Как я пыталась разобраться в маркировке для HoReCa

Меня зовут Мария, я работаю главным бухгалтером-калькулятором в сети домашних ресторанов в Москве. Всего под моим управлением 11 точек. Последние полтора года я постоянно слышу про ввод маркировки пива, воды и молочной продукции. Но везде информация о датах разная, более того, сроки и условия все время меняются, каждый интерпретирует их в свою пользу, а в конкретных указах сложно разобраться. Но все же я попыталась вникнуть и даже решила написать статью, чтобы помочь таким же сотрудникам ресторана разобраться и не запутаться в противоречивых источниках. Надеюсь, кому-то мой опыт будет полезен.

Что такое маркировка и «Честный знак»

Маркировка — это государственно-частный проект, направленный на защиту потребителей от контрафакта. Причем уже давно маркируются разные группы товаров — от обуви до шин.

В Википедии сказано, что подрядчиком без конкурса была выбрана компания ЦРПТ, 50% которой принадлежит структуре ООО «Юэсэм технологии», подконтрольной Алишеру Усманову и его партнёрам, еще по 25 % — АО "ГК «Концерн Автоматика», входящему в состав госкорпорации «Ростех», и ООО «Элвис-плюс групп», принадлежащему Александру Галицкому.

Как я поняла, идея такая, что ЦРПТ придумывает и внедряет маркировку на большинство потребительских товаров, а после запуска производители закупают у ЦРПТ Data Matrix коды по 60 копеек за штуку. При этом закупить коды можно только у ЦРПТ. Куда смотрит ФАС?

Общие инвестиции ЦРПТ в проект составят около 220 млрд рублей за 15 лет. Срок окупаемости проекта — не менее 7 лет.

«Честный знак» — это национальная система маркировки и прослеживания продукции от ЦРПТ.

Какие группы товаров маркируются для общепита и сроки

На сайте «Честного знака»‎ есть информация о маркировке 10 категорий товаров: от одежды и лекарств до шин и фотоаппаратов. Еще 6 категорий в стадии пилота, но я уверена, что только этими товарными группами авторы проекта не ограничатся.

Для нашей сфера общепита самое актуальное это, конечно, молочная продукция, вода и пиво.

Не очень понятно, зачем маркировать молочную продукцию и пиво, ведь уже существует система «Меркурий» для всех товаров животного происхождения и ЕГАИС для алкоголя, но ответ я найти не смогла.

Что маркируется

Молочная продукция

  • Сыры, мороженое, молоко и вся-вся молочная продукция

Не маркируется только детское питание и продукция весом меньше 30г.

На сайте «Честного знака» перечислены все конкретные ТН ВЭД и ОКПД-2

Вода

  • Вся упакованная минеральная вода без сахара, газированная и негазированная

Опять же не маркируется вода для детского питания.

Что по срокам?

Благодаря активным выступлениям против маркировки разных представителей сообществ рестораторов, над общепитом, госучереждениями и фермерами сжалились и отодвинули срок обязательной маркировки на 1 декабря 2023.

Теперь ближайшие сроки для HoReca, фермеров и госучереждений:

Молочная продукция

  • с 1 сентября 2022 — если продаете какую-то маркированную молочную продукцию гостям, например, сыр или мороженое, нужно сканировать коды на кассе при продаже и передавать информацию в «Честный знак»
  • с 1 декабря 2023 — HoReCa, фермеры и госучереждения переходят на ЭДО и передают информацию в «Честного знак» о выбытии продукции партиями, без указания марок
  • с 1 июня 2025 — помарочный учет каждой единицы товара при приемке и выбытии для всех

Упакованная вода

  • с 1 марта 2023 — если продаете гостям воду, при продаже нужно сканировать коды на кассе и передавать информацию в «Честный знак»
  • с 1 декабря 2023 — HoReCa, фермеры и госучереждения переходят на ЭДО и передают информацию в «Честный знак» о выбытии продукции партиями, без указания марок
  • c 1 марта 2025 — помарочный учет каждой единицы товара при приемке и выбытии для всех

В общем, для HoReCa основной срок обязательной регистрации в «Честном знаке» и работы по ЭДО с водой и молоком — 1 декабря 2023. Если продаете гостям воду, то 1 марта 2023, если продаете молочную продукцию, например, сыр или мороженное в упаковке — 1 сентября 2022.

Если вы покупаете сыр, делаете сырную тарелку и продаете гостям — это не считается продажей молочной продукции через кассу. Тоже самое для мороженого на развес.

Но если вы продаете гостю бутылку воды, то с 1 марта 2023 должны про это сообщать в «Честный знак». Если это лимонад, то он вообще не маркируется. Пока что.

Казалось бы можно выдохнуть еще на год.

Но есть нюанс

Нюанс в том, что для поставщиков обязательная маркировка вступает в силу уже с 1 сентября 2022 года. И тут у поставщика есть два стула — либо отправлять товары ресторанам со списанием после приемки, либо заставлять рестораны подключать ЭДО и регистрироваться в «Честный знак». Что выберет конкретный поставщик — это "крест" каждого. А что же делать нам, бедным ресторанам?

Некоторые поставщики прислали письмо, что ресторанам надо переходить на ЭДО. Кому-то мы сами позвонили и выяснили, что они будут списывать продукцию в «Честном знаке» за нас.

Что говорит сам «Честный знак»? Мы дважды ходили на вебинары с ними, а также задавали вопросы техподдержке на сайте. В целом, создается впечатление, что они сами не до конца знают, но на всякий случай говорят, что HoReCа до декабря 2023 нужно подключить ЭДО и зарегистрироваться в «Честном знаке».

Но они не особо вникают в наши отношения с поставщиками, и не всегда понимают, с каким трудом иногда приходится выбивать взаимовыгодное сотрудничество. К тому же, если ресторан продает гостям воду или сыр, сроки существенно сокращаются.

Стратегии подключения

Получается, что у ресторана есть два пути:

  • Ничего не подключать до марта/декабря 2023. Если поставщик заставляет подключать ЭДО, указывать на официальные сроки и уговаривать гасить продукцию за него. Если поставщик отказывается, искать другого поставщика.
  • Зарегистрироваться в «Честный знаке», настроить ЭДО и гасить молочку уже сейчас.

Понятно, что у каждого пути есть плюсы и минусы, с одной стороны можно просто еще на полгода-год выдохнуть и ничего не делать, но хочется ли бодаться и портить отношения с поставщиками? С другой, ведь подключать маркировку придется, почему бы не сделать это сразу? Но если подключить сейчас, то придется уже сейчас делать эту лишнюю работу, не забывать списывать продукцию, принимать УПД.

Я думаю, тут каждый решает сам, и в первую очередь нужно понять, как будут работать ваши поставщики, и заранее с ними договориться, чтобы, с одной стороны, не подвести поставщика под штраф, а с другой, не оказаться вдруг без поставки.

Варианты работы

Рано или поздно, работать с маркировкой придется все равно. Тут тоже есть несколько вариантов:

  • Условно бесплатный вариант. Можно самому зарегистрироваться в «Честном знаке» и подключить ЭДО Лайт. Далее заходить в личный кабинет с компьютера или мобильного приложения, принимать там УПД и списывать продукцию. Это хороший вариант, но он не подойдет крупным сетям, так как ЭДО Лайт имеет ограничение в 1000 документов в год. Также такой вариант невозможно автоматизировать или удобно встроить в существующие процессы и программы без разработчиков. А значит, это еще один сервис для бессмысленных и бесполезных действий.
  • Вариант с коммерческим провайдером ЭДО. Можно, как в первом варианте, самостоятельно зарегистрироваться в «Честном знаке», но работать через любого другого коммерческого провайдера. Тут уже нет ограничения, но придется платить провайдеру ЭДО за подключение, тарифы и т.д. При этом опять же придется принимать и подписывать УПД (у некоторых провайдеров этот процесс можно автоматизировать) у себя в ЭДО, а в личном кабинете «Честного знака» списывать продукцию, опять дополнительные кабинеты и действия, не очень заточено под процессы ресторана.
  • Работать через сервис автоматизации. Таких сейчас не очень много, но они есть. Обычно они помогают с регистрацией, настраивают роуминги, следят за всеми новыми сроками, а работа происходит в одном окне. Понятно, что этот вариант дороже других, но зато экономит время, и можно не боятся штрафов. Я бы рекомендовала этот вариант, если вы уже работаете с какой-то системой автоматизации, и вам удобно все делать в одной программе.

Какой вариант выбрали мы

Я решила идти по пути автоматизации, так как хочется двигаться вперед и больше сокращать рутинные задачи, а не наоборот. Не хочу добавлять себе работы и головняка. Мы уже почти полностью автоматизированны, и это по факту очень упрощает мне жизнь.

Не стану называть конкретный сервис, чтобы не делать рекламу, но я выбрала сервис автоматизации документооборота, с которым уже много лет работаем и по «Меркурию», и по ЕГАИС. Да, это дороже чем бесплатное решение от «Честного знака», но мысль о том, что ежедневно надо будет проверять еще один сервис и что-то там делать, просто ввергает меня в ступор. Мы уже начали настраивать этот сервис, чтобы обезопасить себя от негатива как со стороны поставщиков, так и со стороны государства.

Есть тут кто-то из общепита? Что думаете делать с маркировкой?

4040
41 комментарий

Вы изначально не совсем правы)

Маркировка — это государственно-частный проект, направленный на обогащение алишерки усманова и прочих холуев)

20
Ответить

Это, ИМХО приятный доп бонус. Основное - фискальная функция.

1
Ответить

Маркировка это фактически налог, отданный на откуп частнику. Кроме нее есть еще аналогичный "Платон", есть давняя история с ЭКЛЗ по конским ценам, есть сбор Аэрофлотом роялти за пролёт над територией РФ и т.д...
В общем, это такая типичная история для феодального государства - уровня развития османской империи или средневековой монархии, где важнее наградить верного вассала или получить взятку за откуп, чем соблюсти интересы государства, или, упаси господи, предпринимателя. Это очень хорошо характеризует нашу экономику и страну, позволяет понять "где мы живем".
Самое плохое, что тут подключается еще и "отрицательный мультипликатор", потому что нельзя просто заплатить "$$манову и Ко" по 60 копеек с каждого наименования, надо еще и пройти через тучу гемороя - дооборудовать рабочие места, обучить персонал, тратить дополнительное время на каждую транзакцию, останавливать производство, продажи и поставки когда нет интернета и т.д. В результате экономический ущерб не на 60 копеек, а на 6 рублей, а иногда и на все 600.

11
Ответить

Какой огромный набор клише. Это все можно писать под абсолютно любым законом, который требует платить за что либо. Получается по вашему было бы лучше, если бы в этом не участвовал бизнес? Кто именно участвует это совершенно отдельный вопрос. Значит когда за границей на крупные проекты такого же рода привлекается бизнес, то это умные люди приняли правильное решение, а когда у нас, то долбанные олигархи под крышей государства грабят бедных предпринимателей?
А по вашим утверждениям, нет, не надо ничего останавливать когда нет интернета, тратится мало времени на сканирование для розницы. Надо только не жлобиться как всегда, а купить нормальное оборудование, все это на рынке уже есть и для производителей и для розницы. А если есть желание то все это можно использовать себе же во благо, прослеживание каждой единицы товара поможет и в учёте и в планировании, да только это же лишние действия, наши бизнесмены к такому не привыкли, нам как по старинке киоск на рынке поставить и продавать себе ни о чем не думая.
И да, нужно ещё разобраться в вопросе, что это такое именно и как с этим работать, опять непосильная задача для бизнеса нашего.

1
Ответить

полностью поддерживаю точку зрения.
Это оброк в пользу бенефициаров-друганов, севших на поток, как Платон для других друганов за счет производителей-импортеров, а в итоге за счет паствы, потребляющей продукт.
Наладка технологического процесса - это гораздо выше, чем 60коп с одного ШК.
Под лозунгами борьбы с контрафактом и фальсификатом голая нажива+получение всей инфы о потоках и всей товаро-производящей цепочке до финального покупателя. А вот этот массив инфы стоит тоже немалых денег.
Регистратор выбытия закрывает жизнь марки, либо через ККТ(ОФД)
Вангую, что данная жила может закончиться после века императора на троне, отлучат от кормушки друганов(хотя найдутся и другие, новые)

1
Ответить

Ну а так то это будет выглядеть как воровство, в сейчас целая схема, полезное дело и что там ещё, забота о покупателе. Но вот забота с корыстной целью в конечном итоге, но все равно во благо тех кто поедает сыр и запивает его водой🤷‍♂️

1
Ответить

Мне кажется, что ВетИС (Меркурий) и ЕГАИС исчезнут после того как новая маркировка докажет свою эффективность.
Если честно, то маркировка помогает получить налоги с каждой проданной единицы, т.е. включая те, что закупаются частниками через карго в Турции и Китае; но полноценно это будет работать ещё не скоро

2
Ответить