{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ниша на сотни миллиардов рублей: технологии управления кофе to go в торговых сетях

Продажа кофе «с собой» — один из немногих сегментов рынка, уверенно растущих из года в год. Продукт имеет стабильный спрос, ведь за последние несколько лет россияне крепко «подсели» на кофе и сегодня покупают его чаще, чем чай.

Может ли продуктовый магазин у дома стать кофейней?

Кофе присутствует в каждом третьем чеке заведений общепита и его потребление растет, говорится в исследовании The NPD Group. Причем, если раньше его преимущественно заказывали в кофейнях и кафе, то теперь кофе пьют в фастфуде и рознице.

Привлекательна и маржинальность: себестоимость стаканчика кофе редко превышает 30 рублей, а розничная цена не опускается ниже 80-100 рублей. При наличии торговой точки с трафиком в районе 1000 человек в день вполне реально без особых усилий продавать по 100-150 чашек кофе ежедневно, если торговая точка находится рядом с бизнес-центром, при АЗС, или на «муравьиных тропах» на выходе из метро. Месячную выручку с одной кофезоны можете посчитать сами…

Если же Ваша торговая точка находится в спальном районе или в ней просто преобладает дневной/вечерний трафик, то конверсии будут ниже, но конверсия даже 2-3% может стать ощутимым источником прибыли, если использовать максимально автоматизированное решение.

У данного направления бизнеса множество незаполненных перспективных ниш: офисы крупных компаний и клиентские отделения банков, МФЦ госуслуг и салоны связи, залы ожидания вокзалов и аэропортов, и даже почтовые отделения. Закрыть эти ниши позволит развитие автоматизированных кофепоинтов — они работают без продавца-бариста и занимают всего 1,5-2 метра площади.

Почти как вендинговые аппараты, но с одним важным отличием: продавая хороший кофе из профессиональной автоматической кофемашины, а не разбавленный кипятком концентрат, можно обеспечить себе более высокий средний чек и постоянных клиентов, которые будут возвращаться за вкусным, качественным напитком. Сегодня мало кто может объяснить разницу в устройстве стандартной вендинговой кофеварки и профессиональной автоматической кофемашины, способной приготовить напитки, аналогичные тем, которые предлагает традиционные кофейни.

Вендинг (кофе из концентрата) vs профессиональная кофемашина-суперавтомат

Отличие сразу бросается в глаза, если сравнивать внутреннее устройство двух агрегатов – у вендинговой кофемашины большую часть внутреннего пространства занимают бункеры с порошковым концентратом, а у профессиональной кофеварки мы видим множество исполнительных механизмов, еле-еле помещающихся в корпусе. Формообразующая пустота против технологической насыщенности.

Неудивительно, что стоимость вендингового аппарата в 4-5 раз ниже, чем кофемашины немецкого или швейцарского производства, хотя внешне эти устройства часто похожи. В результате часто можно услышать мнение «автомат не может готовить вкусный кофе» — но, скорее всего, такие «эксперты» просто не пробовали кофе из настроенной профессиональной автоматической кофемашины.

Кофе в супермаркете

Наиболее перспективная ниша для кофе to go — сетевой ритейл. Крупнейшие торговые сети до сих пор не делают ставку на развитие собственных кофейных решений. Даже гиганты вроде Walmart, Costco и Carrefour с десятками тысяч торговых комплексов, предпочитают работать в формате shop-in-shop, пуская на свою территорию арендаторов вроде Costa Express или Starbucks.

Заметных успехов добилась сеть 7-eleven, которая активно развивает собственное кофейное предложение. И что интересно: в недавнем тесте издания Business Insider холодный кофе на вынос под брендом «7-eleven» победил такие именитые кофейные бренды, как Starbucks, McDonalds и Dunkin’ Donuts.

Холодный кофе собственной торговой марки 7-eleven в тесте издания Business Insider

В то же время сети могли бы зарабатывать гораздо больше за счёт эффекта синергии: с одной стороны, большой трафик покупателей позволяет продавать много кофе и увеличивать их средний чек в магазине. А с другой — интеграция кофейных точек дает возможность лучше понять покупателей и предоставить им дополнительный сервис». Когда условные Tesco, «Магнит» или «Ашан» начнут ассоциироваться у потребителей не только с ассортиментом продуктов, но и хорошим кофе, у людей возрастет мотивация чаще заходить в магазин и совершать покупки.

Сеть Lidl начала встраивать кофезоны в пространство своих магазинов

Почему другие торговые сети не спешат развивать собственные кофейные решения? Как правило, стратегический менеджмент ведущих торговых сетей слепо следует рекомендациям топовых экспертов и консалтеров, всегда дающих «добрые советы» в интересах глобальных сетей кофеен (естественно, не бескорыстно). Руководство торговых сетей не всегда понимает, как грамотно организовать собственный кофейный бизнес. Не хватает экспертизы, нет представления о существующих инструментах и технологических решениях. Когда ты не понимаешь, чем отличается банальный вендинговый автомат от профессиональной кофемашины-суперавтомата, и просто не знаешь, с чего начать — гораздо проще пустить рекомендованных консалтерами арендаторов и считать тему закрытой.

Посетители получат, в принципе, неплохой кофе, кофейня — заработает денег, торговая сеть будет иметь свою «копеечку» за аренду. А упущенная прибыль и нереализованные маркетинговые бенефиты — проблема акционеров или занятых более глобальными задачами топ-менеджеров сетей. От них, что называется, не убудет. По крайней мере до тех пор, пока менее закостенелые конкуренты не начнут развивать собственные кофейные направления и отвоёвывать заметные доли рынка.

Автоматизировать и «мониторить»

О том, как бороться с консерватизмом руководства некоторых торговых сетей и об особенностях взаимовыгодных отношений консалтинга с крупнейшими сетевыми кофейнями я рассуждать не стану. Пусть это остаётся на профессиональной совести всех причастных… Вместо этого сосредоточусь на близкой мне теме — технологических особенностях организации кофейного бизнеса в рамках крупного сетевого ритейла. Благо, имею 25-летний опыт успешных сетевых проектов, связанных с кофе, и знаю все аспекты как с точки зрения ритейла, так и с точки зрения разработчиков технологичных решений для кофейного бизнеса.

Автономная кофезона в сети магазинов “Магнит” - покупатель сам готовит себе кофе

Как уже было сказано, для реализации выгодной торговли кофе на вынос необходима автоматизация приготовления и продажи — оптимальным решением являются автономные кофезоны, позволяющие покупателю самостоятельно сделать заказ, оплатить его и получить напиток. Это не только экономит время потребителя, но и обеспечивает владельцу супермаркета экономию фонда оплаты труда. Ему не нужно нанимать дополнительных людей или обучать персонал торгового зала варить кофе, отвлекая от выполнения основных обязанностей.

Не все решения одинаково полезны ©

Очевидно, что для контроля за множеством автоматизированных кофезон, разбросанных по сотням, а то и тысячам торговых точек, необходима система централизованного мониторинга. На рынке существует немало решений, разработчики которых обещают «совершить прорыв в цифровизации кофейного бизнеса». Звучит здорово! Однако реальный функционал, стоящий за этой расплывчатой формулировкой, зачастую не отвечает главной цели, которую ожидает заказчик такого решения: увеличивать продажи кофе и повышать средний чек такие системы мониторинга не помогают.

Например, собственные телеметрические системы европейских производителей кофемашин фокусируются на продаже сервисных услуг и оригинальных запчастей. Обслуживание техники, конечно, дело важное, но на глобальные цели заказчика — повышать продажи — это влияет разве что косвенно.

Кроме того, большинство решений на рынке это именно «мониторинг кофемашины», хотя по факту для эффективного управления кофейным бизнесом нужен охват всей кофезоны: контроль за наличием одноразовых стаканчиков, наличием воды и состоянием фильтров, заполнением бака для жидких отходов, управлением контентом внешнего электронного меню — всё это оказывает влияние на продажи кофейных напитков. Ведь что толку от идеально работающей кофемашины, если наливать напиток некуда (кончились стаканы) или меню отображается некорректно и не позволяет сделать заказ?

Вовремя не заменили бутыль с водой — продажи встали!

И, наконец, еще один важный момент — 9 из 10 разработок удаленного мониторинга кофемашин обеспечивают только односторонний информационный поток: данные от оборудования передаются от кофемашины на сервер. Двустороннюю связь «кофемашина – сервер – кофемашина», и, соответственно, возможность реального дистанционного управления, обеспечивают всего несколько ИТ-продуктов.

Без диспетчеров не работает!

Многолетний опыт управления кофейным бизнесом у различных сетевых клиентов показывает: для эффективного функционирования системы мониторинга необходимо наличие круглосуточного диспетчерского центра с многоуровневой техподдержкой. Это позволяет избежать более 80% проблем с кофемашинами без посещения сервисного инженера и сократить время простоя оборудования.

Простой пример: одна из крупных сетей АЗС, внедрившая двусторонний мониторинг кофезон, стала экономить несколько десятков миллионов рублей в год только на сервисе. Почти в половине случаев проблемы, которые раньше решались только с помощью выезда механиков на объект, удается урегулировать дистанционно — техник подключается к проблемному оборудованию и удалённо его настраивает.

Внедрение двустороннего мониторинга также успешно решает проблему мошенничества персонала с данными о продажах. Как свидетельствуют результаты анализа месяца работы одной из точек, после внедрения системы потери продаж из-за махинаций работников сократились с 25% до 3%.

Push-уведомления легко проигнорировать…

Стоит отметить, что для эффективного функционирования мониторинга необходима именно живая «диспетчеризация» — push-уведомления персонал торговых залов, как правило, игнорирует. А оставить без внимания звонок от оператора чисто психологически гораздо сложнее.

В случае, когда у заказчика свыше 200 точек продаж, диспетчерские центры целесообразно создавать индивидуально для конкретного заказчика. Это обеспечивает максимальную оперативность решения всех задач. Плюс, собственные диспетчерские центры могут располагаться в периметре информационной безопасности компании-заказчика — для большинства крупных компаний это очень критичный момент.

Например, объединенный мониторинговый центр «РусХОЛТС» обслуживает кофепоинты, установленные в магазинах «Магнит», «Дикси», «ВкусВилл», АЗС «Сургутнефтегаз» и еще у 417 заказчиков. А собственные многофункциональные центры мониторинга и процессинга кофейного бизнеса есть у «Газпромнефти», балканской сети АЗС NIS и сети заправочных станций ENOC из ОАЭ.

В мире на данный момент существуют всего две системы мониторинга кофейного бизнеса, соответствующие описанным выше принципам — The Grid и BMS Coffee Control. Скотт Мартин, создатель The Grid и Coffee Nation, продал свою компанию британской сети кофеен Costa Coffee за £60 млн, оставшись в этом бизнесе СЕО. А в 2019 году он помог продать этот же бизнес корпорации Coca Cola уже за $5,1 млрд. BMS Coffee Control находится в открытом доступе и предлагается заказчикам к внедрению под их собственными торговыми марками.

Мониторинг — только один из элементов

При построении действительно работающего кофейного бизнеса, следует понимать: мониторинг — это всего лишь одно из слагаемых успеха. По-настоящему эффективно продавать кофе можно только используя комплексную систему из нескольких элементов.

Операционный модуль BMS Coffee Control

Описанные выше система двустороннего мониторинга и обслуживающий её диспетчерский центр входят в операционный модуль. Его задача — круглосуточный аудит работы оборудования и действий персонала точек продаж, связанных с обслуживанием кофейной зоны. Это позволяет сокращать простои техники из-за поломок, несвоевременного обслуживания или нехватки расходников, что в свою очередь, повышает продажи кофе. А еще обеспечивает экономию, потому что исключает воровство — торговать мимо кассы, украсть или подменить кофейное зерно становится невозможно, несанкционированный доступ к настройкам кофемашин и рецептур исключен.

Сервисный модуль — все коммуникации с сервисниками на 100% прозрачны

Сервисный модуль позволяет с помощью b2b мобильного приложения и диспетчерского центра контролировать все виды взаимодействия с сервисными компаниями, обслуживающими кофемашины и другое оборудование кофезон (холодильники и т.п.). В базе заказчика в едином унифицированном формате хранится вся документация (заявки, акты, чек-листы и прочее). Фиксируется закрытие сервисных актов, в реальном времени доступна аналитика соблюдения сервисным подрядчиком условий контракта. И даже все перемещения сотрудников сервисных центров отображаются на карте в реальном времени. Таким образом, любые взаимоотношения с «сервисниками» становятся предельно прозрачны, исключается фактор халатности и риск низовой коррупции.

Корпоративный модуль обеспечивает быстрые, четкие и эффективные коммуникации между всеми участниками кофейного бизнеса. Это служебное мобильное приложение, в котором настраиваются связи между различными группами респондентов — сотрудниками магазинов, поставщиками товаров и сервисных услуг, менеджерами различных уровней как внутри сети, так и за ее периметром. Корпоративное приложение позволяет задавать респондентам вопросы с гарантией обратной связи, создавать задачи для контрагентов, получать и распределять задачи из операционного модуля. По сути, это мобильная CRM, систематизирующая работу всего кофейного бизнеса крупного заказчика.

Клиентский модуль может быть интегрирован в приложение заказчика

Клиентский модуль основан на работе клиентского мобильного приложения, через которое клиенты могут оплачивать кофе, осуществлять настройку индивидуальных рецептов кофейных напитков (регулировать крепость кофе, количество воды и молока, добавлять сиропы и проч). Через него же осуществляется оплата напитков, функционирование систем лояльности (накопление бонусных баллов, лотереи, акции и т.п.). Ну и конечно через него владелец кофезоны получает от клиентов обратную связь — отзывы о качестве услуг, жалобы и пожелания.

Подводя итоги

Возвращаясь к сказанному в начале: да, построение собственного кофейного бизнеса потребует от заказчика определённых усилий и инвестиций. Особенно по сравнению с «путем наименьшего сопротивления», моделью shop-in-shop — сдачей площадей в аренду сетевым кофейням. Однако в перспективе 3-5 лет вложения в собственный кофейный бизнес многократно окупятся и обеспечат серьезное конкурентное преимущество в борьбе за потребителя.

Так что ничего удивительного в том, что собственные кофезоны в торговых залах уже появляются у крупных игроков российского рынка продуктового ритейла — «Магнит», «Дикси», «Вкусвилл» и других. Передовые ритейлеры начинают осваивать пока что свободную и очень перспективную нишу торговли кофе навынос — для получения прорывного результата им осталось только вооружиться правильными технологиями.

Возможно, через несколько лет так будет выглядеть карта самых популярных брендов кофе to go в Европе

P.S. Как обычно, внимательно читаю комментарии и отвечу на все каверзные вопросы. Также можете писать мне на личную почту: [email protected]

0
50 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir

Ясно. Появилась новость о продаже ИТ системы по управлению кофейнями как тут же вышла продающая статья, о том что кофейни нужны крупным сетям.
Только не понятно зачем сетям с оборотом в десятки и сотни миллиардов заморачиваться кофе? Ну сколько одна кофейня оборота сделает в процентах от основной выручки? Дай бог 0,01%

И точно статья от Русхолтса.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Valendo
>> точно статья от Русхолтса
>> автор статьи - Кузьмин (СЕО Русхолтса).

Потрясающее расследование, Шерлок)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

на уровне маржинальности возможно будет не 0,01%

Ответить
Развернуть ветку
LEO

Так. А кто, простите, пьет кофе в супермаркетах? Зашел, минимально еды взял и пошел домой. Замашки эти ваши столичные.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кошкарёв

Я понимаю, что в провинции (а вы же из провинции? Без обид) вряд ли можно пропасть в гиперах на полдня, а в Мск - вполне. Особенно в выходной. Особенно - с женой. Так что вообще не вижу проблемы в том, чтобы взять кофе во время прогулок по торговому залу. Один раз я успел даже 2 выпить. Кофе кстати был так себе, поэтому идею я всецело поддерживаю.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mayorov

Москва, а ты кроме Меги в Химках был где-нибудь (без обид)? 90% ритейла у нас как-то так выглядит и кофе распивать внутри - это такое себе. В Дикси под домом кофеугол мясяца три простоял. У Вкусвилла свои машины.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шестакова

Супермаркет и гипер - разные вещи. И гиперы даже в Москве не на каждом углу, а суперы везде одинаковы. В суперах кофе не нужен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кошкарёв

Я совсем не профессионал в определении размера и наполнения, а равно наименования различных ...маркетов. Просветите? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Valendo

Я хожу во вкусвилл, писала ниже. Беру там иногда, почему нет? Пятерочка - сеть плюс минус того же формата.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Mayorov

Пьете там же или покупаете только кофе и выходите?

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Valendo

А смотря где стоит автомат. Если у входа, то сразу беру и хожу с ним и с тележкой.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Solonovich

+

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кошкарёв

Ну, я имел ввиду что-то немного больше и глобальнее... 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Sarokin

в норм супермаркетах все пьют кофе в нормальных кофейнях или заведениях.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кошкарёв

Для этого нужно зайти, подождать, а вдруг вкусное пирожное предложат и я не смогу отказаться. Так что не все и не всегда. 

Ответить
Развернуть ветку
Lex Petrov

Так и вижу бабок в пятёрочке с сеткой картошки и чашечкой флэт уайта, ага))

Ответить
Развернуть ветку
Buster Kasey

Очень испугала картинка в конце статьи, в которой Магнит сожрал всю Россию))

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Думал действительно что-то интересное будет, а тут нам впаривают "умную систему" и "продажи кофе растут, успей вскочить на подножку поезда"

Ответить
Развернуть ветку
Henry Lawerence

О, сериал снова продолжается? Интересненько. А будет рассказ-описание ваших взаимодействий с тем человеком, который пытался взломать вашу систему?) Ну, если эти взаимодействия были.

https://vc.ru/life/140133-kak-ya-pytalsya-skopirovat-chuzhuyu-erp-sistemu-i-popal-na-7-mln-rubley

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Левицкая

Это разве не наказуемое действие?

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Левицкая

В карантин такая штука была бы очень полезна, а то все кофейни закрылись в радиусе километра от дома работали только вендинговые автоматы и кофе на заправке

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бессонов

Сейчас закроют кофейни и снова без вкусного кофе останусь :( А в вендинговых аппаратах кофе, как бы это сказать, говно. Поэтому не надо ярлыки вешать про то, что кофе в супермаркетах плохой и вообще не комильфо

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Valendo

Во Вкусвилле кофе прям хороший, частенько там беру.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Sarokin

ИМХО, в 2020-ом кофейный бизнес  такое себе!  Лет на 5 надо бы время отмотать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

В России - да.

Ответить
Развернуть ветку
Марина Шишкова

То есть, хороших вендинговых аппаратов не бывает в принципе? Видимо, у меня нет вкуса, потому что я частенько беру там и норм...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Да нормальные они автоматы, но экономят на исходниках вода-кофе-какао-сливки очень жестко и получается эрзац. 

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Самойлова

Не для России эта тема. Кофе ту гоу берут люди которые ценят время - взял стаканчик и go. А заходить ради этого в магазин...

Ответить
Развернуть ветку
Elena G

 А если вам нальют неправильный напиток, отменять его будет всемогущая Галя, у которой ключ от кассы и кофемашины

Ответить
Развернуть ветку
Леля Лёлина

Не знаю, бывает и в аппаратах хороший кофе... 

Ответить
Развернуть ветку
Арина Власова

не бывает. во всяком случае, у нас в стране, где задача - срубить побольше денег

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шестакова

Самым вкусным кофе в России вообще мне показался из автомата на жд вокзале в СПб. Никакой Старбакс рядом не стоял, а также прочие малозапоминающиеся кофейни. Вообще, сама варю

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Статья ну просто невероятно своевременная. Сарказм, если что. Сейчас после выборов опять все прикроют по короне, самое время закупать оборудование. Жена спасибо скажет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соломакер

Если кофейни и фуд-корты по карантину закроют - у людей как раз останется выбор между вендинговыми автоматами, кофе на заправке и кофемашиной в супермаркете. Ну или жена дома пусть варит :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Махотин

Если это такое выгодное и прибыльное занятие, зачем вы собираетесь его продавать?
Была тут статейка об этом:
https://vc.ru/trade/154958-vedomosti-rossiyskiy-holding-rusholts-obsuzhdaet-prodazhu-svoey-sistemy-upravleniya-kofeynyami-s-walmart-i-drugimi?comment=2045299

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Gavrilenko

 Да, кстати. Вроде как кофезоны крутятся, лавеха мутится, зачем что-то продавать? Собираетесь что-то в канаде делать и переезжать к сыну?

Ответить
Развернуть ветку
Сurly Bitch
Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

А что.. прикольно - занимает один угол, заряжается комплектующими и продается. Кофе плохонький, но не дорогой.. Пипл хавает. 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Рублев

В магазине «Да» стоят такие аппараты, постоянно пи..жу там стаканчики и делаю кофе дома в кофемашине за 10 000 рублей и получается в 10 раз вкусней.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

Все эти кофезоны для бичей каких-то. Антисанитария, стрем. Не лучше ли пойти где варят нормальный кофе и где протирают столы. 

Ответить
Развернуть ветку
Vasilisa Petr

Ай, ну х3, старбакс, коста это хоть знакомый бренд. Зеленая русалочка на стакане хоть и повышает ценник но хоть знаешь, что берёшь.
Какой нить кофе в стаканчике ашан из автомата, стали бы пробовать, х3 че там вообще..

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Автоматы с кофе уже старая практика для еваоопы по-моему. Я в январе был в Финляндии и в местных r-kioski стоят автоматы с кофе, в которых собственно можно взять кофеек, ну и булочку к ней, а может и журнальчик. Что душе угодно в общем

Ответить
Развернуть ветку
Марат Конкин

Не понял сравнение вендинга и кофемашины. типа внутри всякого барахла много значит оно априори лучше? чем проще система - тем она надёжнее!

Ответить
Развернуть ветку
Vasilisa Petr

Ещё интересно про the grid, автор пишет, что она куплена колой и теперь никому не доступна. Но про планы продать bms уолмарту почему-то ничего не сказано))

Ответить
Развернуть ветку
Гена Чичуа

Кофе сваренный автоматом = фастфуд. если хочется КАЧЕСТВЕННОГО кофе, идите в кофейню и пусть вам сделают фильтр. а у какого автомата покупать, разницы нет — одна и та же бурда в которой нет ни вкуса ни души

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Интересно, а как же в условиях карантина  развивается такой бизнес, думаю, что сейчас не лучшее время...

Ответить
Развернуть ветку
Alina Shutova

Отстойная идея. раньше из 15 касс 2 работало, теперь будет 1 потому что вторая кассирша будет баристой.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Миненкова

Почитайте внимательнее, суть в том, что кофезоны автономные - самообслуживаемые

Ответить
Развернуть ветку
47 комментариев
Раскрывать всегда