Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

[Не]типичная история начинающих предпринимателей в России. Классные и амбициозные идеи в стиле «сейчас весь рынок будет наш». По факту – жестокая реальность и вдобавок форс-мажор в виде пандемии. Казалось бы, финал предсказуем, но…

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Для начала, думаю, на всякий случай стоит объяснить, что такое спешелти кофе. Ведь именно ему посвящена эта статья (да и, собственно, большая часть моей сознательной жизни). Итак, specialty coffee (англ.) — это кофе высшей категории. Отборная арабика, которой в мире лишь 5% от всего ее производства. Многие сорта спешелти кофе выращиваются на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Фермеры тщательно следят за состоянием почвы и деревьев. Когда дерево начинает плодоносить, собирают только самые здоровые и спелые ягоды без дефектов. Их нужно правильно обработать — очистить от мякоти и высушить. Потом кофе должен отлежаться при определенной температуре, влажности и освещенности. Любая ошибка в обработке, хранении, упаковке, транспортировке — и зерну уже не может быть присвоен класс спешелти. Но даже если все эти этапы прошли безукоризненно, это все равно не значит, что в вашу чашку попадет действительно уникальный напиток. Истинный вкус спешелти кофе раскрывается только при умелой обжарке и правильном приготовлении.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Привет, я – Даниил Лобадин, основатель семейной лаборатории обжарки Lobadin Coffee Roasters. У меня есть мечта, которую я решил называть миссией. Так интересней. Донести идею спешелти кофе до обычных потребителей. Мы занимаемся обжаркой спешелти и для ценителей, и для тех, кто лишь вчера узнал, что кофе варят не только автоматы в аэропорту. Наши амбиции – построение большого кофейного бизнеса. Может, и не такого супермасштабного, как у «кофейного олигарха» Александра Кузьмина с его системой мониторинга кофе-точек BMS Coffee Control. Но все же…

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

В этой статье я хотел бы лишний раз напомнить и на личном примере рассказать о, казалось бы, очевидной штуке, которую постоянно упускают из виду молодые бизнесмены. Вроде меня, да. Когда ты окрылен своим продуктом, вкладываешь в него душу, профессионально разбираешься в теме. И думаешь – вот, сейчас, стоит только открыть свое дело – и сразу всё каааак выстрелит! Ведь иначе и быть не может с такими-то исходными данными, правда? Бизнес-планированию уделяется минимум внимания. И то – в состоянии безудержной эйфории. Когда ничем не подкреплённые идеи, я бы даже сказал – предположения, ставятся во главу развития продаж.

В общем, если вы собираетесь вложить в своё дело по меньше мере пару-тройку [десятков] миллионов рублей, держите мой простой, но невероятно эффективный совет. Обязательно – подчёркиваю, обязательно закажите у компетентных специалистов независимый обзор и анализ бизнес-плана. И не думайте, что вы знаете всё лучше всех, а критика ваших планов – это происки завистников и недоброжелателей. По итогу может оказаться что вам нужны не обзор и анализ, а непосредственно разработка этого самого бизнес-плана. С нуля.

Декабрь 2020 года

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Посёлок Белые Столбы неподалеку от города Домодедово. Огромный ангар площадью 350 квадратных метров. На паллетах – мешки с зернами зеленого кофе от компании КЛД. Склад этого крупнейшего в России импортера такой продукции для спешелти-обжарщиков расположен по соседству с производством Lobadin Coffee Roasters.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Размеренно гудит главный экспонат в ангаре – самая современная модель конвекционной обжаривающей машины (ростера) американской фирмы Loring (США) 2019 года выпуска. Мощный красавец за 30 миллионов рублей.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Я контролирую «батч», так называется сеанс обжарки кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Загрузка за один раз – до 35 кг, полмешка сырого зерна. Loring – зверь-машина, всего за час способна «организовать» 175 кг готового к фасовке продукта.

Приглядываю за производством и трясусь от смеха – дизайнер прислал зарисовки для упаковок с кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Шучу. Просто творческий человек после дегустации выразил свои ассоциации с присланными ему на пробу сортами кофе. Мы даже подумываем устроить среди подписчиков нашего аккаунта Instagram конкурс таких креативных этикеток.

В общем, я понимаю, что с таким оптимизмом сотрудников мы уж точно не пропадем. А начиналось всё…

Happy end start

Кто-то приходит в связанный с кофе бизнес спонтанно. Для кого-то это логичное продолжение хобби. Я же буквально вырос с чашкой кофе в руках. У меня хронически низкое артериальное давление, поэтому без кофе я был бы лишь немногим активней прикроватного коврика. Растворимый кофе эффекта не давал – так проснулся исследовательский интерес к настоящему зерновому. От изучения мест произрастания сырья до тонкостей обжарки и, собственно, заваривания.

Как-то один к одному сложилось, что и образование я получил по пищевой теме. Отучился в колледже на товароведа-эксперта. Уточню – эта профессия подразумевает в том числе изучение качества сырья, производственных этапов в выпуске продукции. Так что теоретические знания, подход к сбору и оценке информации не пропали даром впоследствии.

Диплом в руках, все дороги открыты. Куда двигаться? Раз кофе – часть моей жизни навсегда, значит надо совмещать приятное с полезным. А начать было бы неплохо с чего? Правильно, с фундаментальной профессии для любого, кто хочет стать экспертом в кофейной теме. С навыков… обычного бариста.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Коротко опишу свой путь:

· Сочи, сеть магазинов кофе и чая для масс-маркета «Кантанта». Получил много знаний о разнообразии ароматизированного низкопробного кофе. Главным образом я прокачал навык декоратора. А именно – как красиво упаковать и завязать бантик на пачке с плохим кофе. Или чаем.

· Сочи, попытка номер два, сеть кофеен Coffee Like. Уже лучше. Кривое обучение, полученные знания о приготовлении кофе далеки от желаемых. Но хоть какое-то практическое понимание – как работать с кофемашиной, что нравится потребителю. Однако это по-прежнему масс-маркет, то есть кофейный фастфуд. А 99% посетителей вместо ароматного крепкого кофе желали разбавленный молоком кофейный напиток. Однотипный, с нищим на ароматы вкусом. Я чувствовал себя, словно пытаюсь постичь высокую кухню в ларьке с шаурмой. Ок, всем спасибо за внимание, переезжаю в Москву в поисках наставников.

· Москва, сеть «Даблби». Первые, еще «дофраншизные». О, наконец-то настоящие фанаты своего дела! Здесь был экспертный подход ко всему, начиная с отслеживания места произрастания кофе. Настолько въедливое отношение, что при обучении даже показывали наличие существенной разницы во вкусе при выгрузке кофе из обжаривателя-ростера хотя бы на 5 секунд позже нужного.

· Москва, кофейня «Человек и пароход». Нет предела кофейному фанатизму! Настолько увлеченные ребята: закупали зерно не в России у импортера, а на ферме в Африке.

Мои скилы как бариста, да и вообще человека «в теме», уже были достаточно прокачаны для открытия собственной кофейни. Одно «но». Ключевая идея для меня и тогда, и сейчас – упор на максимально качественный кофе, спешелти. На то, чтобы прививать потребителю чувство прекрасного, знания о многообразии вкусов и оттенков. О том, что такое кофейная алхимия.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Однако компетентные бизнес-знакомые обратили внимание на одну «маленькую» неувязку. Те же «Даблби», «Человек и пароход» – да, закоренелые фанаты кофе. Как и я. Однако основную кассу, около 70% продаж там делают вовсе не эспрессо и фильтр-кофе.

Из Википедии:

Эспрессо – метод приготовления кофе путём прохождения горячей воды (около 90 °C) под давлением (около 9 бар) через фильтр с молотым кофе. Никаких сливок и молока. Никаких «примесей».

Фильтр-кофе – кофе, приготовленный методом однократного пролива горячей воды через находящийся на фильтре слой молотого кофе. Упрощенно – это как эспрессо, только без давления в 9 бар, вода опускается исключительно под действием гравитации.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?
Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

В эспрессо-машине кофе меньше времени контактирует с водой и должен отдать свои вкусовые компоненты быстрее, а в фильтре – наоборот. Отсюда и разные подходы к обжарке зерна. Но в любом случае требуются специальные знания и навыки, а также высокая квалификация обжарщика. Это не масс-маркет, где зерна попросту пережаривают до однородного состояния вне зависимости от исходного сырья и способа заваривания кофе. Итог – знающим напиток напомнит паленую резину, а обыватель с масс-маркета все равно ничего не поймёт…

Так вот, народ любит именно молочные напитки типа латте и капучино.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Желаешь нести большое и светлое народу – забудь про кофейни, кафе, рестораны. Открывать точку со ставкой на чистый кофейный вкус – финансовое самоубийство. Такова жизнь. Высокое искусство живет в залах филармоний, а деньги промоутерам все равно приносит Моргенштерн.

Есть выход – сосредоточиться на обжарке кофе, в частности спешелти. И наладить оптовые поставки в заведения общепита. На радость небольшому проценту ценителей-посетителей. И, как вариант – надо выстраивать свою специализированную розницу, прямые продажи пакетов с кофе, без посредников – сразу с доставкой ценителям-потребителям.

Так как я люблю основательный подход, около года ушло на поездки по всему миру. На изучение всего, что связано с кофе: как и кто его растит, что рассказывают фермеры о видах, сортах, почвах, климатах, высотах расположения плантаций. Как хранят кофе на местах до его перевозки, как транспортируют, куда потом помещают. В Европе я много общался с местными обжарщиками и бариста. А когда вернулся домой – основал лабораторию обжарки спешелти-кофе Lobadin Coffee Roasters.

iPhone среди ростеров

Встал главный вопрос – какую обжаривающую машину (ростер) приобрести. Выбор состоял из двух вариантов:

  • Обычный кондукционный ростер. По сути, огромный чугунный барабан. Никакой равномерной и плавной обжарки. Никакого стабильного вкуса кофе от партии к партии. Более того! Значительные, заметные отличия будут даже между произведёнными в течение одного и того же дня партиями. Это совершенно недопустимо для кофе уровня спешелти. «Такой хоккей нам не нужен» (с) Николай Озеров.
  • Конвекционный ростер. Обжарка происходит горячим воздухом. Но, в отличие от кондукционного метода, отсутствует вероятность обжечь зерна, «запороть» их вкус и структуру. Другими словами, получаем наиболее прогнозируемый и стабильный результат – что мне и требовалось.

Очевидно, наилучшим выбором был конвекционный ростер. Штука насколько классная, настолько же и дорогая, редкая в России. В нашей стране есть буквально несколько машин такого типа. И одна из них – на нашем производстве Lobadin Coffee Roasters. Как я уже упоминал выше, выбор пал на модель американской компании Loring. По мнению ведущих мировых специалистов по кофе, это лучший на нашей планете производитель ростеров.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Цена – соответствующая. За весь комплект оборудования мы заплатили 25 миллионов рублей. И еще около 5 за установку и налаживание процессов. Итого почти 30 миллионов рублей! Уже на этапе подбора оборудования предприятие окончательно оформилось в семейное дело. Партнером по бизнесу, а заодно бессменным помощником, стал мой брат Тихон.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Потолки высотой 7 метров, площадь 350 квадратных метров, объём более 1 000 кубов – такое помещение было выбрано для размещения производства. Иначе никак – при работе ростера зерно активно дымит. А дым нужно быстро выводить, чтобы исключить влияние на вкус зерен. И заполнять помещение свежим воздухом. Иначе кофе, как губка, крайне быстро впитает собственный дым и это скажется на вкусе. Так что ворота в цех у нас открыты в рабочее время не только из-за гостеприимства, но и по причине производственной необходимости.
Отмечу, что воздух к нам в помещение попадает сугубо экологичный. Потому что производство окружает огромный лес, а не промзона.
Лоринг, конечно, уникален с точки зрения избавления от дыма. В нем сразу предусмотрен выдув дыма в трубу вверх. А при выгрузке обжаренного зерна, мощная система охлаждения вытягивает дым еще и вниз.
Если вам доводилось видеть выгрузку зерна из ростера, то вам известно, что при открытии дверцы барабана вас сперва встретит столб густого дыма, а потом уже свежее зерно.
У Лоринга дым вы не увидите. Он будет уже вытянут.

Поэтому 2 фактора: доступ к, считайте лесному, воздуху через ворота цеха и продуманная конструкция ростера, помогают нам бездымно охлаждать зерно буквально за 30 секунд. В то время как обычно оно охлаждается после обжарки по 5 минут.А чем быстрее его охладить и запечатать в пачки, тем дольше зерно сохраняет свои вкусо-ароматические свойства и попросту получается более интересным с точки зрения вкуса. Масла просто иначе реагируют. Такой вот секрет на поверхности. Можно сравнить этот процесс с приготовлением карамели: брось свежесваренную карамель на тарелку – она просто застынет. А быстро остыв на холодной водяной бане, получится тягучей и жидкой.

Почему мы уделили такое внимание расположению нашего цеха и конструкции ростера?

Я немало поездил по обжарщикам, и приходилось наблюдать грустную картину. Ростер обычно ставят в подвалах, где вентиляция или старая, или с ней вообще беда. Что не может не сказаться на ухудшении качества кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Почему именно посёлок Белые Столбы? Всё очень просто – рядом расположен склад крупнейшего в России импортера зелёного кофе для спешелти-обжарщиков. Выгода очевидна. Нам не нужно было организовывать собственное складское хранение сырья. Не говоря об экономии на логистике.

А фишка-то в чем?

Немного биологии и генетики. Есть четыре основных вида кофейных культур: Арабика, Робуста, Либерика и Мауритана. В каждом случае – далее идут всевозможные разновидности. Например, для арабики это такие сорта, как Гейша, Типика, Бурбон.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Кофе спешелти – конечно, сам по себе крутой продукт. С определенной оговоркой. Обжарщики топ-класса в категории спешелти используют исключительно арабику. И здесь возникает некоторый конфликт между вкусами профессиональных ценителей кофе и рядовых потребителей.

В основной массе отечественные и не только обжарщики стараются подчеркнуть кислотность в зерне. Именно кислинка высоко ценится гурманами, так сказать потребительской элитой спешелти кофе. Но… люди, не замороченные на кофе, дают другой типовой запрос: «Я хочу арабику, потому что знаю: арабика – это круто. Только мне не нравится кислинка».

Наша первая реакция была: «Э-э-э, но погодите-ка…». А потом мы сказали: «Окей!». И взяли курс на обжарку арабики до плотного, сбалансированного вкуса с минимальной кислотностью. То есть, мы не стараемся по всей линейке предложений ублажить ценителей и эстетов. Ориентируемся в первую очередь именно на рядового потребителя. На тех, кто только начинает погружаться в алхимию кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Но и любителей покислее есть чем порадовать. У нас есть в том числе и классные африканские лоты с высокой кислотностью и насыщенными фруктовыми оттенками. Так что все найдут себе кофе по вкусу.

Ожидание – реальность

Как вы понимаете, нарастить розничную торговлю спешелти до уровня массовых, крупных продаж конечному потребителю и крупным сетям – задача долгая и весьма трудозатратная. Поэтому изначально ставка была сделана на те самые точки общепита, от кофеен до ресторанов. Так гораздо проще увеличивать обороты и выходить на окупаемость бизнеса. Основную ставку мы предполагали сделать на широкий круг личных знакомств среди владельцев всевозможных «пищевых» заведений.

Июнь 2019 года. Оборудование установлено, начинаем производство первых партий своего кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Параллельно «пробиваем» вопрос поставок готовой продукции и… Внезапно выясняется два факта:

1. Оказалось, что знакомства есть не только у нас.2. Тех знакомств, что у нас есть – мягко говоря, недостаточно для прибыльной работы.

Ох, B2B-сегмент, бессердечная ты штука. Наша желанная окупаемость строилась из расчета продаж одной тонны кофе ежемесячно. Не буду вдаваться в грустные детали, но фактический результат был крайне, крайне далек от этой цифры.

При этом мы приложили серьёзные усилия, чтобы сделать именно продукцию Lobadin Coffee Roasters наиболее привлекательной для «закупцов».

  • Кофейня, кафе, ресторан получали уникальный продукт – кофе, которого нигде больше нет и не будет. Клиент, которому понравился определённый кофе именно здесь, не найдёт его ни в одном другом месте на планете. Потому что речь о нашей авторской обжарке на определенном оборудовании, с уникальными параметрами приготовления. И в итоге эксклюзивным вкусовым профилем.
Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?
  • Мы составляли для своих партнеров кофейные карты, и они могли предложить клиентам не просто нечто особенное, а отличный выбор из особенного.
  • Бесплатно проводили мастер-классы для бариста по варке кофе и всем сопутствующим вопросам.

Мы не теряли оптимизма. Как говорится, Москва не стразу строилась. Окей, нащупали некое дно – значит есть, от чего оттолкнуться.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

И тут, что называется, снизу постучали.

Весна 2020 года, коронавирус, глубочайший нокдаун сферы общепита, который сейчас начинает играть новыми красками со второй волной COVID-19. Как вы понимаете, тем заведениям, что умудрились остаться на плаву, было совсем не до элитного спешелти. Борьба за посетителей пошла в низкой ценовой плоскости, куда наш относительно дорогостоящий продукт ну просто никак не вписывался.

Здравствуй, конечный потребитель!

И прощай опт. Нужно было срочно решать проблему номер один – цена продукции. Дело в том, что массовые бренды типа Tschibo, Paulig, Jacobs и другие закупают зерно по $3 за килограмм. Спешелти для Lobadin Coffee Roasters стоит минимум $15, в пять раз дороже. А лучшие сорта – вообще по $25. Вопрос сравнения качества даже не поднимаю – далекий от кофейной темы человек после первого же глотка нашего кофе поймет, за что он платит в пять раз больше по сравнению с масс-маркетом.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Или хотел бы платить – потому как среднестатистический россиянин скорее всего откажется покупать сразу по килограмму первосортного кофе. Так как цена будет примерно от 1 800 до 4 000 рублей.

Решение – экспериментируем с фасовкой. Мы выработали пять основных вариантов с разными граммовками и, соответственно, ценами. Провели опрос среди почти трехсот знакомых по всей России. И выяснили, что большинство сугубо позитивно воспринимает фасовку по 200 граммов. Потому что в такой весовой категории мы держим цену за пакет в диапазоне 500-950 рублей. Основная же масса предложений – около 600 рублей. Такая психологически комфортная цена за кофе топ-класса мгновенно превращает спешелти из якобы недосягаемо дорогого увлечения… в крайне щадящий для кошелька потребителя продукт. Что нам, Лобадиным, и требуется.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Немного незамысловатой арифметики. На среднюю чашку 300 мл требуется 18 граммов кофе. Значит, одной 200-граммовой пачки хватит на 11 чашек напитка. При средней цене в 600 рублей за пакет получается, что одна чашка спешелти-кофе обойдется потребителю всего-то в 55 рублей. Чашка сопоставимого с продуктом Lobadin Coffee Roasters кофе в приличной кофейне выйдет в 2-3 раза дороже.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Вдогонку – неценовой фактор. В кофейне вы не можете быть уверены, сколько и где хранился кофе. Протирал ли бариста холдер после прежней порции. Мыл ли кофемашину от масел после каждой десятой кружки (как положено по инструкции) или трехсотой. Другими словами, как бы странно это ни звучало, но именно при домашнем приготовлении вы скорее всего получите более качественный и вкусный напиток, чем в кофейне. И дешевле, да.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Гуд, с фасовкой определились, ассортимент сформировали. Дальше было решено организовать настолько индивидуальный подход, чтобы потребитель прямо-таки рухнул как подкошенный от осознания запредельного внимания к «хотелкам» своей персоны. Поясняю.

Если человеку нужен кофе именно в зернах – не вопрос, это самый простой вариант. Но! Есть разные способы заварки молотого кофе, от простейшего «залить кипяток в чашку» до эспрессо, гейзера, турки, воронки Hario V60 или воронки иммерсионной. И если вы желаете получить от нас именно молотый кофе – мы выделили всего 14 способов помола в зависимости от инструментов приготовления напитка.

<i>Для своих клиентов мы написали и разместили <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.lobadincoffee.com%2Fblog&postId=188969" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">вот тут</a> очень подробные инструкции по приготовлению кофе.</i>
Для своих клиентов мы написали и разместили вот тут очень подробные инструкции по приготовлению кофе.

Так вот, при заказе вы можете выбрать любой из вариантов-способов заварки. И мы конкретно, вот именно для вас, для вашего заказа вручную возьмем зерна нужного кофе. После чего произведем помол на швейцарской профессиональной кофемолке Ditting 804 Lab Sweet почти за 300 000 рублей. Зачем нам такая роскошь? На ней выставляются разные настройки работы в зависимости от того, каким способом будет в дальнейшем завариваться кофе. Чтобы, как вы наверняка догадались, сохранить единый аромат и вкус вне зависимости от оборудования у вас дома.

<i>Профессиональная кофемолка Ditting 804 Lab Sweet.</i>
Профессиональная кофемолка Ditting 804 Lab Sweet.

К слову, именно Ditting 804 Lab Sweet применяется на одном из крупнейших международных чемпионатов в области спешелти кофе – Brewers Cup.

Конечно, с ростом количества заказов мы планируем нанять отдельного сотрудника или даже несколько сотрудников для индивидуального подхода к каждому клиенту.

Ок, к старту готовы. Свистать всех наверх покорять рынок продаж спешелти кофе в розницу? Как бы не так. Каппинг.

Каппинг?

Да, каппинг. В традиционном понимании это скорее профессиональное мероприятие, дегустация кофе. Его проводят, например, обжарщики – для оценки текущих и новых рецептур, а также зерен от новых поставщиков. Каппинг – популярное явление и в кофейнях, ресторанах. С нашей, Лобадиных, помощью, в ближайшем будущем – еще и дома у россиян. Мы решили во главе всего своего семейного предприятия поставить именно продвижение каппинг-сетов. То есть, наборов для дегустации кофе в домашних условиях.

Сделать каппинг доступным не только и даже не столько ценителям, сколько максимально широкой аудитории. Чтобы народ попробовал различные сорта кофе и понял, насколько это разнообразный и интересный мир вкусов и ароматов. Потому что для большинства, все эти слова про сорта, вкусо-ароматические букеты не значат ровным счетом ничего. Люди просто не осознают, что кофе может быть очень разным по вкусу. Если утрировать, то в сознании потребителя есть только «с молоком/сливками и без». Ну, еще максимум «растворимый, молотый или в зернах». Всё! Вот я и решаю с помощью каппинг-сетов в том числе задачу продвижения культуры осознанного выбора кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Мне больше всего нравится сравнение с вином. Согласитесь, многие граждане увлекаются дегустацией вина. Я сейчас про хобби. Открывать для себя новые вкусовые букеты, чувствовать тонкости ароматов… На самом деле это настолько обыденное явление, что винным увлечением уже мало кого удивишь. Другое дело – каппинг. Это, если хотите, современное интеллектуальное хобби для думающей аудитории. А мы – проводники в «новую кофейную культуру» для новичков.

<i>Интересный факт – в кофе в десятки раз больше вкусо-ароматических элементов, чем в вине. Поэтому даже с точки зрения увлекательности кофейная дегустация смотрится более выигрышно.</i>
Интересный факт – в кофе в десятки раз больше вкусо-ароматических элементов, чем в вине. Поэтому даже с точки зрения увлекательности кофейная дегустация смотрится более выигрышно.

Никаких сложностей – в простейшем варианте для проведения каппинга нужны лишь чашки и кипяток. Готовите в турке или с помощью френч пресса? Не вопрос, в зависимости от способа (его вы указываете при заказе) мы приложим подробную инструкцию по правильной заварке кофе.

Любой каппинг-сет содержит четыре пакета разных сортов кофе, по 80 граммов, чего в сумме хватает на 17-18 чашек по 300 мл. Тут уже все зависит от индивидуальных предпочтений. Одному человеку этого хватит на месяц, а другому – хорошо, если на одну неделю.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Сделать ставку на каппинг-сеты было решено вовсе не спонтанно. Всё-таки мы учимся на ошибках, поэтому перед проработкой самой продукции я презентовал свою идею как можно более широкому кругу знакомых. Причем именно людям, далеким от кофейной темы. Ведь целевая аудитория каппинг-сетов – новички.

Более того – если покупку даже 200 грамм спешелти человек вряд ли совершит на пустом месте, спонтанно, то с каппинг-сетами – совсем другая история. Это уже гораздо ближе, с учетом цены и развлекательной концепции, к импульсивным покупкам. Примерно, как стоя в очереди на кассе, купить шоколадный батончик. Приятное, спонтанное, совсем не разорительное мероприятие. Прямо как классный каппинг-сет за 1 200 рублей, который дарит море эмоций.

Огромный выбор – это не всегда хорошо. При составлении каппинг-сетов мы решили ограничиться дюжиной тщательно подобранных наборов кофе по тем или иным критериям. Делать больше – будет вероятность того, что потребитель в итоге вообще запутается и, уйдя подумать, больше никогда не вернется на сайт. Предлагаю вам кратко пройтись по тому, как выглядит наш ассортимент каппинг-сетов от Lobadin Coffee Roasters на конец 2020 года.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?
  • Grindhouse. А вы знали, что у одного и того же сорта кофе будет совершенно разный вкус в зависимости от степени помола (очень сильного, агрессивного помола: привет Родригесу) и способа приготовления? Так вот, с этим каппинг-сетом – узнаете!
  • Moloko. Один из персонажей книги «Заводной апельсин» очень любил moloko (да, с именно таким написанием) с добавками. А мы очень любим Заводной апельсин. Отсюда и отсылка в сете, где разные сорта кофе прекрасно раскрываются именно при приготовлении с молоком.
  • Sugar Daddy. Моя эксклюзивная обжарка зерен до состояния максимальной натуральной сладости. Богатой сладости.
  • Sour not Sour. Полная противоположность Sugar Daddy. Четыре сорта, с помощью которых вы узнаете, что кислотность (если хотите, «кислинка») – это не всегда цитрусовые нотки в различных сортах кофе.
  • From Zakat to Rassvet. От благородной кислинки постепенно, благодаря разнице обжарок от светлой к темной, переходим к практически натуральному сахарному вкусу без каких-либо добавок. Наше уважение, Квентин.
  • National Kofegrafik. Африка. Южная Америка. Центральная Америка. Азия. Устраиваем мини-кругосветку по кофейной теме и запоминаем отличия в зернах из разных регионов нашей планеты.
  • Zavodnoi Apelsin. Цитрусовые! Вашему вниманию предлагаются оттенки от сладких мандаринов до ноток грейпфрута с изысканной горчинкой. Причем это естественные «фишки», которых добиваются путем выращивания кофе рядом с плантациями цитрусовых.
  • Da Vinci. Отсюда и кофейное ассорти с ароматами благородного алкоголя вплоть до бренди или бурбона. Одним словом, Дай винчик J
  • Choco Factory. Темный шоколад. Горький. Молочный. Темный, с апельсиновой цедрой. Исследуем шоколадные нотки из Колумбии, Индонезии, Гватемалы и Эфиопии.
  • Very Berry. Название говорит само за себя. Подборка ягодных сортов, от белого винограда до смеси клубники с черникой. Некоторым ценителям такой кофе даже напоминает… черный чай с вареньем.
  • Lobadin to Love. Венец кофейной алхимии семейства Лобадиных. Лучшее, что мы делали за все время работы. Подборка наших с братом любимых сортов с идеальной обжаркой. Более того, в двух случаях это сложная смесь, бленд из многих составляющих. Которые раскрываются как во вкусе, так и послевкусии!
  • Dry, Wet or Honey? Учимся разбираться, как влияют на вкус кофе разные способы обработки кофейных ягод для их превращения в кофейные зерна. Ведь мытый, сухой, азиатский полумытый, «хани» подходы дают совершенно непохожие оттенки и ноты.

А что по бизнесу?

Тьфу-тьфу, но как ни погляди, идея получилась крайне перспективной. С одной стороны, мы решаем краткосрочную задачу наращивания оборотов, выхода на работу в плюс. С другой стороны, работает долгосрочная стратегия. Человек начинает разбираться в кофе, формирует список любимых сортов. И в перспективе переходит на новый уровень – сразу закупает 200-граммовые, а то и килограммовые пачки. У нас в магазине.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Наверняка знатокам уже не терпится спросить – как же мы собираемся конкурировать с немногочисленными, но все же имеющими место сервисами кофе по подписке. Такие проекты предлагают каждый месяц оплачивать-получать новую подборку сортов. Общий ассортимент может достигать почти трех сотен видов кофе.

Ставка делается на разнообразие кофейных сетов и именно их постоянные покупки. Тогда как мне близка идея отсутствия у потребителя такой привязки к регулярным тратам. Опять же, по моим опросам люди позитивно реагировали как раз на идею разовых покупок каппинг-сетов. Никакой попытки сразу вогнать в подписку, добровольно-принудительно постоянно напоминать, мол, месяц подходит к концу, готовьте деньги.

Нет, нет и еще раз нет! Ну, вы поняли. В моем представлении потребитель полностью свободен в своих действиях, ему ничего не навязывают. Тогда как подписка – это в первую (вторую и третью) очередь тема для ценителей – тех, кто уже более-менее разбирается в кофе и увлечен постоянными вкусовыми экспериментами. Нам же главное – привлечь новичков, проконсультировать по выбору и выявить возможные предпочтения. Да хотя бы в зависимости от того, послаще или покислее человек потенциально предпочитает кофе. Или, например, если речь о встрече друзей – я обязательно прежде всего предложу «алкогольный» «Da Vinci» или, так сказать, кондитерский «Sugar Daddy». Плюс не забываем, что кофе будет смолот эксклюзивно под заказ конкретного клиента, под его способ заварки.

М – маркетинг

В настоящее время, аккурат в предновогодний период, я буду управлять первыми в своей жизни маркетинговыми активностями. Конечно, геройствовать не собираюсь, для выполнения задачи привлечены профессионалы. В январе-феврале я честно и подробно расскажу, насколько удачной оказалась идея каппинг-сетов, как на наш продукт отреагировала разная аудитория в Instagram, Telegram, YouTube, Facebook и на других площадках.

Знаете, что меня больше всего радует в каппинг-сетах с точки зрения маркетинга? Это просто отличный продукт для продвижения. Недорогой, эффектный, без разделений по полу и возрасту, с безграничным простором для креатива. С гибким набором ключевых преимуществ для разной аудитории.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?

Одна из самых классных вещей в каппинг-сетах – то, что это универсальный подарок на праздник. День рождения, 8 марта, 23 февраля, да какой угодно. Вместо бесполезных сувениров вы дарите оригинальный, реально полезный, интересный продукт. И уж тем более каппинг-сеты хороши в нынешней ситуации, когда развлечения лучше ограничить пределами квартиры или дома.

Так, ближе к бизнесу. В свете подарочного фактора получаем почти круглый год мощные точки для эффективной рекламы и взрывных продаж. Уверен, наши каппинг-сеты вы совсем скоро увидите во всех статьях-подборках в стиле «Лучший подарок на [подставить праздник]» или «Что подарить на [подставить праздник]». То есть, повторюсь, продукт с точки зрения маркетинга – хорош.

И еще важный момент. YouTube и Instagram-блогеры делают рекламные вставки – в видеороликах, сториз. Очень часто вижу ситуацию, когда человек явно равнодушен к продукту. Монотонная читка рекламного текста на камеру/за кадром. Никакой искры в глазах. Окей, тогда и у меня как зрителя не возникает ни малейшего желания купить предмет рекламы.

Можете упрекнуть меня в наивности, но я не сомневаюсь, что привлеченные мною опытные маркетологи в любом случае напишут хорошие тексты, проследят за исполнением интеграции. Но, думаю, что и сами блогеры вполне искренне будут хвалить каппинг-сеты, рассказывать о своих впечатлениях. Что наверняка положительно скажется на конверсии просмотров в продажи.

Вместо вывода

В случае LobadinCoffeeRoasters возникшая череда, казалось бы, фатальных трудностей привела к полному переосмыслению подачи продукта и подхода к продажам. В конце концов, к рождению новой оригинальной и перспективной для России идеи каппинг-сетов как нового домашнего хобби для массовой аудитории. Наша история пишется прямо сейчас – и я искренне надеюсь, что в будущих статьях смогу похвастаться успехами своей семейной лаборатории по обжарке кофе.

Как мы занялись обжаркой кофе и «влетели» на 30 млн из-за пандемии. Или нет?
101101
561 комментарий

Вообщем все это мне знакомо, поскольку история была примерно такая же. Влетел правда я не на 30 а на 3 млн. 😁 Ростер был попроще, хотя тоже конвекционный.

1.В статье много ляпов чисто технологических и концептуальных. Если кого-то заинтересован, могу написать подробнее.

2. В России есть один твердый кейс создания обжарочного производства. Это Tasty coffee братьев (совпадение) Шаровых из Ижевска.

3. Из путь начался в 2008 когда рынка обжарки в стране еще не было, но первый Лоринг они купили года 3-4 назад, если мне не изменяет память. Сейчас жарят по 100 т в месяц и продают по всей России.

Остальные видимо уже опоздали в этому празднику 😭.

4. Теперь о печальном. На 95 % уверен, что у автора ничего не получится. Потому что покупать аппарат за 30 лямов, при объеме заказов 200 кг в месяц - это, кхм, мягко говоря опрометчивый шаг. Не знаю точно, что за косты у братьев, но точка безубыточности при такой площади производства, на таком аппарате - тонны 4-5 в месяц. А к этой цифре они при таком подходе не придут никогда.

5. Продать Лоринг будет трудно. В цене потеряете 60-70 %.

6. Предвижу, что сейчас в меня полетят камни, но я знаю о чем говорю. Свой продал с дисконтом в 20% - повезло, нашел хорошего человека😉. Сейчас беру бывший свой аппарат в аренду, хлопаю "старого друга" по теплому, боку, смахаваю сентиментальную слезу... И жарю кофе.. Без нервотрепки, маркетинговых извращений и массы костов в виде аренды и т.п. Для себя, друзей и 👌 на продажу. Это оказалось приятнее. Потому что кофе, даже спешалти, это всего лишь... кофе, даже самый вкусный кофе 😉.

Жизнь продолжается!

113
Ответить

В комментарии больше информации, чем в статье. Спасибо, что хоть немного раскрыли механику бизнеса.

41
Ответить

"В статье много ляпов чисто технологических и концептуальных. Если кого-то заинтересован, могу написать подробнее" - было бы интересно прочитать статью про Ваш кейс, точку принятия решения о закрытии бизнеса и процессе выхода из него (все любят писать "на взлете" или про успешные кейсы, а спокойного разбора проектов, которые "не выстрелили" не хватает).

11
Ответить

Охуенно.
Спасибо.
Ваш комментарий от первого и до последнего слова, и есть статья.
Которая собрала бы миллион лайков) 

14
Ответить

Выходит, неплохо - купить у них Лоринг с хорошим дисконтом, когда будут продавать 

9
Ответить

а если ввести сюда два приятных фактора--"лоринг был куплен на безвозвратные инвестиции" и "ангар бесплатный" то картина сразу становится более розовой (в цвет крафтовой упаковки), правда же?

10
Ответить

Так думать надо прежде чем делать 

6
Ответить