"Все, что дешевле 500 рублей, пить нельзя". Почему импортеры вина, винные школы и курсы сомелье против дешевых вин

. . . . .

Очевидно, что число 500 довольно условное, особенно с учетом изменений курса рубля к доллару и евро. Для удобства, вместо 500 рублей можете считать 7-8 евро за бутылку.

. . . . .

"Все, что дешевле 500 рублей, пить нельзя". Почему импортеры вина, винные школы и курсы сомелье против дешевых вин

"Все, что стоит ниже 1000 рублей в магазине - брать нельзя". "Всё, что стоит меньше 500 рублей пить нельзя". "Всё что, ниже 1500 рублей - не достойно внимания". "Великое начинается хотя бы от 2500 рублей".

И прочие "откровения" и откровенно лживые разглагольствования, которые любители вина, особенно начинающие, уже не первый слышат от разного рода винных школ, сомелье, кавистов и всяких винных инфоцыган. Нам всем упорно пытаются внушить мысль, что дешевое вино = дешевое говно. И, мол, если вы хотите получить удовольствие от вина, то вы обязаны пойти строго в определенные магазины или винотеки, или заказать на определенных сайтах, и потратить 1000 / 2000 / 5000 / 10000 рублей за бутылку, чтобы действительно понять, что такое хорошее вино.

На некоторых зарубежных рынках похожая история. Достаточно посмотреть на эту известную картинку от винной хипстоты Wine Folly.

"Все, что дешевле 500 рублей, пить нельзя". Почему импортеры вина, винные школы и курсы сомелье против дешевых вин

Мысль, которую доносят до потребителя очень проста. "Не потратишь хотя бы 30 баксов на бутылку красного или белого - ты лох и чмо. Пей свои помои за три копейки и в приличное общество ценителей вина свое рыло не показывай".

Что удивительным образом напоминает рынок современного искусства, где все забили на то, умеет ли художник на высоком уровне рисовать или создавать скульптуры. Важно что: хайп, бренд автора, стоимость арт-объектов, авторский повтор или нет, есть ли уже предзаказы у галерей и у лохо... частных коллекционеров (желательно, олигархов из Восточной Европы, Азии или Ближнего Востока, которые не шарят в предмете) на новые объекты, и есть ли опции для последующей перепродажи на аукционе или через закрытые торги. То есть формируется простой и понятный критерий: дорого = круто. Что может никак не соответствовать реальной исторической или художественной ценности произведения - но какая всем разница?!

Искусствоведы как на бирже копирайтеров (да, роль искусствоведов теперь именно такая) напишут нужное обоснование, галеристы повесят нужный объем лапши на уши потенциальным покупателям, а выставочные показы уже давно превратились не в арт-события, а в предпродажную демонстрацию того или иного полотна или объекта для узкого круга интересантов. Посетители выставок исполняют роль массовки и некоего хайпометра. Больше посетителей, больше интерес в медиа - значит дороже цена за экземпляр или коллекцию.

Та же самая хрень происходит в отдельных странах на рынке вина. Включая Россию. Нам старательно льют в уши то самое "дорого значит круто", скромно умалчивая об одной вещи. Что это ВРАНЬЁ. И что нет прямой линейной зависимости вкусовых качеств вина от его цены.

Есть некая вероятность, что более дорогое вино будет интереснее и сложнее по рисунку - но не более того. Потому что есть множество примеров, когда красные вина среднего и выше ценовых диапазонов были никак не лучше обычных столовых вин (категория "вошло - вышло"). Чем особенно грешат французские виноделы. Также есть множество примеров, когда вы не сможете отличить белое за 100 евро от белого за 6-8 евро. И вообще вам редко кто из профессионалов честно скажет, что множество белых вин с определенной, не самой высокой, ценовой планки вы не сможете отличить друг от друга. Они все для вас будут примерно на одно лицо. На вкус, если грубо, будут похожи на очень качественный виноградный сок - разве что пьянеешь потом. И вы не сможете понять, за что конкретно вы переплатили.

Тем не менее, в России с подачи импортеров и множества "профессионалов винной индустрии" (абсолютно намеренно в кавычках) происходит одна интересная вещь. Публике плавно стараются внушить, что вино - это некий "элитарный напиток", который надо вкушать как амброзию, и стоить амброзия должна соответственно.

Это при том, что в той же Испании, Италии, Португалии, Словении, Германии и т.д. и т.д. вино является в массе своей утилитарным напитком на каждый день. Чтобы и за обедом, и за ужином и с книжкой перед сном. С соответствующим ценником. А не признаком "интеллектуальной элиты" или принадлежности к тому или иному классу богемы или "дворянства", когда бутылка ценой ниже 50 евро на столе - якобы дурной тон, а если меньше 20 евро - то вообще позорище .

Потому что в той же Италии, Португалии, Испании, Словакии, Венгрии, Сербии, Германии (и даже Турции) есть масса приличных выдержанных красных или превосходных белых вин за 4-8 евро, которые можно смело пить каждый день с чувством, с толком, с расстановкой. А не большими глотками на пьянках, чтобы окосеть побыстрее. И не исключительно под еду и шашлыки как всякое столовое вторсырье - которое если не забить вкусом мяса, то принесет лишь расстройство. Иногда расстройство желудка. Более того, даже за 2-3 евро в той же Португалии можно найти нестыдные экземпляры - просто надо задаться целью. Потому что там приоритеты другие.

Это в евро за белое и красное сухое 3-5 лет выдержки
Это в евро за белое и красное сухое 3-5 лет выдержки

Там вино пьют регулярно и для удовольствия. А в России пытаются привить модель "пить вино, чтобы повыделываться и понтануться". Либо знаниями урожаев и терруаров (что это тебе даст??), либо "могу себе позволить". То есть вместо разумной утилитарности, нам впаривают "принадлежность к некой виртуальной элите" за соответствующий прайс.

= = = = =

Нет, вот серьезно... Почему-то диджеи способны играть приличные сеты и активно использовать scratch на бюджетных двухканальных контроллерах за 30-40 т.р. рублей, а не только на Denon Prime 4. Почему-то даже на бюджетных горных лыжах или сноубордах можно неплохо кататься в удовольствие. Понятно, что не на дровах за три копейки, но если с умом подойти к поиску или поискать прошлые коллекции со скидкой - то без проблем. Почему-то даже не очень дорогие наушники-вкладыши способны доставлять удовольствие от звука. Почему-то даже кроссовки ценой ниже среднего вполне могут позволить человеку бегать с радостью, не травмируя ноги. Да, это будет не так круто и комфортно, как на PRO-моделях, но тем не менее, основная функция будет выполнена. Однако по меркам немалого числа российских "профессионалов винного рынка" вино до 500 / 1000 / 2000 рублей не способно порадовать любителя вина вообще. Не кажется ли вам, что кто-то заврался?!

= = = = =

В итоге масса потенциальных потребителей нормального вина либо его не пьет, потому что есть водка и дешевые виски / коньяк, либо пьет помои типа "Лыхны", "Villa Krim" и прочий крымско-абхазский винный трэш. Ну а чо, потребитель же не будет проверять, может ли Абхазия и Крым технически произвести те объемы, которые видны на полках. И откуда вдруг там появилось столько виноматериала и винопроизводителей. И чьё именно вторсырье они там льют в бутылки. Либо потребитель берёт то, что подсказал продавец в алколавке или в винной секции - хотя знания предмета продавцом обычно под вопросом. Если вообще не на уровне тёти Маши из ночного ларька: "Сама пробовала, вот вчера пила с подругами, очень хорошо идёт". Ага, тёть Маш, конечно пробовала, конечно верим.

= = = = =

Фактически винные школы и импортеры вина выступают за то, чтобы культура потребления алкоголя в России так и осталась на низком уровне (в отличие от той же Испании), и народ в массе своей пил либо водку, либо пойло под видом коньяка, вина и портвейна. Не для получения удовольствия, а чтобы напиться побыстрей. Вместо того, чтобы привить культуру напитков с медленным распитием (а не залпом стакан водяры) и объяснить, что почти в любой ценовой категории можно найти вино, которое не позорно поставить на стол, "профессионалы винного рынка" демонстрируют плебсу, что тем до настоящего понимания вина далеко. Ну а народные массы говорят, ок, нам и на водке с "советским" шампанским было нормально. После чего статистика преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения говорит сама за себя.

Что, впрочем, усугубляется тем, что масса иностранных поставщиков не просто не считала Россию приоритетным рынком, но считала страной третьего мира (увы, не без оснований). Вместо качественных партий цветов отгружали пересортицу и несвежее барахло, вместо качественной бумаги для полиграфии отгружали отбраковку, с которой потом мучались в типографиях. И заодно привозилось много откровенного барахла среди иностранного вина. "Пипл хавал" (с). Впрочем, ситуация с вином под влиянием кризиса начала немного меняться.

= = = = =

Кстати, про понимание предмета у множества российских "профессионалов винной индустрии". Снова намеренно в кавычках, потому что оно тоже под вопросом. Вы должны четко понимать, что "профессионалы, которые давно в отрасли" периодически обсираются в оценке вина хуже иных любителей.

Самолично наблюдал, как отдельные опытные сомелье и кависты, получившие сертификаты и прошедшие специальное обучение, ставили на тестах 8/10 + 8/10 + 8/10 (аромат + вкус + послевкусие) не просто примитивным винам, но и тому, что в "Пятерочке" имеет смысл запихнуть на нижнюю полку, несмотря на цену. Опыт, увы, в текущем раскладе - ни хрена не показатель качества в оценке вина. Кстати, в стройке такая же история - количество криворуких дебилов без мозгов, что давно в отрасли, ужасающе велико. Достаточно посмотреть посты Романа Масленникова.

В понимании вина имеет роль не опыт на рынке, а количество бутылок, попробованных осмысленно и с пониманием, на что обращать внимание. То есть мозги, натренированное обоняние вместе со вкусовыми рецепторами и насмотренность. Для чего как раз и имеет смысл начинать с того, что линейно, дешево и прозаично (но не с "вторсырья"!) - чтобы относительно бюджетно пройти базовый этап понимания, что есть вкус, ароматика и послевкусие у вина. А затем наращивать уровень претензий и бюджет на бутылку - и в итоге научиться понимать разницу между простым и сложным. Чтобы не было классического неофитского "ничего не поняла, но вино вкусное".

Это в какой-то мере похоже на заход сразу на сложное музыкальное или спортивное оборудование без необходимых базовых умений. Да, вы можете себе сразу раз и навсегда купить злой снаряд типа Jones Flagship, чтобы потом больше ни на что не размениваться, но есть момент.... Вы должны чётко осознавать, что перед тем, как научитесь с ним управляться и получать удовольствие от скоростного агрессивного катания (что будет сильно не сразу), он вас размажет о склон не раз и не два. Потому что не любит и не прощает ошибок в катании. Значит либо идёте на это осознанно и терпите - либо начинаете с чего попроще в понимании.

Однако винные школы и импортеры предпочли бы подсадить обывателя сразу на дорогое вино. Догадываетесь почему? Впрочем, про маржу с бутылки мы поговорим позже.

При этом необходимо научиться понимать, когда вино стоит своих денег, а когда нет. То есть взрастить в себе умение ставить жесткие и не предвзятые оценки вне зависимости от этикетки и ценника. Особенно если прайс для вас чувствительный. Чем не могут похвастаться многие кависты и винные критики.

Которые как журналисты боятся, что после критики их потом на дегустации, презентации и фуршеты не позовут, и уж тем более не вывезут на пресс-тур за границу. Поэтому имеют привычку хвалить то, что хвалить нельзя, или перехваливать то, что нормальное и не более того. Особенно когда речь идёт о выдержанных российских винах с запредельной для своих потребительских свойств ценой (те же "Ведерниковъ" или "Лефкадия"). Или о том, что появляется в ассортименте "Азбуки Вкуса" и Simple в рознице до 1500-2000 рублей.

Кстати, об "Азбуке Вкуса". У них была прекрасно оформленная энотека на Кутузовском проспекте, у них была отличная организация дегустаций - дай бог каждому. Однако, пару лет назад я перестал к ним ходить на винные дегустации, и иногда появляюсь на вискарных. Не только потому, что у них было паршиво поставлено оповещение о новых мероприятиях, и их пропустить как нечего делать. Но в основном потому, что из представленных нескольких десятков образцов вин реально интересных обычно было 3-4. Которые гости обычно "приканчивали" в первые 30-40 минут.

А остальные экземпляры колебались в оценках от "линейное", "без идей", "слишком простое", "а где послевкусие?", "аромат еле ощущается" до "вообще ни о чём", "удивительно, что это вообще выставили на пробу". Как, например, то катастрофическое новозеландское, после которого было ощущение, что тебя держат за бобра, а сам ты бревно с корой пожрал - и теперь минут 15 надо рот промывать и восстанавливать шокированные рецепторы. И это при том, что там редко когда были экземпляры дешевле 1500-2000 рублей. Причём приличное вино, обнаруженное на дегустациях "Азбуки", в рознице обычно оказывалось с ценником формата "а ещё мы очень любим деньги". Спасибо, уж лучше к вам же сходить на дегустацию виски - там почти ни у кого из брендов не бывает невнятных образцов, и есть все шансы отлично провести время и попробовать достойное. И ценник понятен и предсказуем.

Ко всему надо добавить, что многие винные школы созданы при винных импортерах, либо имеют с ними плотные деловые отношения. Как следствие, фактически основной задачей винной школы становится растить потребителей для того, что привозит импортер. Классический "образовательный маркетинг". В том числе в лучших традициях "Бизнес-молодости". Даже если импортер в массе своей привозит барахло в средних и нижних линейках, чем грешил тот же Simple - вполне возможно специально, чтобы отучить клиентов от бюджетного вина. "Хочешь чего-то приличного? Плати! Не можешь? Пей помои, нищеброд!"

Теперь простой вопрос: что выгоднее продвигать импортеру и вбивать в головы неофитам как "настоящее вино", особенно если у него есть своя розница? Правильно: то, где маржа в денежном выражении выше. То есть средний и верхний ценовой сегменты.

= = = = =

Чтобы было понятно за что идет драка через "образовательный маркетинг" и иногда просто махровую винную инфоцыганщину, то вот вам простой пример. Достойное, хотя и немного переоцененное итальянское красное сухое Banfi Poggio all'Oro Brunello di Montalcino Riserva в Италии в рознице стоило 30-35 евро. (в "Ашане" на окраине Рима, например). Ценник в онлайн-магазине WineStyle на апрель 2020 был 9100+ рублей. 110 евро.Сейчас данный экземпляр просто недоступен в продаже.

= = = = =

"Все, что дешевле 500 рублей, пить нельзя". Почему импортеры вина, винные школы и курсы сомелье против дешевых вин

А чтобы отсечь дешевый сегмент и подоить "хомяков" на нужный объем затрат, достаточно упорно внушать тем, что дешевое пить нельзя. С помощью тех самых "профессионалов рынка" и винных школ. Потому что дешевое - значит плохое ("до 500 рублей - не рекомендую"). Или потому что оно выдохлось и перележало на полке. Или потому что, есть Франция и есть "всё остальное". Или потому пить, что вино до 500 / 1000 / 2000 рублей - себя не уважать. "Оставим вина до N рублей для нищебродов". И так далее. Ничего личного - просто бизнес.

А иначе потребитель всё равно умнёт на двоих 1-2 бутылки красного или белого - но, вот засранец, закупится в том самом "Красном и белом". Или в "Бристоле" и "Нормане" с "Винлабом". Да ещё со скидкой, сволочь. Потребление в литрах на душу не изменится - а вот деньги будут затрачены другие. Да ещё уйдут не туда и не тем. Особенно, если какая-то скотина демпингует - как делает тот же "Винлаб", за спиной которого стоит Beluga Group.

В результате от многочисленных скидочных акций того же "Винлаба", где запросто бывает до -40% или даже до -50%, страдают в первую очередь импортеры и розница, у которых в среднем и нижнем ценовых сегментах находилось изобилие вторсырья и барахла за совершенно не приемлемые деньги. Например, всё те же "Азбука Вкуса" и Simple.

Встаёт вопрос: как сделать так, чтобы снизить ущерб от ценовых войн, которые неизбежно будут разгораться в кризис, который у нас как начался в 2014-м, так и не закончился? Как сделать так, чтобы розничный покупатель ходил к тебе и платил сколько тебе нужно, а не сколько ему удобно?

Верно, отчаянно вдалбливать "хомякам", что всё что ты видишь ценой ниже 500 / 1000 / 1500 рублей - жуткие помои. А если там скидка - то она просто так, и всё равно тебе сливают помои. Также полезно будет вдолбить, что достойное вино делают исключительно во Франции и Италии (потому что у вас на них самая высокая маржа), а всё остальное - нуууууу, такое...

Что будет полным враньём, но разве сможет неофит полноценно поспорить с "профессионалами рынка"? Не сможет.

В результате запуганный потребитель, как только видит ценник ниже 500 рублей (даже если с хорошей скидкой на приличные образцы от Douglas Green) или, скажем, дешевое и весьма сердитое красное сухое из Венгрии типа того же Vylyan Ordog, то перекрещивается и в ужасе идёт к другой полке. Или идёт в другой, "правильный" магазин. Или начинает закупаться исключительно у "профессионалов винного рынка", которые плохого не посоветуют. "Только лучшее Бордо, вы же понимаете". Равно как и фитнес-тренеры никогда не посоветуют плохое спортивное питание, ха-ха. И точно также помогут вам сэкономить без падения в качестве, ха-ха-ха-ха. В конце концов, процент с продаж сам себя в карман не положит.

Однако чем дальше кризис, тем больше сложностей с этим процентом. Покупательская способность населения падает, люди начинают считать деньги и стараются тратить меньше на те продукты и услуги, которые они не считают критичными. Вино - как раз тот самый "некритичный продукт".

Соответственно, хочешь не хочешь, а люди либо начинают смотреть на экземпляры подешевле (например, открыв для себя "Массандру" или "Солнечную долину") или просто берут вино реже. То есть не раз в три дня, а, скажем, раз в полторы недели. Что это значит? Снижение оборотов и появление риска кассовых разрывов. К чему это приводит? Правильно, либо к ценовым войнам, чем славен тот же "Винлаб", либо к необходимости переключения потребителя на что-то подешевле, но чтобы по-прежнему он этот делал регулярно. И уж тем более не бросал пить вино в угоду другим напиткам.

Как следствие, крупный ритейл, посмотрев на то, что потребитель начинает неприятным образом голосовать рублем, начинает возить вино сам. Те же Магнит и X5. А некоторые идут дальше и делают СТМ - как тот же Globus. И СОВЕРШЕННО ВНЕЗАПНО на полках оказывается куча бюджетного или ценой ниже среднего, но более чем приличного вина - как из известных регионов (часть итальянского в супермаркетах "Да!"), так и не очень. Которое не только пойдет под киношку в кровати перед сном, но и даже под неспешный разговор за столом с приятным тебе человеком.

При этом винные магазины, которые формируют ассортимент по принципу "цена-качество" во всех ценовых сегментах, начинают искать ноунейм-импортеров достойных вещей из той же Испании типа калужской КВВК. У которой не то что винной школы не было, но даже сайт не находился. Цитируя одного из закупщиков: "Потому что эти ещё не охренели вконец".

В итоге, смотря на снижение покупательской способности, а также на смену потребительских привычек, часть "профессионалов винного рынка" стремительно "переобулась в воздухе" и повернулась лицом к народу, рассказывая что приличного можно купить в Пятерочке или Магните за те самые 300-400-500-600 рублей. Включая тех же инфоцыган из Invisible (раз, два), которые даже стали в статьях указывать рейтинги Vivino - вот уж плевок в духу винным снобам! Хотя для ценовых категорий "средний и выше" тамошние оценки вполне релевантны. Главное отсекать статистические аномалии типа 3,5+ ("прилично") для популярного в народе абхазского трэша.

Пояснить, почему "инфоцыгане из Invisible"? Как минимум из-за вот этого, что вызывает местами лютейший facepalm. И я очень хорошо помню с чего они начинали. У них сквозил четкий посыл "пейте сами это дешевое говно, а вот мы доставим нашим клиентам действительно НАСТОЯЩЕЕ вино, но естественно, за другой прайс". Теперь времена слегка изменились, да, ребят? Приходится пить не только "дешевое говно", но даже получать от этого удовольствие.

P.S.

Пытливый читатель может меня спросить: "Алло, дружище, а ты бы что делал на их месте?" И я отвечу: "Да примерно то же самое". Ничего личного - только бизнес. Даже если он про благородные напитки.

5454
146 комментариев

Какой-то идиотский, эмоциональный и бессвязный высер.
Что хотел сказать автор?

59
Ответить

Аналогично. Вчитывался по несколько раз и не могу выкупить посыл статьи. Опять одинаковый плач о том, как всех хотят развести покупать дешевку за большие деньги. Это и так понятно было давно.

6
Ответить

Автор с батхертом осознал, что дороже не значит круче) Пока, правда, только про вино...

5
Ответить

Очевидно же, что пост написан сразу после дегустации... )

3
Ответить

"Ты что, не знаешь главный закон физики? Все прикольное стоит минимум восемь баксов." Южный Парк, Картман

35
Ответить

Закон, не поспоришь.

Ответить

если вы не знали,  все дешевое - плохое)))

Ответить