Как аудит поможет ресторану больше зарабатывать?

Как аудит поможет ресторану больше зарабатывать?

Дисциплина и контроль рабочих процессов — обязательные условия для развития ресторана. Тщательная поэтапная проверка поможет увидеть полную картину и понять, как сократить расходы, где слабые места, а где — точки роста. То есть сделать бизнес прибыльным. Рассказываем, какие типы независимых аудитов существуют и чем они полезны.

В каких продуктах хранятся ваши деньги: аудит складского учета

Аудит товарно-складского учета (ТСУ) нужен, чтобы проверить стоимость товаров и их наличие в заведении. В том числе фудкост, норма которого, как принято считать, — 27-30%. Но даже если этот показатель в норме, не факт, что в ТСУ нет случайных ошибок или обмана со стороны персонала.

Например, бухгалтер одного из наших клиентов вступил в сговор с поставщиками. Он покупал больше товаров, чем указывал в документах, разницу продавал, а прибыль делил с поставщиками. Перед инвентаризацией все показатели “подбивались” до нужных. Поэтому клиент не догадывался об обмане четыре года. И подобные сговоры, к сожалению, не редкость со стороны шеф-поваров, бухгалтеров, управляющих и других недобросовестных сотрудников.

Поэтому контролируйте цепочку “расходы на закупку — целесообразная наценка — прибыль”. ТСУ — это несколько аспектов, важных в работе ресторана:

  • добросовестность работников;
  • точный подсчет остатков, недостач и излишков;
  • правильный фудкост.

Чтобы проверить, как все работает, нужен своевременный аудит ТСУ. Он проходит в несколько этапов:

  • Проверка расширенной оборотно-сальдовой ведомости за прошлый месяц.
  • Анализ инвентаризации: насколько точно и как часто она проводилась, есть ли расхождения, все ли товары были подсчитаны.
  • Анализ движения товаров с учетом обнаруженных недочетов.
  • Проверка номенклатуры. Одно наименование должно соответствовать одному продукту, названия должны быть унифицированными.
  • Аудит техкарт. Проверяется корректность граммовок, цен, себестоимости и пр. Актуализация данных поможет не допустить неоправданно сильного роста себестоимости. Что особенно важно, когда рынок нестабилен, а цены растут.
  • Проверка по отчетам ЕГАИС, как происходит учет алкогольной продукции.

На каждом этапе можно обнаружить ошибки или обман со стороны персонала. Что делать с этой информацией — только вам решать. Ограничиться предупреждением или ввести санкции.

Товарно-складской учет держится на “трех китах” — настройка базы, контроль и инвентаризация. Поэтому важность аудита сложно переоценить, какого бы размера ни был ресторанный проект. Чем он крупнее, тем больше объем работы, но и тем больше возможностей для роста эффективности и прибыльности.

На чем вы теряете деньги: аудит управленческого учета

Управленческий учет — ключ к тому, чтобы принимать грамотные и взвешенные решения на основе корректной финансовой информации. Ресторан перестал приносить прибыль? Нет прозрачности денежных потоков? Это повод провести аудит. Результаты правильного аудита:

  • классификация доходов и расходов, чтобы в будущем было проще следить за их динамикой;
  • оптимизация оборотного капитала;
  • обнаружение слабых мест — причин оттока денег;
  • пути экономии без ущерба качеству;
  • понимание потенциальных проблем и знание, как к ним подготовиться.

Для этого проверяют все статьи расходов, выручку, информацию о списанной себестоимости проданных блюд, обязательные платежи и так далее. Если какие-либо платежи не зафиксированы в системе, значит, отчеты не отражают реальность. То есть собственник бизнеса не видит полной картины и не может правильно принимать стратегические решения. Примеры пробелов в учете:

  • не отражаются коммунальные платежи;
  • не происходит расчет и выплата зарплаты в iiko;
  • в плане счетов не распределяются денежные средства;
  • увеличивается задолженность перед поставщиками.

Все ли сотрудники честны с вами: аудит опасных операций

Опасная операция — это любая кассовая операция, из-за которой снижается сумма заказа: продажа без пречека, многократное использование одного и того же пречека, удаление позиций после его печати и пр. Такое случается из-за небрежности или обмана со стороны персонала.

Например, гость оплачивает наличными. Сотрудник отменяет заказ, не выдает ему чек, а деньги забирает себе. Когда позже другой клиент заказывает эту же позицию и оплачивает картой, работник ресторана проводит операцию как за отмененный первый заказ. А руководству объясняет, что гость торопился и отказался от блюда.

Иногда отмена пречека — обоснованное действие. Например, клиенту ошибочно приготовили блюдо с ингредиентом, который он просил заменить. Но если один и тот же работник постоянно отменяет пречеки, высок шанс, что это махинация.

Именно поэтому вне зависимости от причины работать с журналом событий нужно. Важно:

  • Читать комментарии к операциям.
  • Следить, какое стоит время открытия заказа, печати пречека, его отмены.
  • Контролировать, не фигурирует ли постоянно один и тот же сотрудник.
  • Регулярно проверять операции.

Последний пункт как раз включает в себя аудит, по результатам которого эксперты дают рекомендации, как минимизировать риски потери выручки.

Куда расти вашему бизнесу: стратегическая сессия

Стратегическая сессия — это диалог с экспертом, который охватывает все важные сферы: учет, работу с гостями, доставку, масштабирование. По его результатам составляется подробный практический план действий. И это не общие советы, а карта развития, разработанная для конкретной ситуации.

Как понять, что для роста бизнеса необходима стратегическая сессия:

  • вы уже работаете с IT-сервисами, но они не полностью закрывают задачи;
  • у ресторана низкие показатели;
  • вы хотите улучшить систему доставки, маркетинга или другой контур;
  • вы собираетесь запускать доставку или открывать новые точки по франшизе;
  • вы не можете выбрать IT-сервисы среди множества предложений.

Во время стратегической сессии вы встречаетесь с куратором, который предварительно изучит проект, найдет узкие места и поможет подобрать оптимальные пути развития. Это удобно, так как все проходит онлайн, а опыт эксперта состоит из 500+ реализованных проектов. То есть ресторатору не придется набивать шишки, принимая решения самостоятельно. Вместо этого он получает решение, продуманное на основе успешно сработавших кейсов.

Подведем итоги

Аудиты ТСУ, управленческого учета, опасных операций и стратегическая сессия — это несколько способов по-новому взглянуть на процессы в ресторане, чтобы найти и исключить ошибки, решить проблемы и увеличить прибыль.

Все перечисленные методы дополняют друг друга и направлены на разные контуры ресторанного бизнеса. Поэтому самое правильное — использовать их в совокупности. Если вы понимаете, что показатели заведения далеки от желаемых, значит, вам нужна независимая проверка. Наши специалистыНаши специалисты Наши специалистыпроведут аудит, найдут ошибки и дадут рекомендации, как их избежать в будущем.

11
4 комментария

за счет аудитов можно проверить куда утекают деньги и где бреши в системе

1

Как часто нужно проводить такие аудиты?

Ну я считаю, что в конце каждого квартала самое правильное решение!

Рекомендуем проводить аудиты не реже, чем раз в 2-3 месяца. Периодичность зависит от размера заведения: чем оно больше, тем больше документации, данных и объема работы. Главное - делать это регулярно. А если заметили снижение прибыли, количества гостей, подозреваете сговор и пр., лучше не затягивать с внеочередной независимой проверкой.