«Может, это и была национализация»: за сколько продали McDonald’s и чем теперь заменят Coca-Cola

Главное из репортажа «Редакции».

Фото: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.vedomosti.ru&postId=449150" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ведомости</a>» 
Фото: «Ведомости» 

О сделке

  • В России работало 850 ресторанов McDonald’s в 62 регионах. Большинство из них находились в собственности американцев, а 132 точки работали по франшизе и управлялись тремя российскими компаниями. Это «Развитие рост», «Региональная сеть предприятий питания» и «ГиД». Последняя принадлежит новокузнецкому нефтянику Александру Говору. Именно он в мае стал новым владельцем сети в России. Чем он известен, можно почитать тут.

McDonald’s — это целая, я бы сказал, философия фастфуда. Учитывая, что он первым пришёл в Россию, 32 года назад. Глупо не отдавать дань всему хорошему. Мы же признаем, что Mercedes — это хорошая машина. А почему здесь надо стесняться? Если это хорошо, надо этим гордиться. Зачем изобретать велосипед, если можно взять велосипед и на него уже что-то пристроить.

Александр Говор, владелец «Вкусно — и точка»
  • Говор управлял 25 ресторанами сети в Сибири. По словам самого бизнесмена, с момента открытия в 2015 году заведения работали в убыток и только в последние два года они показали «хорошие результаты».
  • По мнению гендиректора некоммерческой организации «Трансперенси Интернешнл-Р» Ильи Шуманова, именно Говор стал владельцем бизнеса McDonald’s в России, потому что власти искали «лояльного государству хозяйственника» (Говор в бизнесе с 1990-х: помимо ресторанов McDonald’s, он управлял угольными компаниями, занимался нефтепереработкой и девелопментом, развивал сеть заправок — vc.ru).
  • До 24 февраля бизнес McDonald’s в России оценивали примерно в 77 млрд рублей, но после начала «спецоперации» оценка компании могла упасть до 35 млрд. За сколько в итоге сеть продали Говору, неизвестно. Сам он говорит, что купил рестораны за «символические» деньги.

— Сумма была больше одного рубля?

— Я не буду говорить больше или меньше, но это чисто символическая цифра.

  • В июне издание BBC рассказало, что структурировать или частично финансировать сделку мог «Совкомбанк». По словам Шуманова, это типичная история при покупке такого большого актива. Но нюанс в том, что банк находится под санкциями США, а значит проводить сделки с американскими компаниями ему запрещено. Он также отмечает, что многие участники отрасли считают Говора только номинальным владельцем McDonald's, а реальными бенефициарами могут быть крупные корпорации, госбанки или влиятельные фигуры, оказавшиеся под санкциями. Сам же Говор называет себя единственным собственником «Вкусно — и точка» и отрицает участие в сделке «Совкомбанка».

Мы не знаем, [как было на самом деле], может, это и была национализация. Тут даже владельцев не всегда надо менять, чтобы национализировать бизнес. Достаточно ввести правильных людей в управление, которые будут контролировать денежные потоки.

Елена Перепелица, гендиректор консалтинговой компании Restcon
  • В отрасли также есть мнение, что сделка могла быть «притворной»: McDonald’s формально уходит из России, но остаётся бенефициаром российских ресторанов.

Учитывая, что не ушёл главный конкурент, Burger King, думаю, будет в какой-то момент обратный выкуп. Потому что Россия — очень хороший рынок. Он не такой большой в сравнении с США, но в Европе — совершенно точно. Не думаю, что его просто так возьмут и выбросят.

Сергей Минаев, главный редактор журнала «Правила жизнь»

О запуске под новым брендом

  • В российских ресторанах McDonald's работали более 60 тысяч сотрудников, а всего в бизнес сети были вовлечены около 100 тысяч человек, включая поставщиков. Говор говорит, что обещал работникам не увольнять их в течение двух лет.
  • Рестораны сети под руководством Говора — и новым брендом — открылись в Москве 12 июня под вывеской «Вкусно — и точка». Но она перекликается с названием заведений фастфуда из Владивостока «Еда и точка», из-за чего компания уже собирается подать на сеть Говора в суд. А ещё для сети разработали новый логотип, но посетители сравнили его с узнаваемыми логотипами других компаний — сети отелей Marriott и производителя кормов для животных Matosmix.

  • Гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев не видит проблемы в похожести логотипов. По его словам, здесь как с нотами: их всего семь, и надо из них создать «какую-то мелодию».

Название не такое уж плохое. Здесь [есть посыл] — у нас вкусно. Если раньше было «весело и вкусно», то теперь, видимо, так весело уже не будет.

Иван Тихов, управляющий директор «Додо Пицца» в Евразии

О меню

  • Меню возобновивших работу ресторанов почти не изменилось. По словам Пароева, 99% продукции сеть получает от российских партнёров. Но, например, значительную часть мяса привозили из Уругвая, Парагвая и других стран. Кофе тоже импортный.
  • Пароев говорит, что есть ещё некоторые импортные ингредиенты, без которых невозможно произвести даже самый базовый продукт, например, лецитин. Это «специфический крахмал», который придаёт булочке хрустящую корочку, объясняет он. Его в Россию привозили из США. Есть ли сейчас проблемы с поставками этих продуктов, он не уточнил.
  • Запасы Coca-Cola у сети ещё есть, но они рано или поздно кончатся. Закупить напиток напрямую уже не получится: 16 июня его дистрибутор объявил о прекращении продаж в России. Поэтому газировке, как и кофе, рестораны сейчас пытаются найти замену, говорит автор Telegram-канала о McDonald’s Алина Дидковская.

Картошка с лимонадом «Байкал» — это всё-таки не вкус «Макдональдса», согласитесь.

Алина Дидковская, автор Telegram-канала о McDonald’s
3131
128 комментариев

Комментарий недоступен

26
Ответить

Это сайт про бизнес. Нафига тут обсуждать какое-то личное потребление?

61
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ну так постепенно качество в "новом маке" менеджмента, контроля и т д снизится, "тотальный распиздоз" дойдет до него, еда в нем подорожает, качество еды ухудшится, и, соответственно, качество жизни тех, кто привык там есть тоже ухудшится, люди будут меньше в нем есть, сотрудников сократят, эти сотрудники выйдут на рынок труда и будут тоже размышлять над вопросами из вашего комментария, тем самым конкурируя с вами за то, чтоб "не упасть на нищенское дно", мешая вам туда не упасть:)

Так что совсем не похеру на этот Мак!

8
Ответить

Поставил +, но зачем хаять то? Это очень большой работодатель и немалая часть дохода гос-ва от общепита и является одним из кирпичиков ваших проблем. Тем более что ресурс то именно про бизнес.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо, что держишь в курсе.

1
Ответить