Чем Google, Яндекс и Asana кормят айтишников, которые все еще хотят редбул и колу.
В прошлой статье мы разобрали пиццу, колу и Red Bull, и там же я рассказала, с чего вдруг нутрициолог пишет на виси.ру
В этот раз посмотрим на эти новые тренды поближе. Что придумал Google, чтобы сотрудники меньше ели M&Ms? Какой процент сотрудников Яндекса ходит в офис из-за бесплатной еды? На что в WeWork заменили безлимитное пиво?
Начнем с Гугла и их choice architecture (чтобы съели морковку, а не печенье)
Google знаменит своими бесплатными кафе и перекусами, но теперь в ход идет наука о поведении. В офисах внедряют choice architecture – «архитектуру выбора», которая мягко подталкивает людей к полезной еде. Например, полезные опции ставят на самое видное место, а менее здоровые – делают чуть менее доступными.
Так, в микрокухнях Google конфеты M&Ms перестали сыпать в вазочки, а начали давать порционно: расфасовали в маленькие пакетики. Результат – средняя порция снизилась на 58%! В кухне кафетерия ввели акцию “овощ дня” с ярким постером и забавным фактом про брокколи или морковь – число сотрудников, решивших попробовать этот гарнир, выросло на 74%.
Также во фриджерах на уровне глаз теперь вода и полезные снеки, а колу и сладости прячут пониже. Шаг за шагом Google делает так, чтобы выбирать яблоко было так же легко, как печенье.
WeWork: ну зачем отменили безлимитное пиво
WeWork долго ассоциировался с безлимитным пивом в кегах – культовым атрибутом стартап-тусовки. Но тренды трезвеют. В 2018-м доступ к алкоголю начали ограничивать, а с 2020-го и вовсе отказались от пива и вина на кранах в североамериканских локациях, заменив их на другие напитки – например, комбучу и холодный кофе. Комбуча – это ферментированный чайный гриб, богатый пробиотиками, и символ здоровья в стакане. В WeWork до сих пор на общих кухнях часто можно налить себе комбучи, газированной воды, нитро-кофе. Такой шаг не только сэкономил деньги (по оценкам, отказ от алкоголя повысил расходы на 20% на человека, т.к. комбуча и качественный кофе стоят дороже), но и поддержал запрос резидентов на более здоровые опции. Сегодня зайдя в любой коворкинг WeWork, вы скорее увидите в руках стартаперов стакан с холодным чаем или комбучей, чем банку пива.
Яндекс: фрукты, орехи и немного ностальгии по средам
В российских IT-компаниях тоже меняется культура питания. Хозяюшки в офисах Яндекса заботливо раскладывает свежие фрукты и овощи, орехи – всё бесплатно для сотрудников.
Каждый день яндексоиды съедают более1 тонны овощей и фруктов.
При этом традиционные сладости тоже присутствуют, но в разумных пределах. В Яндексе даже есть своя мифология сладкого дня: по средам на кофе-пойнтах появляются бесплатные глазированные сырки– легендарный B. Ю. Александров. Я бы хотела посмотреть на цифру процента людей, которые ходят из-за сырков. И из-за бейджика (бесплатное питание в ресторанах рядом с офисом) тоже интересно, но статистика умалчивает.
В Асане на обед подают Ассаи?)
Google, WeWork и Яндекс – не единственные, кто взял курс на wellness-питание. Многие tech-компаниисегодня включают здоровый рацион в соцпакет. Например, стартапы в Кремниевой долине ставят в офисах соковыжималки и блендеры для смузи, заказывают сотрудникам боулы (миски с салатом, киноа, авокадо и т.д.) вместо пиццы на планёрках.
Компания Asana кормит команду только органическими фермерскими продуктами – вплоть до того, что все блюда в столовой приготовлены из локальных био-ингредиентов
На хакатонах вместо энергетиков всё чаще подают матча-латте и зеленый чай – и участники отмечают, что так работают спокойнее и продуктивнее (на HackMIT в 2023-м часть Red Bull заменили на матчу и воду, и жалоб на тревожность стало заметно меньше). Про это мы упоминали в прошлой статье, прочитайте и ее)
Заказать KFC vs дойти до вендомата?
Когда времени на обед нет, а есть хочется – на помощь приходят вендинговые автоматы с едой. Раньше это были аппараты с шоколадками, чипсами и газировкой – быстрый путь к скачку сахара и упадку сил. Сейчас на смену приходят здоровые вендинги: умные минимаркеты, где можно купить полезный перекус или даже полноценное блюдо без очередей.
На фото видно, что такой автомат – это целая мини-столовая. Справа кофемашина и кеги с напитками, в центре – холодильник со свежими салатами, йогуртами, обедами, слева – открытая полка с полезными снеками. Вместо привычных сладких батончиков и чипсов здесь вы найдете, например, протеиновые батончики без сахара, ореховые смеси, сухофрукты, цукаты, печенье из цельного зерна. Есть и полноценные блюда в лоточках: сэндвичи на цельнозерновом хлебе, салаты, роллы, иногда горячие блюда, которые можно разогреть тут же в микроволновке или гриле. Такие автоматы стали появляться в бизнес-центрах и IT-офисах, предлагая сотрудникам альтернативу пицце и лапше быстрого приготовления.
Почему это лучше фастфуда? Во-первых, экономия времени – нажал пару кнопок, и полезная еда у тебя в руках, не нужно бежать в кафе. Во-вторых, качество питания: продукты в здоровых автоматах обычно отбираются с упором на правильный состав (никакой глубокой жарки, минимум сахара, больше клетчатки и белка). Конечно, калории там тоже есть – но они сопровождаются витаминами, а не пустыми углеводами.
Итого
Новые символы IT-культуры питания уже прочно входят в нашу жизнь. Айтишники нового поколения уже знают слова Ассаи, матча и комбуча и даже жуют овощи. Конечно, никто не отбирает право на редбул и колу. Но выбор расширился: рядом с условным пончиком всегда лежит яблоко, а рядом с банкой колы – стакан комбучи. И судя по всему, все больше людей тянутся к тому, от чего мозги работают яснее, а тело чувствует себя лучше.
Кстати, вы можете прямо сейчас пройти тестирование и проверить свои пищевые привычки вот здесь.
Буду рада, если поделитесь в комментариях: что полезного (или не очень) есть у вас в офисе? Какие традиции перекусов у вашей команды?
В следующей статье мы разберем, как в обед не скролить часами ленту доставки и всегда знать, что съесть вкусного и полезного.