Блог Бариста: авторские напитки в заведении

В жизни любого заведения может наступить момент, когда гости становятся постоянными, то есть попробовали почти все напитки из меню. Чтобы удержать интерес таких посетителей, старшие бариста изобретают новые напитки.

Блог Бариста: авторские напитки в заведении

Три стадии творчества: новичок, виртуоз, просветлённый

Когда бариста малоопытен, он не склонен усложнять рецепты. Мои первые авторские напитки состояли из основы и 2-3 ингредиентов. Например: чай + сироп + фрукт.

Набравшись опыта, бариста приходит к стадии усложнения. Пытается создать максимальный креатив из пяти, а порой из девяти ингредиентов.

Однако виртуозные напитки почти никогда не задерживаются в меню, а часто сразу отвергаются начальством. Потому что готовить их долго, а себестоимость получается высокой.

Проработав несколько нет, бариста ловит дзен и понимает, что баланс вкуса можно найти, не усложняя рецептуру.

Блог Бариста: авторские напитки в заведении

Насколько выгодно продавать авторский чай и кофе

Работая в одном ресторане, я «подсаживал» своих гостей на авторские напитки. От меня – эксклюзив. От них – хорошие отзывы, чаевые и дополнительная прибыль заведению.

Покажу в цифрах.

Авторский напиток из эспрессо, молока, мёда и специй обходился заведению в 35-37 руб. (на дворе был 2013 год). Продажная цена – 200 руб. (при средней цене чашки обычного кофе 80-100 руб.).

Авторский чай мы продавали по 450 руб. за чайник. А себестоимость, с учётом всех ингредиентов, работы персонала и амортизации оборудования, составляла 57 руб.

К примеру, на одном из обслуживаний мы продали 20 порций такого чая. Заведение получило 7860 рублей чистой прибыли.

Авторский напиток: что это

Все мы знаем, что существует классические чаи: чёрный, зелёный, улуны, пуэры и так далее. Есть также классические рецепты приготовления кофе: эспрессо, капучино и другие.

Авторскими называют рецепты, созданные для конкретного заведения конкретным автором. Кофе «Раф», например, когда-то был авторским, но из-за своей популярности стал практически классикой. Его вам приготовят почти в любой кофейне.

Не нужно объяснять, что авторские напитки можно и нужно продавать дороже обычных.

Три принципа создания авторского напитка

Принцип 1.

Учитывать сезонность. Летом гости хотят пить лёгкие, освежающие напитки, с фруктами и ягодами. Зимой предпочитают согревающие, фундаментальные, более сложные.

Принцип 2.

Погрузиться в фудпейринг Наука о гармоничном сочетании вкусов поможет подобрать ингредиенты, которые подчеркнут друг друга и сольются в единый гастрономический экстаз.

Принцип 3.

Удивлять Всё новое – это хорошо забытое старое. Однако не нужно вводить прошлогодние напитки. Гости, скорее всего, их ещё помнят.

Блог Бариста: авторские напитки в заведении

Рецепты авторских напитков на весну-лето

Холодный кофе с Аперолем

Готовим кофе «Суматра» способом Cold Brew. Рецепт на 1 литр: 55 г кофе крупного помола, 30 г цедры апельсина, 3 палочки корицы, холодная вода 10-12°C. Время настаивания в холодильнике – 15 часов 30 минут.

Готовый напиток на 200 мл: 180 г готовой основы, 2 дольки апельсина, 10 мл сиропа Блю Кюрасао (Monin, 1883, HerBarista).

Горный воздух

Напиток на основе эспрессо. Желательно взять смесь или моносорт с хорошей кислотностью, например: Колумбия, Эфиопия, Уганда.

На 200 мл кофе: порция двойного эспрессо, 10 мл мятного сиропа (Monin, 1883, HerBarista), 20 мл сиропа маракуйя (Monin, 1883, HerBarista), лёд. По вкусу можно добавить молоко.

Рецепты авторских напитков на осень-зиму

Сибирский кофе

Готовим на основе эспрессо. Желательно брать сорта с мощным телом, например: Доминикана, Перу.

Варим сбитень: на 1 литр – 100 г меда, вода, саган-дайля, корица, анис, гвоздика, листья брусники. Даём настояться. Рецепт на 200 мл: двойной эспрессо, основа – сбитень 100 мл, молоко 50 мл.

Кофе получается сложный, богатый. Отлично согревает и витаминизирует.

Хвойный лес

Кофе с молоком и вареньем из еловых шишек.

Рецепт на 200 мл: 20 г варенья из шишек, эспрессо, взбитое молоко с сиропом «Соленая карамель» 10 мл. Подавать в бокале для латте.

Как посчитать себестоимость авторского напитка

Продавать авторские напитки выгодно, ведь средняя наценка на них – это 250-400%.

Докажу на примере описанных выше рецептов.

Себестоимость холодного кофе с Аперолем

Основа Кофе Суматра 55 г – 99 руб./л (1800 руб./кг)

Вода 1 литр – 4 руб.

Апельсин 30 г – 2,1 руб./л (70 руб./кг)

Себестоимость основы составляет 105,1 руб. за литр или 30,02 руб. за порцию.

Напиток Основа: 30,02 руб. Апельсин, 2 дольки (30 г) – 2,1 руб.

Сироп 10 мл — 6 руб. (600 руб./л)

Себестоимость готового напитка составляет 38,02 руб. При этом его средняя продажная цена за порцию – 150-200 руб.

Себестоимость кофе «Хвойный лес»

Варенье из шишек, 20 г – 22 руб. (1100 руб./кг)

Эспрессо, 10 г – 18 руб. (1000 руб./кг)

Молоко, 150 мл – 10,5 руб. (70 руб./л)

Сироп «Солёная карамель», 10 мл – 6 руб. (600 руб./л)

Себестоимость готового напитка равна 56,5 руб. Средняя продажная цена – 180-240 руб.

Делаем выводы

Классические напитки всегда нужны заведению, так как на них есть постоянный спрос. Однако чтобы выстоять в эпоху большой конкуренции, придется удивлять гостей.

Когда вы увидите, что ваш авторский напиток видоизменился и начал появляться в других заведениях города, значит, вы создали отличный рецепт, который со временем может стать классикой.

Если вам нужно придумать сезонное меню, мы в AROMA TEA COFFEE всегда готовы помочь.

44
5 комментариев

Прикольно быть бариста, в кармане густо в баре чисто) интересно сейчас такая же ситуация, учитывая что на дворе 2021, а не 2013

2
Ответить

Все что понятно из статьи - именно на авторских напитках кофейня наваривается на клиентах больше всего.   
Все, теперь только эспрессо 

Ответить

это вы еще не знаете сколько наваривают на эспрессо :)) если так рассуждать то скоро только водички попить зайдете. 

1
Ответить