{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

FoodTech — миллиардные инвестиции в индустрию, компании-единороги и курьеры на электровелосипедах на каждом углу

О том, что на самом деле происходит в FoodTech, почему индустрия взлетает именно сейчас (или уже не взлетает?), почему взрыв FoodTech произошел именно в России и что будет происходить в индустрии дальше — своими рассуждениями с сообществом Heg.ai поделились его участники: ангельский инвестор Дмитрий Шурыгин, основатель стартапа «Мой девайс» Алексей Миронов, и основатель сервиса экспресс-доставки в Лиссабоне Bairro Артем Кохан.

Дмитрий Шурыгин
Инвестор Самоката и Elementaree — сервисов по доставке продуктов 

Ключевые тренды FoodTech России к концу 2021

Первое и главное — крупные игроки начали вовсю покупать мелких: то есть, рынок, с моей точки зрения, подошел к насыщению. Сейчас начинать в России новые FoodTech проекты я бы не стал, особенно если говорить про copycat (запуск клона уже существующего сервиса) с какой-то действующей модели, потому что они все уже отработали: meal-kits (доставка определенного набора продуктов для приготовления блюда по рецепту), экспресс-доставка, батончики — на этот поезд уже поздно залезать.

Это должна быть или какая-то новая бизнес-модель, или хайповая история: вход на рынок с помощью уникального маркетинга или супер-креатива. Из разряда «бутерброд сам появляется с помощью дрона и падает на голову».

Ключевые бизнес модели FoodTech индустрии

В первую очередь — быстрая доставка: dark-stores (гибрид магазина и распределительного центра, где сборщики собирают онлайн-заказы клиентов из магазинов) и dark-kitchens (кухня, на которой присутствуют только повара, ресторанный персонал и курьеры, чтобы обеспечить приготовление и доставку онлайн-заказа). Сейчас уже однозначно понятно, что это не про временный хайп, эту историю мы будем видеть много лет. Я уверен, что со временем многие рестораны, у которых есть незагруженные кухни, будут сдавать их в аренду. Уже есть такие прецеденты.

Я думаю, будут развиваться истории кросс-платформенные и кросс-странные, когда два известных ресторана, один в Москве, другой в Нью-Йорке делают change-меню: и в Москве посетители могут заказывать еду из Нью-Йоркского ресторана и наоборот. Я бы с удовольствием сейчас съел сэндвич из своего любимого ресторана в Нью-Йорке.

Какое-то время была хайповой модель с вендинговыми автоматами, но она не прижилась.

Будущее FoodTech индустрии в России

Я думаю, рынок полностью поделят два-три игрока. Ничего нового на рынке точно уже не появится.

  • Dark kitchens, dark stores

Они будут целиком заняты, идти туда будет бесполезно.

  • Meal kits, которые есть (Elementaree, Шефмаркет)

Они будут в больших сетях: в Перекрестке, Азбуке вкуса и т.д. Этот формат будет активнее развиваться, если экономическая ситуация будет меняться в лучшую сторону и повысится уровень дохода, тогда формат meal-kits сможет активно идти в регионы. Сейчас там или вообще нет такого формата, или он только только начинает появляться.

Почему экспресс-доставка в России взлетела раньше других рынков

В России, в случае с Самокатом, на мой взгляд большую роль сыграло наложении амбиций основателя (Вячеслав Бочаров) на огромный опыт в индустрии (операционный директор Магнита): человек ушел из громадной Food индустрии с желанием построить что-то свое, и он в это поверил (летом 2021 Самокат привлек $46M на выход в Америку).

Я считаю, это могло произойти в любой стране. Но, например, если говорить про Америку, она сильно распределенная, поэтому там той же экспресс-доставке сложнее развиваться. В Штатах был скачок по направлению Meal-kits лет 8-9 назад (Hello Fresh, Blue Apron). Но если говорить про рынок быстрой доставки — он в Америке все еще не сильно развит. То есть, на него вполне можно заходить: он классно растет из года в год, ковид сильно поспособствовал развитию индустрии. Появляются проекты, активно бегущие в этом направлении, например, Via.Delivery.

Круто, что рынок FoodTech активно развивается и стартапы поднимают деньги по огромной оценке. Особенно радует кейс Самоката, где Еx-топ-менеджер Магнита смог сделать крутой бизнес в России, а потом практически сразу поднять его в Штатах.

Несмотря на большое количество закрытых раундов и крутых имен, есть ощущение, что тема немного перегрета. Поэтому, если есть возможность и компетенции делать фудтех-стартап, то возможно, это окно еще какое-то время будет открыто. Однако мне кажется, намного актуальнее тестировать какие-то смежные бизнес-модели, которые также будут расти в период автоматизации рынка FoodTech, например, беспилотные курьеры.

Павел Хегай, Основатель сообщества Heg.ai

Сложности и ограничения FoodTech

Главное ограничение — производственные мощности. Их невозможно мгновенно перестроить или увеличить: нельзя просто взять и увеличить канал в два раза или просто мгновенно завезти в два раза больше продуктов.

Есть обратная сторона, которая всегда связана с убыточностью. Например, есть количество людей, работающих на производстве. Они могут сделать 1000 заказов, а у отдела маркетинга не получилось продать 1000 заказов, они продали 200, а содержать надо всех этих людей, которые делают 1000 заказов. Они будут выходить на работу, получать зарплату.

Нет возможности гибко увеличивать и уменьшать количество людей, это получается постепенно, что на первых этапах роста влечет за собой постоянное увеличение костов. А для стартапа на ранних стадиях каждая необходимость увеличения издержек может стать серьезным препятствием.

FoodTech инсайт от Дмитрия Шурыгина

С моей точки зрения, сейчас FoodTech — это крайне рискованная индустрия для инвестиций. Она давно уже развивается в сторону IT, там давно уже все цифровизированно. Обычно индустрия быстро растет, когда есть не цифровая часть бизнеса, туда добавляется цифровая часть, и оно полетело. FoodTech проекты уже очень круто оцифрованы. С моей точки зрения, сегодня очень недооценивают риск инвестиций в эту индустрию.

Сейчас многие FoodTech компании или уже вышли на IPO (например, Blue Apron) или планируют выходить. И вот как раз после этого рынок покажет, будут ли эти компании приносить деньги или это была просто пустышка хайповая.

Blue Apron в 2017 году вышел на биржу, и после выхода их оценка кратно упала. То есть их размещение на открытом рынке показало, что это был хайп, и на самом деле компания не может зарабатывать деньги и экономика у нее не сходится.

Возможности в FoodTech индустрии

Мало сделано в сфере заменителей мяса и другого животного белка. Есть Beyond Meat и еще похожий проект, которые уже даже IPO сделали, но мне кажется, рынок в будущем будет настолько громадный, что есть возможность еще туда бежать.

Я пришел к мнению, что проект, который в итоге выстрелит, он должен в начале казаться более бредовым. Про Самокат многие в начале говорили, что это полная фигня, потому что за 15-20 минут невозможно доставить корзину продуктов и товаров полностью соответствующую супермаркету.

Алексей Миронов
Ресторатор и фаундер стартапа Мой девайс

Я с 2012 года занимался ресторанным бизнесом: начинал с сети кофеен, потом появилась сеть фастфуда (как раз там был первый опыт с доставкой), сеть гавайской кухни «Море поке».

В 2020 году запустил проект «Мой девайс», напрямую связанный с food доставкой. «Мой девайс» — это сервис аренды девайсов по системе подписки. Сейчас у нас половина выручки идет от аренды индивидуального транспорта курьерами и компаниями доставки (электросамокаты, велосипеды, электровелосипеды), поэтому мы знаем, чем живет FoodTech сегодня, какие есть боли, особенности работы с курьерами, и куда двигается рынок.

Весной 2021 года «Мой девайс» привлек $475 тысяч вложений. Ключевым инвестором выступила компания Kontinuum Group, которая вложила 25 млн рублей. Остальные средства были получены от частных инвесторов.

Полученные средства планируют направить на масштабирование в России, запуск производства девайсов под собственной торговой маркой, а также совершенствование IT-платформы и тестирование зарубежных рынков.

Ключевые тренды FoodTech России к концу 2021

Очень быстро растут экспресс-доставки магазинов (именно продуктов питания), они как 2 года назад начали быстро расти, так и продолжают. Постепенно эта тенденция все больше приходит в регионы, в города миллионники (Самара, Нижний Новгород, Казань и т.д.).

Еще большой тренд — переход с автомобильного транспорта и пеших курьеров к курьерам на индивидуальном транспорте, который является оптимальным для экспресс-доставки.

Снабжать таким транспортом своих курьеров самостоятельно доставочным компаниям сложно, так как для них это не целевая деятельность, совсем другой бизнес. В регионах до 80% курьеров до сих пор пешие, а пеший курьер – это проблема для всех быстрых доставок, потому что в экспресс-доставке главное скорость: если у конкурента курьеры на электровелосипедах, а у тебя – пешие, ты проиграл. У сервисов доставки большая цель – велосипедизация (у некоторых агрегаторов доставки даже есть такая стратегия – велосипедизация курьеров).

Основные игроки сегодня Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка, Delivery Club, Самокат, к ним недавно также добавились Сбермаркет и ВкусВилл. Эти гиганты друг с другом соревнуются, в первую очередь, за скорость.

Ключевые тренды FoodTech США к концу 2021

Рынок США отличается тем, что там доставка давно существовала, просто в другом виде: через собственные сайты и курьеров ресторанов. Рынок быстрой доставки для США новый, и пока он отстает от России, особенно экспресс-доставка, которая только-только появилась. Там были сервисы доставки типа gopuff, но чтоб тебе за 15 минут продукты доставили на дом — для большинства американцев в новинку.

Сейчас с такой моделью запустились очень многие, в том числе проекты с российскими корнями: проект 1520, Friedgenomore, Food Rocket. Большинство запускаются в Нью-Йорке, но Food Rocket, например, в Сан-Франциско. Пришли большие игроки, такие как турецкий Getir, российский Самокат (под брендом Buyk).

Сейчас идет битва за Америку, как за самый большой и богатый рынок.

Там рынок выглядел совсем по-другому: курьеров на велосипедах, электровелосипедах, там еще недавно практически не было, а в Нью-Йорке доставлять на машине операционно сложно и дорого. Нью-Йорк очень удобен для доставки на электровелосипеде: город с прямыми дорогами, невысокой скоростью автомобильного транспорта, ограниченным количеством парковочных мест.

Практически на любой оживленной улице Нью-Йорка можно увидеть сразу по 10-15 курьеров, причем на дорогих электровелосипедах, именно поэтому мы с нашим сервисом собираемся в ближайшее время выходить на рынок Нью-Йорка.

В Америке есть и более «распластанные» и широкие города: Хьюстон, Лос-Анджелес, Атланта, они тоже крупные, но там нет такой агломерации как в Нью-Йорке или Чикаго. Там на электровелосипеде или велосипеде заказ очень сложно выполнить, там до сих пор доставляют на автомобилях и, видимо, так еще будет какое-то время.

Но если там будет развиваться экспресс доставка, то все равно постепенно все придет к использованию электровелосипедов или другого индивидуального транспорта, потому что склады этих компаний вполне могут располагаться в 15-20 минутах от своих потребителей.

Почему экспресс-доставка в России взлетела раньше других рынков

Потому что рынка на самом деле не было. В Америке это устоявшаяся поведенческая культура, и менять устоявшиеся паттерны поведения очень сложно. В России доставки было мало: заказывали только суши и пиццу. И вдруг появляются приложения для доставки: и стартапы, например, Самокат, и крупные игроки (Яндекс начал развивать доставку, выкупив Food Fox). То есть, во-первых, на рынок зашли профессионалы, а во-вторых, рынок был готов, и произошел Product Market Fit.

Будущее FoodTech индустрии в России

Сейчас на рынок доставки идут все любыми возможными способами. Например, даже Х5 запускает сервис доставки Около, и заходит в dark-kitchen доставку, купив «Много лосося». Но в ближайшем будущем крупнейшие игроки столкнутся с тем, что органическая экспансия закончится, и им придется делить рынок, демпингуя цены, или проводить сделки по слиянию и поглощению друг друга.

Что будет — сложно сказать. Пока есть, куда расти: в регионы. Это, конечно, не самые большие рынки в России, они объективно бедные. Но за города миллионники битва будет.

Сложности и ограничения FoodTech

Одним из самых больших ограничений является нехватка курьеров, причем это проблема существует почти на всех рынках, не только в России. Культура потребления резко поменялась: все хотят сидеть дома, и это понятно — повлияли карантин, пандемия, удаленка. И люди теперь не хотят ходить в магазин, а хотят заказывать через приложение.

А столько курьеров объективно нет. Это понимают стартапы, это понимают крупные компании, которые сталкиваются то с забастовками курьеров, то с их большой нехваткой. И поэтому они готовы платить большие деньги аутстаффинговым компаниям, которые найдут им курьеров, транспорт для курьеров и тем самым обеспечат бесперебойную работу.

Как скоро произойдет роботизация доставки

До реалистичной роботизации доставки еще очень далеко, пока хотя бы велосипедизацию бы сделать всем. Яндекс недавно запустил своего робота доставщика. Я думаю, это имеет почву для развития. Но это вообще не быстрая история. Вряд ли мы через год увидим, что у нас весь город будет в роботах-доставщиках. Но рынок будет двигаться в эту сторону.

Это единственный выход, потому что или роботизация, или нужен большой поток мигрантов (а это тоже очень сложная история). Или юнит-экономика просто не будет сходиться, потому что придется еще сильнее повысить зарплату курьера, а у них и сейчас не низкие зарплаты.

FoodTech на других рынках (помимо России и США)

Бум идет во всем мире: и в Азии, и в Европе, и в Латинской Америке. Но в Европе культура потребления немного другая: они любят вечером пойти посидеть в кафе или ресторане, думаю что этот паттерн будет сложнее ломать, чем в России или Азии, и это может тормозить быстрый рост доставки там.

FoodTech инсайт от Алексея Миронова

У всех FoodTech компаний сейчас на самом деле операционный переполох. До того как я открыл «Мой девайс», я думал, что все компании в фудтехе, которые на слуху — это очень серьезные технологические компании, где круто выстроены и автоматизированы операционные процессы, где построена и продумана IT архитектура, где быстро происходят доработки системы.

Но оказалось, что там (не буду называть конкретные компании) бардака гораздо больше, чем у любого даже маленького стартапа. Все решается непонятно как, зачастую, ручным управлением (далеко не самым эффективным), ни системности, ни структуры, и многое, что могло бы быть автоматизировано, делается руками. Все это я постоянно вижу собственными глазами когда приезжаю в dark-store или в офис головной компании к партнеру, которому мы поставляем нашу технику.

Из нашего общения с западными венчурными фондами мы поняли, что такая проблема есть и в США, и в Европе. Так, например, в одной из компаний экспресс доставки, которая в этом году даже стала единорогом, заказы записываются на листочках, которые затем забирают курьеры и по ним собирают свой заказ.

Понятно, что эти проблемы возникают из-за быстрого роста, потому что большинство из этих стартапов не были реально готовы: нужно время, чтобы найти хороших менеджеров и выстроить структуру. Многие компании растут двузначными цифрами месяц к месяцу. Все в состоянии взрывного роста, и в то же время это уже крупные компании с большим количеством сотрудников, которыми сложно управлять.

Артем Кохан
Основатель Bairro — сервиса экспресс-доставки в Лиссабоне

Я 8 лет занимался E-commerce. Год назад я продал проект, которым до этого занимался, и хотел понять какие тренды сейчас в E-commerce, и какой из них будет лучше всего расти. И тогда было достаточно очевидно, что это FoodTech. И я подумал, что в ближайшие 10 лет надо делать ставку на быструю доставку в «быстрых городах». И мне кажется, мы угадали.

Когда началась пандемия, была такая большая неопределенность, многие индустрии «сломались», и было абсолютно непонятно, как долго это продлится. Мне показалось очевидным, что именно FoodTech будет взлетать сейчас, и после пандемии будет дальше набирать обороты.

Летом 2021 года португальский фудтех-стартап Bairro привлек €1,2 млн от частных российских инвесторов. Участниками раунда стали управляющий директор онлайн-гипермаркета Vprok.ru (принадлежит X5 Group) Леонид Довладбегян, бизнес-ангел Дмитрий Шкляр, бывший глава российских представительств JD.com и Cainiao Алекс Васильев, экс-глава Delivery Club и Pandao Андрей Цыценко и еще ряд частных инвесторов.

Ключевые тренды FoodTech Португалии к концу 2021

В России сейчас высокая конкуренция и более избалованный потребитель. В Португалии до нас 15-минутной доставки не было вообще. Когда началась пандемия, супермаркеты были загружены доставкой минимум на три недели вперед.

Начали появляться Instacart-ы (copycats по аналогии с американским стартапом Instacart). Но для меня было очевидно, что «Instacart» — это уже вчерашний день. И я двинулся в сторону dark-store. Благодаря опыту в E-commerce я понимал, что это гениальная модель доставки, потому что из одного большого централизованного склада доставлять по городу очень сложно.

Через несколько лет на рынке доставки будут доминировать игроки, имеющие доступ к сети dark-stores или иметь свою сеть. И мне кажется, что победителем выйдет тот, у которого это просто будет хорошо работать. То есть, курьеры будут приезжать вовремя, привозить заказанный товар. Сейчас иногда ты заказываешь товар, а тебе потом звонят и его заменяют, потому что позиция отсутствует, и это тоже как бы неприятный опыт.

Будущее FoodTech индустрии

Доставка будет появляться все дальше и дальше от больших городов… В Европе будет происходить то, что сейчас происходит в России: сначала это были большие города: Питер, Москва. Дальше начали выходить в регионы. У этих игроков начали появляться собственные торговые марки. В Европе будет происходить то же самое.

На каждом рынке будут выигрывать разные модели: победит тот, кто найдет первым правильную комбинацию рынка и бизнес-модели.

Например, Сбер, имея большую часть Самоката, запускает свои dark-stores, создавая сам себе конкуренцию. Потому что уже совсем очевидно, что это выигрышная модель.

Ашан планирует перекрывать свои гипермаркеты: половину больших магазинов использовать для dark-stores, оставляя для офлайн ритейла только половину. Постоянно будут появляться гибридные модели, постоянно будет происходить поиск чего-то, что будет отличаться от конкурента. Но, в большинстве стран, на данный момент, обычный dark-store — это уже отстройка от конкурента, потому что конкуренция — это просто ритейл на улице.

FoodTech инсайт от Артема Кохана

Я бы никогда не подумал, что будут такие «иксы» и настолько раздуется рынок оценок в таком операционно неэффективном бизнесе. Эти оценки негативно могут повлиять на индустрию в целом. Когда я только заходил в FoodTech, Gorillas подняли свой первый раунд $1M, вспышки инвестиций и роста стартапов по миру еще не было. В последнем раунде они привлекли $950M (между раундами чуть больше года). Я сразу понимал, что это выигрышная модель, но я не ожидал, что в этот бизнес придет столько денег.

В ближайшем будущем количество инвестиций вряд ли сократится. Во-первых, есть венчурная тенденция, что количество инвестиций растет из года в год, во-вторых, food-индустрия много лет была недооцененной, лидировал финтех. А сейчас пошел тренд на еду, возможно, потому что это основа пирамиды Маслоу. Я думаю, что в течение нескольких лет операционно неэффективные бизнесы будут покупаться за копейки большими игроками. И в конце концов, FoodTech в сфере доставки превратится в обычный ритейловый бизнес. Это уже не будут стартапы, это будет тот же самый ритейл как сегодня сети магазинов Магнит, Пятерочка и т.д.

Резюме

Ольга Калинина
Директор по маркетингу Wuplo — сервиса доставки свежих продуктов

То, что мы видим на рынке в Европе пока говорит о том, что рынок вряд ли будет поделен одним, двумя, тремя крупными игроками. Рынок продажи продуктов в Германии на данный момент составляет порядка 141 млрд Евро и онлайн часть занимает порядка 2%, очевидно, что потенциал для роста огромный и потребитель будет искать каждый своё: кто-то кофе от местного обжарщика, а кто-то возможность не только купить продукты быстро, но и заодно отдать вещи в химчистку.

Традиционный ритейл на фоне развития онлайна скорее всего будет исчезать, если говорить про горизонт 5-10 лет. Европейские рынки готовы к развитию, чем и пользуются местные игроки. Однако у компаний с опытом на российском рынке есть ряд преимуществ: процессы с технологической стороны, маркетинг, работа с закупками у нас выстроена лучше.

Основная сложность на Европейском рынке сейчас — привлечение курьеров. Здесь очень внимательно относятся к условиям труда линейного персонала и у самих сотрудников есть огромное количество альтернатив, они не заинтересованы в любого рода переработках, что усложняет масштабирование бизнеса.

Совершенно точно, что успешно будет развиваться тот, что построит не только большой, но и эффективный бизнес. Убедить инвесторов вкладывать деньги построив простой даркстор и на коленке управляя заказами и закупками будет все сложнее. Конкуренция усиливается и скоростью и ассортиментом ларька никого не удивишь. Придется искать пути дифференциации, усиливать ассортимент, строить сильный бренд.

Больше экспертных статей об участниках сообщества и их опыте в нашей колонке на vc.ru. Узнать подробнее про нетворкинг можно в блогах Инстаграм и Телеграм.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Иван Махортов

Отличный обзор! Спасибо, друзья! :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Савюк

Отличная статья.
Имхо будущее и даже уже настоящее доставки еды за даркстрами, сильно похоже, что через несколько лет это будет уже не стартапная тема, а коммодитис. Что не меняет эффективности инвестиций в эту тему сейчас.
Очень рад успехам Артема Кохана!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Кохан

Большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Inna Morozova

Интересный обзор!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тестович

Интересно

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Ермолаев

Было интересно прочитать про обзор рынка быстрой доставки в США

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда