«Будущее за фастфудом, будущее за форматами QSR» — интервью Магомеда Костоева

Лидер донерного стартапа «Донер 42» от «Додо пицца» Магомед Костоев рассказал ведущим подкаста «Прикуси Язык» о революционной шаурме и будущем ресторанного рынка после пандемии.

​Магомед Костоев о проекте «Донер 42»
​Магомед Костоев о проекте «Донер 42»

Магомед, расскажи, что случилось с проектом Burger & Pizzoni и как ты оказался в новом проекте «Додо пицца»?

Случилось то, что случается довольно часто с ресторанным бизнесом Москвы. Первый проект был очень удачным (Burger & Pizzoni), он выстрелил, не вкладывая ни рубля ни в маркетинг, ни в рекламу, мы дошли до оборота почти в 4 млн.

Но такого оборота было недостаточно, чтобы открыть еще 4 точки, как мы планировали. К тому же, большая часть арендодателей бизнес-центра, в котором располагался наш ресторан, съехали.

И вишенкой на торте было закрытие Олимпийского, который тоже приносил немало посетителей. Мы поняли, что лучше зафиксировать убыток и закрыться, чем бесконечно плодить убытки.

Как вы познакомились с Федором Овчинниковым и как он тебе предложил заниматься проектом?

Я искал инвестиции на следующий ресторан и хотел даже открываться в Грозном. Я родился в этом городе и жил там до 1993 года, а в 13 лет переехал в Москву.

В Грозном намного меньше конкуренция, чем в Москве, свой локальный чеченский маркетинг и он отлично работает в ресторанной сфере. В это же время совершенно случайно мы встретились с Федором за чашкой кофе.

Он говорил, что «Додо пицца» расширяет сферу бизнеса. Мы обсуждали, что ему в команду нужны люди с предпринимательским опытом, которые возглавят новые направления. А еще через пару встреч мы пожали друг другу руки.

Сейчас новый проект — это такой бизнес в бизнесе.

Я — мини-основатель этого направления, сам набираю команду. У нас свой бюджет, своя стратегия, свое видение SMM-направления, PR, брендинга и прочее.

То есть ваш проект — это обособленное подразделение. Расскажи, будете ли вы использовать ресурсы Додо?

Естественно, глупо не пользоваться ресурсами «Додо», так как команда очень мощная. Однако, так как я являюсь основателем направления, у меня собственное видение относительно некоторых моментов.

Например, дизайнера взяли на аутсорсе и решение относительно ее работы мы принимаем все вместе внутри нашего коллектива. По сути, у нас обособленная команда, но в то же время мы часть «Додо».

Вы разрабатываете отдельное приложение для вашего проекта. Как оно будет работать?

Знаете приложение «Где шаверма»? Сейчас это самый мощный агрегатор точек шаурмы, донеров и кебабов по России. Основатели этого проекта — Арсений Васильев и Георгий Шагинян.

Компания «Додо пицца» купила это приложение и предложила Арсению и Гоше перейти в команду «Додо» для того, чтобы заниматься разработкой с нуля нового приложения для нашего стартапа, который называется «Донер 42».

Хочу рассказать о Dodo IS. Это информационная система, которая разрабатывалась с нуля 8 лет назад. Одним из плюсов работы с такой системой является то, что к ней можно подключить любое устройство. В какой-то момент стало очевидно, что «Додо» — это ИТ-компания, так как есть сильные разработчики в этой сфере.

Поэтому было принято решение расширяться за счет внутренних мощных ресурсов для развития других направлений. Шаурма и кофе — два самых популярных пищевых продукта, так и родилась идея о создании «Донер 42».

Суть использования приложения для нашего проекта очень проста: вы выбираете все ингредиенты для шаурмы, напитки и закуски, оплачиваете стандартными способами и как только ваш заказ будет готов, приложение вам об этом сообщит. Так же через это приложение можно будет наблюдать через камеру за всеми этапами готовки на кухне.

Что такое «Донер 42»?

• Экстремально быстро.

• Вкусно.

• Доступно.

• Безопасно.

• Удобно.

В планах на будущее у нас: все перевести в digital. Мы хотим работать без кассиров, так как бесконтактная оплата — самый безопасный способ взаимодействия с общепитом.

Расскажи поподробнее про продукт, в чем его уникальность?

Вкус у нас на первом месте и поэтому мне удалось схантить ресторанного шефа для работы в нашем проекте. Однако идеи мы генерим все вместе.

Наш шеф разрабатывает рецептуру соуса и после многочисленных дегустаций мы ее утверждаем. Потом идем к производителю соусов с конкретным запросом и технологической картой.

Проработка шаурмы «Донер 42»
Проработка шаурмы «Донер 42»

Важный момент — мы отказались от вертела на точке. Главная проблема мяса на вертеле — это антисанитария. Ведь жар от гриля направлен лишь на первые слои мяса, в то время как в самом центре оно может быть еле теплым, что уже является опасным нарушением.

Второй момент: грамотно жарить мясо на вертеле только кажется легко, а на деле требует постоянного контроля и понимания технологии приготовления сочного продукта. В-третьих, мясо при таком способе приготовления зачастую бывает пересушенным.

Мы же исследовали все виды тепловой обработки мяса на всевозможном оборудовании и остановились на использовании пароконвектомата. Для нас это оказалось идеальным вариантом.

Так как мы хотим сделать этот бизнес максимально простым с точки зрения операционного управления, то на точку мясо будет поступать уже идеально порезанным и замаринованным. Работнику кухни остается запечь мясо на определенной программе.

Тем самым мы исключаем практически все риски при приготовлении мяса и на выходе получаем сочные кусочки, которые будут ждать своего покупателя на мармите.

Проработка маринада и обжарки мяса ​
Проработка маринада и обжарки мяса ​

Магомед, а поясни про название проекта? Почему «Донер 42»?

Поначалу нам казалось, что с названием все будет просто, ведь это шаурма. В итоге мы перебрали около 400 названий, которые мы все нагенерили.

Требований было немного. Основное: название должно звучать и на русском и на английском. А «Донер» на обоих языках звучит одинаково.

В книге «Автостопом по галактике» есть число 42 — ответ на главный вопрос жизни? Арсений Васильев вспомнил об этом, и мы поняли, что это оно завершит наше название.

Однако мы не можем зарегистрировать «Донер 42» как товарный знак, но можем зарегистрировать логотип. И мы обратились в дизайнеров агентство Logomachine, сейчас находимся в ожидании крутого продукта от этих ребят.

На какой стадии сейчас находится ваш проект и не отодвигается ли у вас открытие в связи с пандемией?

Сейчас мы находимся на стадии согласования договора по аренде, а условия меняются каждую неделю из-за карантина. Поэтому сейчас мы активно ведем переговоры по арендной ставке.

Как вы планируете развивать проект?

Наше будущее — это франшиза. В конце лета планируется ежегодный съезд партнеров «Додо пицца», и на одном из выступлений я расскажу о нашей бизнес-модели. Тогда же упомяну о том, когда мы запустим франшизу.

Друзья, будущее за фастфудом, будущее за форматами QSR (Quick-Service Restaurant). Какой бы ни был кризис, рестораны премиального уровня закрываются первыми, рестораны среднего уровня страдают меньше, однако фаст-фуд выживает лучше всех.

Расскажи, есть ли у тебя какие-то инсайды, как выживают сейчас рестораны в Москве? Спасает ли доставка?

Ресторан — это офлайн-бизнес, которому необходимы прежде всего гости и их присутствие за столиками. К сожалению, сейчас нет единого ответа на вопрос «Что делать ресторанам?»

Возможно, кого-то спасет подключение к крупных агрегаторам, однако это не панацея, так как у них большие проценты за сотрудничество. Тем более доставка — это не самый маржинальный бизнес. Упаковка, курьеры, много больших расходов.

Есть ли у тебя прогнозы, когда ресторанный рынок сможет вернуться к прежним оборотам?

По моим прогнозам, уже в конце мая начнет возможно все налаживаться. А восстанавливаться индустрия будет не менее 2 лет, так как ресторанный, гостиничный и туристический бизнесы пострадали очень сильно.

Ведь аренду никто не хочет снижать, а посетителей и гостей нет. Предполагаю, что будет несколько волн закрытия ресторанов.

Полную версию интервью вы можете послушать в Telegram-канале «Прикуси язык». Новые выпуски о ресторанной индустрии выходят каждую неделю.

2727
43 комментария

Все это хорошо, но почему ваша пицца не вкусная? Вот сколько не спрашивал говорят ну так себе или говорят пипец. Дорого и не вкусно! 

20
Ответить

Еда это вкусовщина. Я сам занимался развитием сетки, там одно из подразделений занималось пиццей. Так вот, общаясь с шефами, поварами и продавцами понял, что невозможно приготовить пиццу, которая бы устраивала гурмана и при этом нравилась бы обывателю и тёте Любе из соседнего дома. Уверен что додо делает такую пиццу, которая бы устраивала больший процент потребителей этого продукта.

12
Ответить

Очень сильно зависит от конкретной точки.
Часто посещал додо у дома в Казани, пару раз попробовал у дома в Москве.
В Казани казалось божественной, в Москве так себе, обычная пицца и даже чуть чуть отталкивающая внешним видом (не аппетитная).

7
Ответить

Пожалуй, только мак может себе позволить независимо от расположения точки готовить одну и ту пищу, одинаковую по всем параметрам.
Будь это Новороссийск или центр Москвы и тд.
Додо, это больше маркетинг, бизнес-процессы, стандарты, команда. Это бизнес в Рашке за который не стыдно, Дудю не помешало бы взять интервью у основателя. Конечно это не кремниевая долина, но Додо молодцы. А вкус у кого как. Я просто у них не заказываю

7
Ответить

Потому что пицца - это не их продукт, как какая-нибудь Lucali в Бруклине. Их продукт - это купить пиццу. Совершенно разные бизнес-модели.

3
Ответить

согласен. у додо пицца не самая вкусная. 

1
Ответить

Потому что это не пицца. Это пирог с начинкой сверху

1
Ответить