Можно ли считать робопиццерию инновацией: Фёдор Овчинников из «Додо пиццы» спорит с инвестором Zume Дмитрием Гришиным

Новые технологии против уже работающей сети пиццерий.

В начале ноября 2018 года американская компания Zume Pizza привлекла $375 млн инвестиций от японской SoftBank и получила оценку более чем в $2 млрд. Zume — это пиццерия, в которой рутинными задачами по готовке занимается робот. Кроме того, компания разработала технологию для выпекания пиццы в пути с помощью печей с дистанционным управлением.

Один из инвесторов Zume — основатель фонда Grishin Robotics и председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. Он рассказывал vc.ru, что видит большой потенциал в разработках компании: по его словам, роботы позволят избавиться от консервантов и доставлять пиццу за пять минут после готовки.

Во-первых, вам привозят пиццу не ту, которая была испечена 30-40 минут или час назад, а её запекли за пять минут до этого.

Во-вторых, пицца получается более здоровой, так как больше не нужно добавлять консерванты, которые добавляют сейчас, чтобы сохранить вкус как можно дольше на время доставки.

Пицца получается быстрее, дешевле и более здоровой. Если получится, то это будет крупнейшая революция в сфере еды, которая случалась.

Дмитрий Гришин, основатель Grishin Robotics
Пример работы робота Zume

Мнение Фёдора Овчинникова

Основатель «Додо пиццы» Фёдор Овчинников публично выразил сомнения в модели Zume. По его мнению, в робопиццерии нет ничего инновационного, а одна только технология не означает, что заведение общественного питания станет успешным.

Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.

Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».

Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.

Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?

Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.

Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:

«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»

«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».

Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.

Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.

Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.

Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.

Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).

Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.

Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.

Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»

Ответ Дмитрия Гришина

Позже Гришин ответил Овчинникову в комментариях. По его словам, основная идея Zume — в уменьшении постоянно растущих затрат на работу пиццерий.

Главная проблема индустрии быстрого питания в развитых странах в том, что затраты растут быстрее, чем выручка. Причем в будущем тенденция только усилится.

В ближайшие 10 лет цена пиццы вырастет намного меньше, чем аренда и средняя зарплата сотрудников.

Один из самых простых способов уменьшить свои затраты — это закупать менее качественные ингредиенты, что сейчас часто и происходит. Другая тенденция — это уменьшение среднего размера пиццерии и большая переориентация на доставку.

Эффективное использование новых ИТ-технологий и повышение роботизации при производстве и логистике позволяет сделать бизнес пиццерий более эффективным и дает возможность закупать более качественные ингредиенты, с меньшим содержанием консервантов.

Дмитрий Гришин, считает, что роботы спасут бизнес пиццерий

На это Овчинников сказал, что расходы — это не самая большая проблема, о которой нужно заботиться пиццериям.

Расходы важны, но это не главное, что определяет юнит-экономику пиццерии. Больше всего на юнит-экономику влияет выручка, а выручка зависит от очень многих факторов, и не все они так очевидны как, например, цена на пиццу — широта меню, бренд, способность производства выполнить много заказов в очень ограниченный отрезок времени (люди хотят есть в одно время), правильная локация, сам продукт, его уникальность, промо-маркетинг.

В этом бизнесе очень много деталей. Оборудование — одна лишь часть, при чем не самая главная, подчиненная часть, большой цепочки, где есть потребительский бренд, формат, продукт.

Фёдор Овчинников, уверен, что в пицце важна не только автоматизация труда
13K13K открытий
97 комментариев

ВЫ СЕРЬЕЗНО?!
НЕТ ВЫ СЕРЬЕЗНО ОБСУЖДАЕТЕ ЭТОТ ТРОЛЛИНГ?!
3 роботизированных руки для того, чтобы дриснуть кетчупа, размазать и положить в печку?
И мексиканец руками раскладывающий топинг?
И все это с серьезным видом подается как инновация журналисту Tech Crunch ?
Это же Идиократия(к/ф) в жизни!

Вы же понимаете, что использовать robotic arm - это как стрелять из пушки по воробьям. Такие аппараты используются, чтоб кузовные швы варить.

Конвейры по производству пиццы же очень давно изобретены.
По вашему замороженную пиццу тоже руками делают?!
https://www.youtube.com/watch?v=O0kfbh_kLZo

Ответить

У меня просто бомбануло с дельта-робота, которого поставили для размазывания соуса, но потом они показали 6 степенной манипулятор для перекладывания куска теста на пол метра на одном уровне. Это просто абсурд, можно было простейшую пневматику поставить, пусть и с той же насадкой, либо расположить печь и конвейер на одной оси и одной высоте, тогда вообще ничего не нужно. Самое смешное, что после печи пиццу все равно достают вручную лопаткой, начинку размещают вручную, перекладывают на нарезку тоже вручную. Только абсурдно высокие цены в силиконовой долине могут окупать такие поделки.

Ответить

Ты полностью прав. Но формат робота для кафе никто не делал. Поэтому это инновация. Все страртапы и инновации это умение красиво сочинять!

Ответить

Сразу видно, что Вы ничего не понимаете в инновациях. Робот дристает кетчуп по тесту и кладёт пиццу в печь - это стартап на 2 миллиарда. Следующий шаг - робот достаёт пиццу из печи. Это увеличение капитализации на миллиард. Потом обнаруживается, что неравномерность поступления заказов, стоимость покупки и дальнейшего содержания оборудования делает себестоимость пиццы в 50 раз дороже, чем у обычной пиццерии. Стартап банкрот, инвесторы разделились на тех, кто успел заработать и тех, на ком заработали. Создатели начинают новый, более инновационный, стартап по изготовлению пиццы во время доставки на квадрокоптере (при этом два года показывают картонный макет и очень много 3D демонстраций в очках дополненной реальности).

Если бы стартаперы думали также примитивно как и Вы, в ролике был бы небольшой агрегат, который сам не только кетчупом мажет, но и в зависимости от заказа, выкладывает ингредиенты, отправляет в печь и принимает из неё. И всё это на базе сопоставимых для решения задачи технологиях, а не дорогой руки для повышения стоимости и инновационности стартапа.

Но стартаперы и инвесторы думают иначе, поэтому мы, простые люди, наслаждаемся миром, где соковыжималку за 400$ можно заменить лёгким нажатием руки (отсылка к Juicero).

Ответить

Из сложных проблем, как человек с инженерным образованием видится:
1) Источник энергии, чтобы питать печи. Этот источник должен быть мощный, достаточно компактный и надежный чтобы обеспечивать 24 / 7 режим работы.
2) Промышленный робот который на видео хорош в статических условиях где точки подачи и приёмки не смещаются. В передвижных условиях, когда колебания и смещение центровок неизбежны, полагаю робот потребуется совсем другой либо система, которая будет всегда идеально выдерживать уровень и центровку по нужным осям и source / target.
3) Стоимость такого комплекса полагаю должна быть сопоставима с годовыми затратами на создание и работу обычной классического микро цеха по производству пиццы, чтобы его было интересно покупать-брать в лизинг или арендовать.
4) Вариативность рецептуры, что подразумевает разработку фуд контейнеров и их форм фактор, чтобы повар-предприниматель мог создавать свои уникальные рецепты для пиццы и возможно другие блюда.

Ответить

Я согласен, что экономическая модель "не бьётся" в данной ситуации. Робот-пиццамейкер это конечно круто, но если он окупается 10-15 лет то модель слишком рискованная тем более для 1 точки. А уж если рассмотреть все технологические и логистические риски связанные с транспортировкой робота то будущее становится ещё более туманным.

ИМХО будущее скорее за робошерингом: есть некие производственные автоматические центры в городе, они могут делать суши / пиццу / бургеры / лапшу / итп. Его мощность целиком или частично арендует додо / тануки / фарш. 1 Робота из 5 сдали в аренду додо и он делает пиццу, 2 сдали тануки и они делают суши. Есть спрос в этом районе - работают дальше с этой точкой, если нет то больше не работают и рассматривают другой.

Смысл в том, что каждый бренд формирует базу клиентов и "онлайн витрину", а также разрабатывает уникальные рецепты под такие производственные фуд-центры. А мощности производственных центров сдают в аренду разным брендам и они ими уже пользуются в зависимости от спроса. Типо как логистические центры и склады для нескольких предприятий, только для приготовления еды)

Ответить

1. Бензин или дизель, смотря на чем работает грузовик.
2. Это не для России, в сша с дорогами все нормально.
3. Нет, это промышленный продукт, который будут массово в Китае делать, совершенно другие затраты по сравнению со строительством.
4. 90% потребителей достаточно типового продукта, гурманы идут лесом, т.е. в ресторан.

Ответить