти Мака, самодовольный и властный богач, который отлично знает правила бизнеса и умеет по этим правилам играть. У Маки с Джейком давние счёты, и он приглашает последнего сыграть за его столом.

Дороти Мака - владелец казино
Дороти Мака - владелец казино

Джейк Грин охотно принимает приглашение мистера Маки. Мы видим, что оба они страстно хотят обыграть друг друга, они постоянно обмениваются колкостями. Грин выбирает фишку красного цвета, подбрасывает её и проигрывает. Мака не желает останавливаться, предлагает сыграть Джейку на всю имеющуюся сумму, Джейк соглашается, предлагает фиолетовую фишку, Мака подбрасывает фишку и проигрывает. Теперь Джейк настаивает на продолжении, его условия: если Мака выигрывает – они в расчёте, проигрывает – мистер Мака должен вдвое больше. Мистер Мака соглашается и вновь проигрывает, Джейк забирает выигранное из кассы и пытается уйти.

Анализ вступительной сцены

Проанализируем данный эпизод. Перед нами два азартных игрока, каждый уверен в своём превосходстве и к тому же имеет личную неприязнь к сопернику. Джейк обыграл Маку не по простой удаче, он использует некую формулу, о которой говорится дальше. Суть её в следующем:

Формула: завести жертву в заблуждение, что она контролирует игру, скармливая ей маленькие кусочки и, усыпив её бдительность, отобрать всё. Это гамбит – жертва одной части, которая приводит к стратегическому преимуществу в долгосрочной перспективе.

Джейк проигрывает первый раунд, втягивая Маку в иллюзию, что Джейку не везёт. Затем Мака примет опрометчивое согласие на условия Джейка, что и станет причиной проигрыша большой суммы денег.

Цвета

Цвета в «Револьвере» из всех символических элементов занимают далеко не последнее место. При их анализе можно уйти довольно глубоко в эзотерику, находя в незначительных кадрах всё новые и новые смыслы за счёт игры цветов. С другой стороны обходить этот аспект стороной также будет непростительно, поскольку цветовое оформление очевидным образом повторяется для конкретных персонажей и поэтому имеет описательную силу.

В рассматриваемой сцене появляется красный – это цвет жадности и силы, он сопровождает весь фильм персонажа лорда Джона, который по сути предстаёт воплощением двух данных свойств. Затем фиолетовый – это цвет самообладания, вы спросите «Почему?».

Лорд Джон на свойственном ему красном фоне
Лорд Джон на свойственном ему красном фоне

Джейк Грин произносит интересную реплику, когда делает выбор в пользу фишки фиолетового цвета – «отличный цвет фиолетовый – аккуратно зажатый в цветовом спектре между синим и белым». Дело в том, что ни в физическом, ни в художественном спектре фиолетовый не находится между этими цветами. Фраза имеет смысл только в интерпретации цветов по идеологической канве фильма.

  • Синий – это цвет освобождения (на этот символизм сделан упор в кульминационной сцене в лифте, после этой сцены смысл синего уже невозможно воспринимать иначе).
  • Белый же – по общепринятому в культуре паттерну цвет чистоты. Фиолетовый находится посередине между ними, между освобождением и чистотой, иными словами, он символически близок к этим двум значениям.

Итого в сцене был продемонстрирован сначала проигрыш с использованием красной фишки, то есть жадности, затем выигрыш с помощью фиолетовой фишки (освобождение + чистота = самообладание). Эта сцена таким образом покрывает весь следующий сюжет картины в миниатюре.

Фамилия «Грин» (зелёный) указывает, что герой находится между полюсами, как зелёный находится в середине спектра, то есть он ещё не принадлежит ни одному другому значащему цвету. Но пока что Джейк полон энтузиазма и желания зарабатывать, используя формулу.

Первый акт. Болезнь Джейка Грина.

Итак, Джейк пытается покинуть казино с выигрышем. По пути его встречает Зак, один важных персонажей для дальнейшего развития картины. Он успевает лишь протянуть Грину визитку и сказать, что герой влип и ему нужна помощь. Слова Зака – это намёк, на то, что Джейк находится в беде в двух смыслах: во-первых, на него открыл охоту озлобленный Мака; во-вторых, Джейк находится в беде во внутреннем смысле (это очередная деталь, которая раскроется во второй половине фильма). Герой не заглядывает в визитку.

Деталь: у Джейка есть фобия к тесным пространствам, поэтому он всеми силами пытается избегать поездок на лифтах. По его словам, ему кажется, что во время поездки на лифте «стены вокруг сдвигаются». Клаустрофобия является одной из самых распространённых фобий в мире, поэтому наличие её особой формы у героя не является чем-то особенным.

Из-за этого страха герой при выходе из казино выбирает спуститься по лестнице, но как только он начинает спускаться, его хватает удар. Джейк падает по ступеням лестницы, из его рук выпадает визитка, которую ему всучил Зак, и мы видим, что в ней было написано только «Выбери лифт».

Главный герой - Джейк Грин
Главный герой - Джейк Грин

Визитка также является деталью, истинный смысл которой раскрывается позже, и без второго дна эта сцена конечно может вызывать только недоумение. Но на деле в ней показан исход для Джейка, если он не сможет побороть свой страх. Джейк потакает своей фобии и выбирает лестницу, за что получает символическую кару – обморок.

Герой просыпается в больнице, врачи утверждают, что не могут определить источник обморока и Джейк отправляется домой. Перед самой дверью дома Джейк видит визитку, похожую на ту, которую ему дал Зак, видит на ней надпись: «Подбери меня».

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Джейк нагибается, чтобы подобрать записку, как вдруг прямо над его спиной из двери вылетают несколько пуль. Начинается оглушительная стрельба. В панике Грин бежит к машине. Всех его товарищей, которые отвезли его до дома, убивают. Самого же Джейка спасает Зак, который появляется из ниоткуда на машине и велит Джейку садиться к нему, говоря, что если бы хотел, то уже убил бы героя.

И вновь деталь «на перспективу» – в первый раз Заку не удалось спасти Джейка через визитку. В этот раз его записка всё-таки не даёт превратить героя в решето, ведь если бы Грин не наклонился за ней, то пули попали бы точно в его туловище. Физическое спасение – это лишь первый этап.

Встреча Джейка, Зака и Ави

Зак привозит Джейка в шахматный клуб, где их ждёт коллега Зака – Ави. Сообщники показывают Джейку анализы, которые пришли из больницы. Согласно этим анализам, у Джейка обнаружено редкое заболевание крови, из-за которого жить ему осталось дня три.

Зак (слева) и Ави (справа)
Зак (слева) и Ави (справа)

Внутренний голос Джейка подсказывает, что не стоит верить им, ведь анализы могут быть подделкой. И Зак, будто бы прочитав мысли героя, тут же догадывается, что сказал Джейку его внутренний голос и отвечает, что это не развод и они пытаются спасти его. Зак добавляет, что герой это поймёт, если «копнёт глубже».

Деталь: это первый раз, когда Зак и Ави прямо отвечают голосу Джейка. Мы догадываемся, что они как-то способны понимать мысли Джейка.

Далее они выдвигают герою ультиматум - если Джейк не хочет стать жертвой охоты, открытой мистером Макой, то он обязан выполнить два условия, которые выдвигают Зак и Ави:

  • Джейк должен отдать им все его деньги
  • Необходимо выполнять всё, что скажут Зак и Ави (подчинение)

Здесь проходит очень важная линия сюжета. Дело в том, что далее закадровым голосом Джейка будет произнесена ключевая фраза:

«Ничто не приносит человеку столько страданий, как унижение и потеря денег»

То есть Зак и Ави выбрали те два условия, которые бы как можно сильнее били по моральному состоянию Джейка, приносили ему как можно больше страдания, чтобы погрузить его в крайнее отчаяние. К чему все эти меры - будет понятно далее.

Деталь: Эти два условия – ключ к пониманию поведения Зака и Ави на протяжении всего фильма. Интересно также и то, что далее они будут заставлять Джейка приносить им деньги порциями, а не все сразу: всё делается, чтобы причинить Джейку больше боли от процесса потери денег, чтобы он совершил больше операций по выводу денег и страдал от каждой из них.

Итак, Джейк уходит в размышлениях, голос внутри говорит, что оба они – мошенники и хотят развести героя, но с другой стороны выбора у него особо и нет.

При своём следующем появлении в шахматном клубе Джейк выражает согласие с условиями Зака и Ави, бросая сумку с деньгами им на стол. Зак и Ави занимаются тем, что выдают деньги в долг, у них страшная репутация – к ним идут только в случае крайней необходимости. На всех последующих сделках они будут отдавать клиентам в долг деньги Грина.

Во всём процессе работы на Зака и Ави Джейк будет проходить стадии принятия

  • Отрицание – Джейк не верит в результаты анализов, пытается найти обман, разводку;
  • Гнев - Джейк называет Зака с Ави скотами, мошенниками. Злится, говорит, что ему тошно отдавать деньги, а мысль, что своими деньгами он помогает «двум этим скотам», никак не облегчает ситуацию;
  • Торг – Джейк говорит, что любое правило можно обойти, любой закон можно нарушить и что отчаявшиеся люди совершают отчаянные поступки;
  • Депрессия – Джейк говорит, что одной ногой стоит в могиле, но обеими руками вцепился в гроб, а также, что он застрял в жизни где-то между молотом и наковальней;
  • Принятие - первая поступь Джейка: он добровольно отдаёт деньги из кармана старушке, которая должна Заку и Ави.

После первой сделки Зак и Ави требуют от Джейка Грина рассказать его историю, которая открывает нам некоторые из его мотивов.

История Джейка

Ещё до тюремного заключения мистер Грин работал на Дороти Маку на должности «своего человека», в этой роли Джейк однажды попал на подпольные игры, где из-за обидной шутки соперника вышел из себя и открыл пальбу. В результате Грин попал в одиночную камеру в той самой тюрьме, откуда он выходит в начале фильма.

В этой тюрьме в соседних камерах от героя находились два гения, профессионала своего дела. Один из них был мастером разводок, другой знатоком шахмат. Они знали друг друга как облупленных, общались они с помощью записей на учебниках по математике и физике, которые регулярно раздавали в их камеры.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Джейк рассказывает, что эти два товарища уже 22 года посвящали время в тюрьме созданию формулы, которая позволила бы развести кого-угодно, с помощью которой можно было бы обвести вокруг пальца любого соперника и обчистить его до последней копейки. После долгих лет разработки соседи по камерам пришли к той самой формуле, которой пользуется Джейк во вступительной сцене, оставляя в дураках своего бывшего босса мистера Маку.

Заключённые решают сбежать и обещают взять Джейка с собой, но в назначенный день они пропадают, оставив Джейка одного. После тюрьмы Джейк обнаруживает, что его наставники из тюрьмы, которые во время заключения посвящали его в азы шахмат и разводок, полностью «высушили» Грина, ведь за годы, проведённые в соседних камерах, они узнали про Джейка всё, в том числе места, в которых он хранил деньги.

Но они оставили Джейку самое ценное, что у них было – свою формулу. И первым делом Джейк применил её на подопечных Маки, с которыми он раньше работал. Он вытянул у них все деньги и вогнал в долги, используя схему, которая сегодня называется «финансовая пирамида».

История Грина даёт нам множество важных ключей. Тюрьма, в которой он сидел, обретает всё больше метафизических деталей: много ли вы знаете американских тюрем, где заключённым выдают не художественную литературу (пацифистского характера), а учебники по квантовой физике? Также в камере Джейк находится в белоснежной рубашке. Белый – цвет очищения.

Два его соседа поведали ему формулу, но отняли все ценности, которые были у Джейка, и после отсидки Джейк начал жизнь с совершенно чистого листа. Однако после заключения Джейк движим чувством мести и алчности, все его амбиции направлены на Маку, на которого Грин затаил злобу, и к его шестёркам.

Мака и Сэм Голд

Сэм Голд – легенда, о которой знают все в городе. Он ведёт дела с каждым уважающим себя бизнесменом, но никто никогда его не видел. Все знают о том, какие мощные у Голда имеются рычаги давления, каждый уважает его авторитет, и никто не осмеливается перейти ему дорогу.

Деталь: Фамилия «Голд» -вновь цветовой символизм, золото – знак богатства и власти, причём в контексте сюжета картины речь особенно о власти.

Мака хочет заручиться хорошими отношениями с мистером Голдом и договаривается с ним о сделке по продаже «порошка». Для этого он встречается с человеком мистера Голда – мисс Уокер, вся сцена договора о продаже проходит напряжённо, мистер Мака трепещет перед Уокер и старается быть максимально вежливым и учтивым. Мисс Уокер же надменна, сообщает, что мистер Голд не прощает ошибок, не меняет условий и не даёт вторых шансов. Через Уокер отражён властный характер самого Сэма Голда, чью истинную сущность ещё предстоит выяснить.

Встреча мистера Маки и мисс Уокер
Встреча мистера Маки и мисс Уокер

Однако партию порошка, который нужен был для продажи, крадут Зак и Ави вместе с Грином. Мистер Мака в ярости, видно, что он боится гнева мистера Голда и ему важно, чтобы сделка прошла гладко. Теперь он покупает порошок у Лорда Джона – жадного и самоуверенного главы триад, который назначает мистеру Маке цену в два раза выше рыночной. Мака готов пойти на все условия, лишь бы Сэм Голд не узнал о том, что у него проблемы с товаром.

Во время совершения обмена денег на товар между людьми Маки и Лорда Джона, Зак с Ави вновь появляются и крадут товар и деньги, используя усыпляющий газ. Проснувшиеся подчинённые Маки и Джона остаются с носом, не понимая, что вообще произошло.

Мака с Лордом Джоном в бешенстве и оба винят в срыве сделки друг друга. Лорд Джон говорит в своей речи, что алчность – единственная змея, которую нельзя околдовать, Мака говорит, что «алчность их всех погубит [про людей Лорда Джона]». Они видят друг в друге те грехи, которые не видят в себе.

Анимация

В этот момент и в момент кражи в фильме кадры с живыми актёрами начинают идти вперемешку с анимацией.

Этот ход вызывает интерес, поскольку здесь он нужен для демонстрации рисунков подсознания, которые рисуют находящиеся в аффекте разумы героев. Например, Джейк видит Зака в образе человека-гориллы, поскольку ощущает от него постоянное давление, Зак часто повышает голос, давит, при краже он заставил Джейка сквозь панический страх подняться на лифте, приставив к его лбу пистолет.

Подчинённые Лорда Джона видят его стреляющим из стволов и размахивающим нунчаками, через все эти образы оружия выражена агрессия Джона, который готов убить своих шестёрок из-за пропажи денег и товара.

В свою очередь правая рука Маки – Пол – видит у своего босса горящие от гнева волосы, а также его увеличение в размерах. Причём последнее – очень распространённый эффект, с которым встречаются многие люди, сталкивающиеся с чьей-либо открытой яростью – гневающийся в этот момент кажется больше и как бы давит на человека своей фигурой (на самом деле он давит напором слов, подкреплённых огнём эмоций).

Эпизод в шахматном клубе

Мы вновь переносимся к Джейку. Он приходит в шахматный клуб к Заку и Ави, последний предлагает Грину сыграть несколько партий. Джейк демонстрирует недюжинные навыки в этой игре. Ави спрашивает, как ему удаётся раз за разом выигрывать.

Шахматы

Теперь немного слов о шахматах, эта игра играет важную символическую роль в произведении. Шахматы – древняя настольная интеллектуальная стратегическая игра. В ней происходит настоящее противостояние умов. Долгие годы мастера шахмат занимались созданием способов обхитрить соперника. В этой игре важен стратегический ум, зачастую понимание психологии врага и доля хитрости, которая позволит поймать противника в ловушку. Шахматы из всех игр наиболее сильно позволяют раскрыться интеллекту человека, его стратегическим навыкам и хитрости.

Поскольку лейтмотивом фильма служит интеллектуальное противостояние с соперником, то для раскрытия этой темы шахматы подходят как нельзя лучше. Вообще, шахматные партии часто используются в кинематографе для демонстрации противостояния умов. Можно вспомнить хотя бы партию Холмса и Мориарти из фильма «Шерлок Холмс: Игра теней» того же Гая Ричи.

Джейк раскрывает суть формулы: необходимо отдавать сопернику мелкие фигуры, чтобы вводить его в заблуждение, что он контролирует игру. На самом же деле он – жертва, нужно в это время привести ситуацию на доске к такому положению, в котором жертва неизбежно получает шах и мат. И всё же до самого конца жертва будет уверена, что выигрывает, поскольку съедает фигуры, но принимая эти фигуры она только затягивает петлю у себя на шее. Важно создать у неё иллюзию, что жертва умнее тебя, и тогда она перестанет искать скрытые мотивы и пойдёт у тебя на поводу.

Джейк вновь произносит главную цитату фильма:

«Единственный способ стать умнее – играть с более умным противником»

В одной из партий Ави выбирает очень диковинный дебют b3, который называют «дебют Ларсена».

В этот же момент мы видим, что Зак, наблюдающий за игрой, опирается на стопку учебников по квантовой физике, что прямо отсылает на причастность их к тюремному заключению Грина.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Второй акт. Выздоровление Джейка

Брат Грина по телефону сообщает ему поражающую информацию про связь Зака и Ави с Сэмом Голдом (тем самым, перед которым трепещет мистер Мака).

«Сэм Голд. Человек-тайна. Человек-туман. Человек-загадка.»

Он рассказывает, что Зак и Ави «давили на Голда» и что они единственные, кого он не трогает. Брат Грина советует ему держаться от них подальше, потому что у них с Голдом особые отношения, а значит с ними явно что-то нечисто. Деталь крайне занимательная, особенно учитывая, что её почти никто не замечает при первом просмотре.

Фильм говорит: Зак и Ави явно не обычные гангстеры, они имеют особую репутацию даже перед загадочным всевластным Сэмом Голдом. При этом мы помним, что они связаны с тюрьмой, а также с самим Грином (ответы Зака на внутренний голос Джейка). Все эти нюансы уже должны суммироваться в голове зрителя перед тем, как будет представлена истинная суть этих персонажей.

В этот момент Джейк находится на ещё одной сделке Зака и Ави, на этот раз необходимо стрясти долг с клиента. Зак и Ави дают Грину испытание – необходимо выстрелить в колено должнику, вновь переступить через свои принципы. Он пытается выстрелить в Ави (отторжение горького лекарства), но обнаруживает, что ему дали незаряженный пистолет (намёк на то, что это было именно испытание, Зак и Ави не пытались на самом деле расправиться с должником), после Грин просыпается в постели живым.

Врачи сообщают Джейку, что его анализы были ошибочными и что он на самом деле здоров. Так что же это была за болезнь такая? Мы знаем только то, что, попав к Заку с Ави он был смертельно болен, теперь же, после работы с ними он здоров.

Закадровый голос Джейка, который уже о чём-то догадывается, произносит знаменитый монолог:

«Есть в каждом из нас что-то такое, о чем мы даже не подозреваем. То существование, которое мы будем отрицать до тех самых пор, пока не будет поздно, и это что-то потеряет для нас всякий смысл. Именно это заставляет нас подниматься по утрам с постели, терпеть, когда нас донимает занудный начальник, терпеть кровь, пот и слезы.

А все, потому что нам хочется показать другим, какие мы на самом деле хорошие, красивые, щедрые, забавные и умные. Можете меня боятся или почитать, только, пожалуйста, не считайте меня таким-же как все. Нас объединяет это пристрастие. Мы наркоманы, сидящие на игле одобрения и признания.

Мы готовы на все, лишь бы нас похлопали по плечу, подарили часы и прокричали «гип-гип мать его, ура». Смотрите, какой умный мальчик завоевал очередную медальку, а теперь натирает до блеска свой кубок. Все это сводит нас с ума. Мы не более чем обезьяны, нацепившие костюмы, и страждущие признания других. Если бы мы это понимали, мы бы так не делали. Но кто-то специально скрывает от нас истину. И если бы у вас появился шанс начать все с начала, вы бы непременно спросили себя: «Почему?»

Зак и Ави вновь косвенно спасают Джейка – они звонят ему на телефон, что останавливает его в нескольких сантиметрах от проезжающей на полной скорости машины, на спасение фильм намекает довольно жирно – показана сцена альтернативного развития событий, в которой Джейк таки попадает под машину.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Кульминация. Ответы на все загадки.

Начало решающего, переломного действия открывается на крыше здания. Ави начинает разговор с Джейком. Он просит напомнить первые правила любой игры. Первое правило и есть главная цитата фильма: «единственный способ стать умнее – играть с более умным противником». Перед этим звучит цитата Цезаря, на которой я акцентировал внимание в начале: «величайший враг спрячется там, где вы меньше всего будете его искать». Детали этого запутанного пазла начинают складываться воедино.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Ави говорит Джейку о его внутреннем голосе, который звучит в голове Грина на протяжении всей истории. Джейк считает его другом, но друг ли он ему на самом деле? Голос вновь пытается убедить героя, что они обманщики, что они дурят ему голову и что они загадывают загадки и не дают ответов. Но Джейк всё больше углубляется в слова Ави. Кто же был его врагом на самом деле всё это время? Тот, кого бы он заподозрил самым последним; тот, кто казался его ближайшим другом. Тот, кто всегда подсказывал, что думать и что делать. Или скорее не подсказывал, а указывал?

Ави продолжает раскрывать герою глаза и раскрывает личность Сэма Голда. Только вот никакой «личности», как оказывается, и нет. Сэм Голд управляет всеми изнутри, это наше второе «я», наш внутренний голос. Тот, кого мы считаем собой. Голд ведёт свою игру со всеми, каждый находится под его контролем, хотя никто этого не осознаёт.

Он говорит всем, что им делать и как делать. Он пользуется тем, что все ищут врага снаружи, в друзьях, коллегах или соперниках, никто и подумать не может о том, что величайший враг спрятался там, где они меньше всего будут искать – внутри их самих.

Чем больше власти, как тебе кажется, у тебя появляется в мире Голда, тем меньше власти у тебя остается в реальном мире.

Весь монолог Джейка в шахматном клубе оборачивается против него. Если там он говорил с позиции ведущего игры, то теперь он и есть жертва, которая пала в руки более умного соперника, стала жертвой его гениальной в своей простоте формулы. Голд скармливал Грину деньги, которые, как казалось Джейку, он сам выигрывал, но на самом деле Голд этим просто заставлял героя думать, что он контролирует ситуацию, хотя на самом деле, ведясь на все уловки, Джейк всё глубже попадал в путы коварной игры Голда.

Ави заключает: «Мы заставили тебя начать войну с единственным реальным врагом, который у тебя есть, хотя ты считаешь его своим лучшим другом.».

Далее он проясняет суть всего эпизода с тюремным заключением Джейка. Ави говорит, что Джейк на самом деле никогда не покидал тюрьму и всё ещё находится в ней. И это не твист в стиле «Острова проклятых», просто тюрьма, в которой сидит Грин – это тюрьма разума.

Он находится под заключением у Сэма Голда. Вспомним, как Джейк попал в тюрьму: он открыл стрельбу на одной из деловых встреч из-за обиды на чью-то пошлую шутку – в этот момент Голд полностью захватил контроль над Джейком, если самому ему казалось, что он обуздал псевдоврага, всадив в него пулю, то на деле он сам стал жертвой своего внутреннего врага и попал под его контроль. Ещё часть ответа про двух сокамерников Джейка мы узнаем позже, но метафизическая суть, символизируемая тюремной камерой теперь ясна.

В поисках ответов полный сомнений Джейк направляется к резиденции мистера Маки. Звучит голос Ави: «Используй того, кого считаешь своим врагом, для уничтожения истинного противника». Начинается курьёзная сцена, настолько же вычурная, насколько и продуманная. В ней Джейк начинает унижаться и просить прощения перед кроватью мистера Маки, который проснулся и замер в страхе при виде своего врага с пистолетом в руках.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Джейк помнит закон: «Ничто не приносит человеку столько страданий, как унижение и потеря денег». Он пытается погрузиться в страдания, чтобы тем самым насолить Сэму Голду, который явно этого не любит. В этот момент начинается ожесточённая борьба внутри героя между ним самим и Голдом. Тот настырно призывает Джейка перестать и застрелить Маку.

Но Грин стиснув зубы продолжает пресмыкаться и просит прощения за свои действия мистера Маку, пригнувшись около его ступни. Всё это злит Голда, он начинает вести стройный диалог с Джейком, сбросив маски, выводя на чистую воду всё своё сущее. Теперь Грин может ясно слышать, что он и Голд – разные сущности, что желания Голда не тождественны собственным желаниям Грина, Джейк может видеть своего врага перед собой. Он выходит из иллюзии, и настаёт время «просыпаться».

Сцена в лифте

Сразу из спальни мистера Маки Джейк выходит в лестничный пролёт, но вновь вспоминает слова Ави: «Ты найдешь его там, куда тебе меньше всего захочется идти». И Джейк направляется в лифт, двери закрываются и начинается спуск. Между 14 и 12 этажом (думаю, пояснения насчёт 13 этажа излишни) лифт застревает, свет гаснет, помещение наполняется тёмно-синим цветом (цвет освобождения). Нахлынувший страх вновь вынуждает Голда говорить, тот пытается внушить этот страх Джейку, но тот лишь говорит, что слышит его. Голд заметно начинает паниковать, говорит, что Зак и Ави – настоящие враги Джейка, а он – его лучший друг.

Голд сообщает о себе, что он защищает Джейка, но он им и управляет (Голд раскрывает от безысходности все свои карты). После шедеврального по своей сути диа-монолога, в котором визуально Джейка показывают причёсанным и спокойным, а Голда как такого же Джейка, только растрёпанного и истеричного, Голд приставляет к голове пистолет и кричит «Ты хочешь от меня избавиться?». Затем звучит выстрел, Голд пропадает, Джейк остаётся один. Выдерживается художественная пауза. Вдруг Сэм Голд вновь неожиданно появляется на экране и говорит, что никуда не исчез и что Джейк не сможет обойтись без него.

Перед нами Джейк Грин или Сэм Голд?
Перед нами Джейк Грин или Сэм Голд?

Через этот момент передаётся невозможность физического искоренения из человека Сэма Голда, невообразимо просто заставить его исчезнуть. А толковому читателю уже давно стало понятно, что Джейк в этой сцене олицетворяет вообще каждого человека перед надменным ликом Голда, он лишь пример, лишь один из многих. Но Джейк осознал главное: Голд – это не он сам.

Его лучшая разводка заключалась в том, что он заставил тебя поверить, что он - это ты.

Итогом сего действия, которое автор настоятельно рекомендует отсмотреть отдельно от фильма либо вместе с остальным фильмом, становится подавление Голда, Джейк берёт над собой контроль, свет в лифте загорается белым (очищение), и кабина вновь начинает спускаться.

Внизу Джейк встречает Маку, который, отойдя от шока, взял пистолет и теперь готов убить Джейка, но последний не дёргается и смотрит на мистера Маку молча. Тот находится в недоумении - на Грина наставлен ствол пистолета, а тот и не подаёт вида, что ему страшно.

Но Джейк уже знает: Мака такая же жертва Голда, как и остальные, не он сейчас наставил пистолет, а Голд внутри него, который жаждет подпитаться страхом врага, и именно поэтому Грин не выдаёт никакой эмоции. Мака в отчаянии, у него нет рычагов давления сильнее, по его щекам начинают течь слёзы, он начинает лихорадочно повторять «Бойся меня!», но Грин понял, что Голд отныне безвреден для него, и проходит мимо Маки. Голос мистера Маки постепенно угасает.

Развязка. Что за болезнь была у Джейка?

На следующий день фильм раскрывает Голда внутри мистера Маки. Он узнаёт, что неизвестный отдал кучу денег в детские дома и представился Макой (разумеется, это подавивший Голда мистер Грин). Мака не спешит говорить, что он ничего не отдавал, Голд внутри него ясно приказывает: «Скажи всем, что это ты! Никто не узнает об этом».

Мака боится Голда, но не понимает, что он сидит внутри него. Он всё ещё боится встречи с ним, боится, что Голд узнает о срыве сделки, эти мысли гложут его изнутри. Но мистер Голд, как мы с вами теперь понимаем, изначально всё знал, и теперь он в качестве давления внушает все эти мысли Маке. Голд не прощает ошибок, он заставляет трепетать перед собой.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Джейк вместе с Заком и Ави приезжает в казино Маки. Зачем? Он хочет отдать последние деньги Маке, чтобы в очередной раз надавить на Голда внутри себя, ведь Сэм Голд ненавидит унижение и потерю денег. Он проводит последний за фильм разговор с Заком и Ави.

Мы видим во рту у Ави ту самую спичку, которую Грин использовал как закладку для книг в тюрьме, вспоминаем сцену, в которой Зак опирался на учебники по квантовой физике. Теперь и этот пазл складывается до конца. Именно Зак и Ави были теми самыми соседями по камере Джейка. Они подарили ему формулу, однако после побега Зака и Ави сам Грин остался в тюрьме своего Эго.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Но кто же такие Зак и Ави на самом деле? Ави говорит: «Мы – это ты». Зак и Ави также часть личности Джейка, это его самодисциплина, лучшие черты, которые пытаются подавить худшие (Голда).

Становится ясно, причём тут был инсайд, что Зак и Ави связаны с Голдом. Они его антипод, если тот заковывает в цепи, то они эти цепи разрушают; они – вечные соперники. И Голд их не трогает, потому что только они могут быть более могущественными, чем он сам. Они отбирают всё, но отбирают не у человека, а у Голда, чтобы он вышел из тени. Они показывают людям, кто их истинный противник.

В том числе, сбежав из тюрьмы, Зак с Ави обчистили Джейка, вынуждая его начать с чистого листа, однако Джейк вновь пускается в обман и алчность, что говорит о том, что он не избавился от власти Голда и действительно так и не покинул тюрьму. Здесь можно провести параллель с визитками Зака.

Вспомним: в первый раз Заку не удалось спасти Джейка, он поддался страху, внушаемому Голдом, а во второй раз он таки смог его спасти.

Так что же за болезнь была у Джейка? Думаю теперь на этот вопрос дан ответ. Обратим внимание ещё раз – когда Грин попадает к Заку и Ави, он болен. И сообщение об отсутствии болезни приходит именно тогда, когда Джейк начинает догадываться о Голде (его монолог во втором акте).

Финал

Джейк приходит к Маке с деньгами. У Маки заложник, он грозится убить маленькую девочку, дочь брата Джейка за то, что Джейк сорвал сделку с Голдом. Мака всё ещё до смерти боится гнева Сэма Голда (этот гнев на самом деле сказывается на нём в виде страха).

Грин пытается рассказать правду про Голда, почему от него невозможно ничего скрыть и что идти на сделку с ним означает проиграть. Но уже поздно: Мака теряет контроль из-за страха, который ему внушил Голд. Он наставляет пистолет себе на висок. Двадцать пятым кадром появляется лицо Джейка, показывающего пальцем себе на висок, изображая пальцами пистолет.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Во-первых, это деталь, позволяющая понять, что желание это сделать внушил Маке мистер Голд. Во-вторых, это отсылает нас обратно к сцене в лифте, где Голд также напоказ попытался застрелить себя в висок, демонстрируя, что от него невозможно сбежать. Самоубийство Маки – тоже символический момент, как и болезнь Джейка. Он показывает исход, благоприятный для Сэма Голда, полное подавление личности, последняя как бы пропадает насовсем (символическая смерть), потому что ею полностью управляет её второе «я».

Взаимоотношения мистера Грина и мистера Маки тоже представляют собой картину: Грин под крылом Зака и Ави (которые суть - часть самого Джейка) срывает последнему сделку с Голдом, то бишь подобно своим наставникам пытается спасти Маку от влияния Сэма Голда – сначала отбирает деньги, выигрывая их в казино; затем срывает сделку, в конце подавляет Голда в Маке, проходя мимо него, не показав страха.

Но в конце концов ему не удаётся вытащить Маку, потому что тот уже слишком глубоко попал в сети Голда, он не просто не отличает его от себя, но и видит отдельную нависающую над его будущим фигуру бизнесмена Голда, способного уничтожить мистера Маку за неподчинение.

В титрах приводятся выдержки из интервью с различными психологами, которые рассказывают, почему Эго является худшим и величайшим из противников для каждого человека. К сожалению, эти интервью не озвучены на русском языке, в нашей локализации они остались с озвучкой оригинала, но основную суть я передал.

Итог. Револьвер – среднячок?

Перед оценкой приведённого сюжета отметим иные детали о фильме. Операторская работа объективно хорошая, планы не из ряда вон, но вполне эстетичные – это можно видеть по представленным кадрам. Цветокоррекция, завязанная на символике картины достойна отдельного упоминания и плюса в копилку сего полотна, всё-таки кадры с цветокором сочные, приятные глазу, не хуже всяких Джонов Уиков и Бегущих по лезвию.

Актёры играют шикарно, этот фильм – одна из редчайших ролей Джейсона Стэтхэма, где он отыграл объёмного персонажа, а не безликого гангстерюгу, размахивающего кулаками; без его впечатляющего перформанса сцена в лифте была бы не такой запоминающейся. Рэй Лиотта (мистер Мака) ничуть не уступает Джейсону, его игре веришь, он не похож на клишированного злодея, у него есть какая-то доступная многим людям изнанка, что делает образ более близким и понятным.

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Многие художественные ходы по типу упомянутой анимации, альтернативной сцены смерти Джейка от автомобиля, двадцать пятый кадр с пальцевым пистолетом у виска, а также монтаж в сцене с зачисткой здания от бандитов Утилизатором (наёмником Маки) также достойны отдельного внимания. Через них чувствуется, что фильм сделан с искренним посылом, использованы многогранные методы для перенесения этого посыла через экраны в умы зрителей. И разумеется все эти элементы в силу своей уместности и оригинальности добавляют фильму художественной ценности.

Многие более мелкие детали, как например интерьер вокруг Маки на протяжении истории и вообще отдельные длительные сцены с его сюжетной линией не были рассмотрены, хотя их тоже хочется обсуждать, но они были отложены, поскольку всё же не прямо относятся к основной идее фильма и нужны в основном для цельности, живости и символичности повествования.

Философия «Револьвера»

Да, идея, заложенная в полотно, не является простой сама по себе и сверх того, её не так просто раскусить через просмотр фильма. Другими словами, он заставляет задумываться, осмыслять и анализировать. Но этим могут похвастаться многие современные фильмы, сделать сюжет запутанным и хитросплетённым не так уж сложно. Гораздо реже можно найти фильмы с подобным необыкновенным посылом.

Идея, озвученная здесь, копает вглубь человеческой души, где открывается её делимость на части, и каждая из частей может не узнавать другую. Вопреки примитивным трактовкам, у этой концепции нет общего с диссоциативным расстройством личности (как в распиаренном «Бойцовском клубе»). Но у неё гораздо больше общего с фрейдизмом – делением на Ид, Эго и Супер-Эго.

Кратенько: Ид – это бессознательная часть, которая не поддаётся контролю сознанием, она воплощена в инстинктах и руководствуется животным удовлетворением.

Эго – это то, что понимается человеком под собой, оно контролируется внешне, ассоциируется с сознанием.

Супер-Эго – структура, осуществляющая самоконтроль, это надстройка личности, которая формируется воспитанием и средой, включает в себя нравственный кодекс, духовность.

Как можно видеть, Эго человек признает за самого себя, а не за частицу, как это есть на самом деле. Зака и Ави можно сравнить с Супер-Эго довольно однозначно, однако фигура, именуемая Сэмом Голдом, в этом плане сочетает в себе Эго и Ид, поскольку выдаёт себя за Эго, но функционирует как Ид, внушая животный страх, играя на примитивных рефлексах и инстинктах человека.

Иронично, но мы, цивилизованные люди двадцать первого века, всё же недалеко ушли от своих диких предков и всё ещё во многом полагаемся на бессознательные механизмы, сформированные эволюционно в течение тысячелетий, а не социально, в течение одной жизни.

Идея, приводимая «Револьвером», делает его в какой-то степени идеологически заряженным, ведь зрителю прямо показывают, что в его голове, как и в голове героя живёт нечто, что он не замечает, но это нечто незаметно управляет им и принимает за него решения. Что же ему делать с этим?

Скрытый смысл фильма "Револьвер"

Можно загнаться паранойей, что в нём обитают «голоса» и что он не управляет собой. Но здоровый человек, если до него доходит посыл, начинает воспринимать мораль вполне практически: Сэм Голд в каждом, и фильм уже сделал шаг за зрителя – указал ему на существование этой сущности (он – это не ты). Чтобы вырваться из игры Голда и начать самому принимать за себя решения, нужно идти наперекор своим страхам, необходимо делать то, что «убивало» тебя. Но то, что тебя не убивает, то делает тебя сильнее.

И перестав подкармливать внутреннего врага тем, что ему нравится и по совместительству тем, что он внушил как приятное тебе, мы ощущаем боль, за которой он скрывается. Эта боль ударяет не по нам, а по Голду, в этом мы убеждаемся, когда, переступив через боль, обретаем то, что желаем на самом деле – свободу. Свободу от страхов, от внутренних демонов, сомнений, слабостей, что не дают крыльям полностью развернуться.

Голд хочет оставаться незамеченным, хочет продолжать носить гордое имя «Я» и продолжать действовать из тени. Но человеческие слабости – на самом деле им не принадлежат, они инородны, как пули в теле. Поняв, чего мы искренне желаем, и почему эти желания расходятся с действиями мы можем прийти вновь к Голду.

Разумеется, не стоит бездумно переносить элемент из художественного произведения напрямую и орать на себя в лифте. Сэм Голд в действительности – часть человека, принимаемая за целое, из-за чего игнорируется всё остальное, включая внутренние аналоги Зака и Ави. Но если эту часть в себе найти и если её подавить, тогда можно открыть в себе путь к возвышению и к свободе над страхами и слабостями.

Но возвращаясь к фильму, разве эта глубокая и на удивление практичная в жизни идея не должна бы возвести произведение в ранг шедевров? Это элемент, до которого не доходят другие фильмы, даже те из них, которые хотят казаться философскими и берут для осмысления сложные неоднозначные темы. «Револьвер» использует все ресурсы визуального повествования, чтобы нарисовать метафору человека, и чтобы показать путь к преодолению себя, к саморазвитию (в первозданном, не испорченном масс-культурой смысле).

Сколько бы публика не любила Гая Ричи, но ни одно его другое произведение и близко не доходит до уровня деконструкции и изящности, которой удалось достичь в «Револьвере». Игры смыслов, символы, отсылки, философские идеи – всё это делает кино необходимым для просмотра. Лишь не разглядев все тонкости и подтексты повествования, можно говорить, что фильм - это криминальный проходнячок, в котором автор попытался нагруженностью создать видимость глубины.

На деле критики просто тонут в этой глубине, не особо стараясь разобрать, что к чему. Многие из них даже не понимают, кто такой на самом деле Сэм Голд и кто такие Зак и Ави, хотя иных самостоятельных трактовок, в корне отличных от приведённой в этой статье и быть не может, если автор интерпретации не свяжется с сомнительной эзотерикой или богословием. Именно подтекст заставляет взглянуть на «Револьвер» под совершенно иным углом, и я надеюсь, что вам удалось взглянуть этим всевидящим взором вместе со мной.

- Проснитесь, мистер Грин

20
6 комментариев

Хороший разбор на хороший фильм)

6
Ответить

Спасибо)

1
Ответить

Отличная статья, спасибо!

3
Ответить

Как я рада, что нашла эту статью, спасибо автору за труд!

1
Ответить

Brilliants!!! Спасибо огромное вам!!!

Ответить

Благодарю 🙏🏻 классный разбор и очень глубокий и познавательный , после которого прежним уже не будешь !

Ответить