Маркировка продукции: новые основания для штрафов в общепите с 1 сентября 2022 года
С 1 сентября 2022 года для общепита стартуют новые требования — работать с маркировкой. Редакция Quick Resto вместе с экспертом объясняет, как работать с маркировкой в общепите в 2022 году и какие изменения вступят в силу в 2023 году.
🖐🏻 Это блог Quick Resto — компании-разработчика ПО для ресторанов и кафе.
💌 Вступайте в наше сообщество рестораторов в Telegram и будьте в курсе последних трендов индустрии HoReCa.
Что такое эта маркировка и зачем она нужна?
Маркировка — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она нужна, чтобы отслеживать путь товара от производства до продажи.
У меня кафе. Мне нужно куда-то наносить маркировку?
Нет, для общепита другие правила. В общем случае наносить маркировку не надо. Но если, допустим, ресторан производит сыры и продаёт их в другие заведения, то тогда да, наносить маркировку необходимо. Но не с 1 сентября, делать это надо было ещё в 2021 году.
Так, понятно. А общепиту что нужно делать?
Принимая к учёту молочные продукты и воду, надо проверять наличие на продукции штрих-кода с маркировкой. Если маркировка отсутствует, то принимать товар запрещено, его необходимо вернуть поставщику. Также надо отражать выбытие через кассу и вести объёмно-сортовой учет.
Вся молочная продукция подлежит маркировке?
Тут два правила. Подлежит маркировке:
Молочная продукция со сроком годности более 40 суток: сыры, мороженое, молоко сгущённое, молоко стерилизованное, масло и другие.
Молочная продукция со сроком годности 40 суток и менее: сметана, молодые сыры, творог, молоко пастеризованное, ряженка, масло, йогурт и другие.
Альтернативное растительное молоко под маркировку не подпадает.
Читайте подробнее: Маркировка в общепите в 2022 году: что делать, чтобы не получить штраф
А когда всё начнётся?
На самом деле, всё уже началось. Маркировка для производителей стартовала с 2021 года.
С июня 2021 стала обязательной маркировка сыров и мороженого, с сентября 2021 — молочной продукции со сроком более 40 суток, с декабря 2021 — молочной продукции со сроком 40 суток и менее.
С сентября 2022 года предприятия общественного питания должны отчитываться за приёмку и продажу молочной продукции, а с марта 2023 года — упакованной воды.
А с 1 сентября 2022 года что надо делать общепиту?
С этой даты ресторанному бизнесу следует отражать выбытие через кассу определённых позиций молочной продукции.
Для какой «молочки» нужно делать выбытие через кассу?
Только для той молочной продукции, которую вы продаёте в закрытой (зафасованной) упаковке с маркировкой. Это же касается и воды.
Например, творожок, йогурт, мороженое — если продаёте как товар в своей закрытой упаковке, то показываете такое выбытие через кассу.
Если открываете, например, мороженное и подаёте его вместе с кофе как часть заказа услуги по питанию — через кассу такое выбытие не отражается. Такие позиции списываются по правилам объёмно-сортового учёта — это следующий по дате этап маркировки.
Камиль Сагидов, руководитель направления HoReCa «Оператор-ЦРПТ», обеспечивающего работу национальной системы маркировки «Честный ЗНАК»:
Почему актуально 1 сентября? Некоторые представители сегмента HoReCа занимаются продажей продукции в потребительской упаковке через кассу: продают мороженое, ещё что-то. Если такая функция у вас есть, то с 1 сентября 2022 года вы являетесь полноценным участником и должны быть подключены к ГИС МТ, у вас должен быть настроен электронный документооборот. Вы должны полноценно обмениваться данными: подписывать и подавать в систему сведения об обороте продукции и выводе из оборота.
А когда стартует следующий этап для общепита?
С 1 декабря 2023 года для точек общепита начинает действовать правило объёмно-сортового учёта и обязанность по отражению приёмки товаров в системе «Честный ЗНАК».
С молочной продукцией разобрались. Теперь про маркировку воды. Какие даты важны для общепита?
Вот сроки начала работ с маркированной продукцией:
С 1 марта 2023 года — необходимо отражать выбытие через кассу упакованной воды.
С 1 декабря 2023 года — вести электронный документооборот по объёмно-сортовому учёту в системе «Честный ЗНАК».
Ответы на частые вопросы про маркировку вы можете найти в этом видео: Обязательная маркировка продуктов в общепите: принципы работы и последние изменения в 2022 году
За что общепит может получить штраф?
Перечислим основные примеры, за которые ресторанный бизнес может получить штраф.
Кроме этого, для участников оборота маркированных товаров предусмотрена административная ответственность в размере до 300 000 рублей, а также уголовное наказание. Это касается серьёзных и систематических нарушений правил работы с маркированными продуктами.
Пишите в комментариях, с какими трудностями вы столкнулись в связи с новыми требованиями к маркировке?