Маркировка продукции: новые основания для штрафов в общепите с 1 сентября 2022 года

С 1 сентября 2022 года для общепита стартуют новые требования — работать с маркировкой. Редакция Quick Resto вместе с экспертом объясняет, как работать с маркировкой в общепите в 2022 году и какие изменения вступят в силу в 2023 году.

Маркировка продукции: новые основания для штрафов в общепите с 1 сентября 2022 года

🖐🏻 Это блог Quick Resto — компании-разработчика ПО для ресторанов и кафе.

💌 Вступайте в наше сообщество рестораторов в Telegram и будьте в курсе последних трендов индустрии HoReCa.

Что такое эта маркировка и зачем она нужна?

Маркировка — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она нужна, чтобы отслеживать путь товара от производства до продажи.

У меня кафе. Мне нужно куда-то наносить маркировку?

Нет, для общепита другие правила. В общем случае наносить маркировку не надо. Но если, допустим, ресторан производит сыры и продаёт их в другие заведения, то тогда да, наносить маркировку необходимо. Но не с 1 сентября, делать это надо было ещё в 2021 году.

Так, понятно. А общепиту что нужно делать?

Принимая к учёту молочные продукты и воду, надо проверять наличие на продукции штрих-кода с маркировкой. Если маркировка отсутствует, то принимать товар запрещено, его необходимо вернуть поставщику. Также надо отражать выбытие через кассу и вести объёмно-сортовой учет.

Вся молочная продукция подлежит маркировке?

Тут два правила. Подлежит маркировке:

  • Молочная продукция со сроком годности более 40 суток: сыры, мороженое, молоко сгущённое, молоко стерилизованное, масло и другие.

  • Молочная продукция со сроком годности 40 суток и менее: сметана, молодые сыры, творог, молоко пастеризованное, ряженка, масло, йогурт и другие.

Альтернативное растительное молоко под маркировку не подпадает.

А когда всё начнётся?

На самом деле, всё уже началось. Маркировка для производителей стартовала с 2021 года.

С июня 2021 стала обязательной маркировка сыров и мороженого, с сентября 2021 — молочной продукции со сроком более 40 суток, с декабря 2021 — молочной продукции со сроком 40 суток и менее.

С сентября 2022 года предприятия общественного питания должны отчитываться за приёмку и продажу молочной продукции, а с марта 2023 года — упакованной воды.

А с 1 сентября 2022 года что надо делать общепиту?

С этой даты ресторанному бизнесу следует отражать выбытие через кассу определённых позиций молочной продукции.

Этапы запуска обязательной маркировки молочной продукции
Этапы запуска обязательной маркировки молочной продукции

Для какой «молочки» нужно делать выбытие через кассу?

Только для той молочной продукции, которую вы продаёте в закрытой (зафасованной) упаковке с маркировкой. Это же касается и воды.

Например, творожок, йогурт, мороженое — если продаёте как товар в своей закрытой упаковке, то показываете такое выбытие через кассу.

Если открываете, например, мороженное и подаёте его вместе с кофе как часть заказа услуги по питанию — через кассу такое выбытие не отражается. Такие позиции списываются по правилам объёмно-сортового учёта — это следующий по дате этап маркировки.

Камиль Сагидов, руководитель направления HoReCa «Оператор-ЦРПТ», обеспечивающего работу национальной системы маркировки «Честный ЗНАК»:

Почему актуально 1 сентября? Некоторые представители сегмента HoReCа занимаются продажей продукции в потребительской упаковке через кассу: продают мороженое, ещё что-то. Если такая функция у вас есть, то с 1 сентября 2022 года вы являетесь полноценным участником и должны быть подключены к ГИС МТ, у вас должен быть настроен электронный документооборот. Вы должны полноценно обмениваться данными: подписывать и подавать в систему сведения об обороте продукции и выводе из оборота.

А когда стартует следующий этап для общепита?

С 1 декабря 2023 года для точек общепита начинает действовать правило объёмно-сортового учёта и обязанность по отражению приёмки товаров в системе «Честный ЗНАК».

С молочной продукцией разобрались. Теперь про маркировку воды. Какие даты важны для общепита?

Вот сроки начала работ с маркированной продукцией:

  • С 1 марта 2023 года — необходимо отражать выбытие через кассу упакованной воды.

  • С 1 декабря 2023 года — вести электронный документооборот по объёмно-сортовому учёту в системе «Честный ЗНАК».

Этапы запуска обязательной маркировки упакованной воды
Этапы запуска обязательной маркировки упакованной воды

Ответы на частые вопросы про маркировку вы можете найти в этом видео: Обязательная маркировка продуктов в общепите: принципы работы и последние изменения в 2022 году

За что общепит может получить штраф?

Перечислим основные примеры, за которые ресторанный бизнес может получить штраф.

Маркировка продукции: новые основания для штрафов в общепите с 1 сентября 2022 года

Кроме этого, для участников оборота маркированных товаров предусмотрена административная ответственность в размере до 300 000 рублей, а также уголовное наказание. Это касается серьёзных и систематических нарушений правил работы с маркированными продуктами.

Пишите в комментариях, с какими трудностями вы столкнулись в связи с новыми требованиями к маркировке?

22
3 комментария

Объем контрафактной воды, как и молочной продукции в России очень большой, поэтому и начинают отслеживать

1
Ответить

Интересно что же придумают после того как каждую, каждую штуку абсолютного любого промышленного товара для индивидуального потребления обложат марочкой 50 копеечек без НДС?
Думаю, налог на воздух будет самым подходящим вариантом. Ибо сколько можно терпеть наглость любимых граждан бесплатно дышать контрафактным воздухом ???

Ответить

Этот не борется с контрафактом а просто усложняет жизнь народу

Ответить