Почему обжарщики кофе массово начали продавать чай? Спойлер: Китай не при чём, всё дело в бабках

История началась после нашего знакомства с главой российской ассоциации производителей чая и кофе "РОСЧАЙКОФЕ" – Рамазом Чантурия. Мы предложили сотрудничество в написании статей для главного отраслевого журнала – КИЧ (КОФЕ И ЧАЙ В РОССИИ). Рамаз интересовался нашим мнением по поводу «чайнизации обжарщиков», все это вылилось в статью во втором номере журнала. На VC мы публикуем чуть более откровенную версию этого материала, без цензуры. Далее текст нашего чайного эксперта Андрея.

Кофе и чай. Продукты, которым часто по пути
Кофе и чай. Продукты, которым часто по пути

Заметил необычные явление: российские обжарщики, которые раньше упарывались исключительно в кофе, повально начали продавать чай. Мы с коллегами пораскинули мозгами и нашли целых 8 причин таких метаморфозе.

«Чайнизация» точно есть?

Всем привет! Я Андрей, специалист по качеству чая в компании AROMA TEA COFFEE. Не преувеличиваю ли я, говоря про «чайнизацию» кофейного рынка? Вдруг это просто избирательность внимания и игры разума? Ну, знаете, как у беременных, которые повсюду видят беременных и у владельцев жигулей, которым везде мерещатся автосервисы. «Подумаешь, пара обжарщиков заинтересовалась чаем, а Андрей уже строчит статью про «массовый тренд» на VC».

Хотите пруфов? На сайте КИЧ есть наиболее полный список обжарщиков страны, на момент написания статьи их было уже 90! Мы посчитали, сколько из них продают чай, насчитали 36 компаний, то есть больше трети – не кисло! Чтобы вам было понятно, одновременной продажей чая и кофе всегда занимались компании массового рынка, а небольшие обжарщики (больше работают для HoReCa и через свои интернет магазины) всегда делали акцент на профильном продукте, стремясь к максимальному вкусу, качеству – в общем заморачивались.

Может это какой то локальный тренд? Но нет, компании из Москвы и Питера, Екатеринбурга, Ижевска, Перми, Тулы, Тюмени, Брянска, Новосибирска, Владивостока и других городов.

Делаю вывод: тренд есть, и он общероссийский.

Продукты разные, ЦА одна

Если ты успешный обжарщик с вагоном лояльных клиентов, почему бы не срубить больше бабла? Предлагать чай как сопутку – решение, которое кажется перспективным и малорискованным.

Некоторым заказчикам (особенно из сферы HoReCa) удобно закупать чай и кофе у одного поставщика. Когда ты становишься «единым окном» для клиента, то упрощаешь ему логистику и делаешь глубокую скидку за объем заказа. То есть становишься интереснее для оптовика.

В 2015 году мы в AROMA TEA COFFEE пошли по похожему пути с той разницей, что мы не «чайнизировались», а, наоборот, «окофейнились». Полтора года купажировали и продавали чай, а затем запустили обжарку.

Чай и кофе – продукты, которым по пути

К примеру, едешь ты во Вьетнам за кофе. Почему бы не купить заодно и чай? Индия – тоже кофе- и чаепроизводящая страна. В Латинской Америке, помимо великолепной коммерческой арабики, растёт чудесный чайный напиток мате. Даже традиционно чайный Китай теперь выращивает кофе.

Во время последней командировки в Кению мы договорились о прямых поставках чая и кофе

с одним производителем, владеющим и чайными, и кофейными плантациями. Привозить в Россию оба продукта вместе выгодно, даже если пользоваться услугами посредников-трейдеров. А в нашем случае за качество кофе и чая отвечает одно и то же лицо – это круто! Лицо не подведи!

Бабло, опять бабло

Обжарщики упёрлись в потолок цен. Каким бы ты ни был крафтовым и титулованным чемпионом по обжарке, трудно продавать Можиану за две тысячи рублей, когда у остальных она по 1 тысяче.

Другое дело – чай. Вот где раздолье и свобода ценообразования! Количество сортов чая – не сосчитать, не в пример кофе. А еще есть популярная тема купажи. Создай авторскую смесь, ми-ми-мишную упаковку с котиками и продавай за столько, за сколько наглости хватит. Ещё стоит помнить, что чай к конечному потребителю проходит через дилеров, которые накручивают цену вдвое-втрое. «Чайная» маржа гораздо слаще «кофейной». Это факт. Особенно для тех кто работает в рознице.

Беда для покупателя – в том, что многие обжарщики чай просто перепродают, а не привозят сами. При этом не особо в нём «шарят». Посредственный продукт за дорого - обычное явление. Не нужно путать кофейную экспертность и чайную, это две большие разницы.

ЗОЖ-ный тренд

Я поизучал данные соцопросов в открытых источниках: оказывается, число людей, которые пытаются вести здоровый образ жизни, после пандемии выросло. Достаточно зайти в ближайший супермаркет, чтобы найти этому косвенное подтверждение: стеллаж с ЗОЖ-продукцией там будет наверняка, в том числе травяные сборы в ассортименте. И во многих кафе-ресторанчиках вам предложат авторские чаи на травах.

Что же получается: люди бросают пить, курить и отказываются от кофе в пользу чая? Есть здесь на VC такие, кто «пересел» с кофе на чай? Отзовитесь! Замечу, что среди упомянутых мной 36 компаний из каталога КИЧ ЗОЖ-линейки есть у 21.

Способ обскакать конкурентов

Давайте начистоту: качественный, классно обжаренный кофе в России – уже не тот продукт, которым можно удивлять. Люди привыкли к хорошему, а вся продукция «кофейников» на 80% состоит из коммерческих сортов и смесей. Возьмём тот же Сантос: у одного обжарщика он на «хорошо», у другого на «отлично», но в целом человек с улицы разницы не заметит.

Чем привлекать новых клиентов? Чаем, конечно! Кого-то классическим, а кого-то уникальными купажами и классным спешаком.

Стадный инстинкт

«Ого, коллеги по цеху начали продавать чай? Чем мы хуже?» Особенно часто замечаю «стадный инстинкт» на отраслевых выставках, типа Coffee Tea Cacao Expo. Если компания презентует новинку, удачную фишку, будьте уверены – конкуренты возьмут её на заметку, «творчески переосмыслят» и привезут на следующее мероприятие.

Чай для фирменной кофейни

Звучит как нонсенс. Но смотрите... Многие обжарщики обзаводятся собственными кофейнями. В эти кофейни заглядывают разные люди. Некоторые из этих людей не хотят кофе, а просят что-то освежающее («жара, июль»), или что-то расслабляющее («не хочу полночи глазеть в потолок»), или что-то без кофеина («сердечко шалит»). Поэтому матча латте, экзотический фруктовый чай и даже чаёк с ромашкой постепенно перебираются в ассортимент.

Просто любовь

Если владелец бизнеса сам обожает чай, а не только кофе, то «чайнизация» компании – дело времени. Такие тоже есть, что нас конечно радует.

Почему «чайники» не обжаривают кофе

Потому что обычно оно им не надо. Часто чайные компании специализируются на конкретной нише: китайский чай, плантационные сорта, японские, африканские, южноамериканские... Работают на узкую ЦА. И этой ЦА кофе не нужен.

Не «чайнизируйтесь», пока не прочитаете это. Или не говорите потом, что я не предупреждал!

В чайном бизнесе не всё сладко да гладко. Да, высокая маржинальность. Да, много форм конечной реализации. Да, не требуется владеть собственными фермами и цехами. Зато вот три ложки дёгтя как минимум.

· У «чайников» нет централизованного образования и единых стандартов. В то время как «кофейники» ориентируются на стандарты SCA и обучают в ней же своих специалистов, то «чайники» только «начинают пытаться» что-то стандартизировать. До многого придётся доходить своим умом и не без факапов.
· Прибыльность чайного бизнеса напрямую зависит от экспертности. Нет будет эксперта – не будет хорошего чая. Чай – ниша высококонкурентная. Нехилое давление вы ощутите со стороны моноспециализированных чайных компаний.

В целом «чайнизация» обжарщиков – феномен, который говорит о синергии рынка. Бизнесы конкурируют, но при этом могут снабжать друг друга товарным ассортиментом и быть полезны друг другу. Мы в AROMA TEA COFFEE с удовольствием дополним ассортимент любого обжарщика классными чайными позициями и поможем разобраться в сложном мире чая. В общем, давайте дружить.

Ставьте лайк, если не заскучали за чтением. А если заскучали, заварите ароматного чаю!

77
реклама
разместить
4 комментария

Спасибо за вопрос, отвечу не смотря на его абсурдность, даже на уровне логики. Я ведь и сам люблю поджечь горячие и необычные темы.
1. Вас и упомянутых людей из индустрии я приглашаю к нам в гости, на производство, обещаю что после визита вы никогда нас ни с кем не спутайте :)
2. Вы весь наш кофе пробовали? :) 70 позиций? Если скажите что пробовали и что вам нравится смогу подобрать сорт на ваш вкус.
3. Про ароматику. Чтобы вы понимали, ароматизированный кофе - к примеру на тех же маркетплейсах, самая популярная категория нашей продукции. Зерно там используется бюджетное, ибо другое нет смысла использовать - ароматизатор все равно стянет внимание на себя. А вообще читайте лучше в нашем блоге, мы все объясняли - https://aromateacoffee.ru/blog/pochemu-my-proizvodim-aromatizirovannyy-kofe
4. Про ароматизированный чай. У нас есть линейка как классических чаев, многие из которых мы привозим напрямую (можно полистать мой блог), так и купажей. Среди смесей есть полностью натуральные чаи (например травяные чаи, если не путаю все без ароматизатора), так и с ароматизатором. Для чего нужен ароматизатор, я уже ответил в статье, которую вы вероятно прочитали, раз там есть ваш комментарий.
5. Оценка Q - грейдера на пачках есть, если вы покажите пачку на которой ее нет, я сильно удивлюсь. Вообще довольно странный вопрос для рядового потребителя. Цифры не всегда показательны, лучше ориентироваться на свой вкус.

Ну и самое главное, отвечаю на вопрос про суббренд. Наша компания начиналась изначально как чайная, обжарка кофе появилась позже под запрос клиентов. Пользуясь случаем поделюсь статьей от Сбербизнес о нас https://sberbusiness.live/publications/ot-retsepta-iz-interneta-do-oborota-200-t-v-mesiats-istoriia-kompanii-iz-izhevska-kotoraia-torguet-chaem-i-kofe

С озвученной компанией у нас общего 2 вещи: мы тоже из Ижевска, мы тоже занимаемся кофе. На этом пожалуй все. Взгляд на индустрию, ассортимент, подходы и ценности совершенно разные. Мы с уважением относимся ко всем коллегам по цеху, но путать нас не надо, мы разные.
У Тейсти кофе (инфо есть в открытых источниках) есть аффилированные компании, СТМ кофе, Сварщица Екатерина. Вышеуказанные люди, которые действительно из индустрии должны это знать.

Если требуются еще какие то пояснения, я всегда рад ответить.

1

Прочитал Рамазан Чайтурия. НЛП в действии

:))) надо будет закинуть ему идею о смене фамилии. Рамаз кстати отличный мужик, общается совсем без барьеров. Сам над темами статей работает, тексты вычитывает. Был приятно удивлен.

Продублирую свой коммент из другого поста, интересно мнение автора
- - -

Есть такая теория, что вы суббренд Тейсти кофе, для продажи неликвида. Это не моё мнение, а некоторых людей из индустрии.

Ваш кофе пробовал - ужас. Без обид.

У профи мнение по поводу ароматизированного кофе однозначное - хорошое зерно бессмысленно заливать сиропом, а вот плохое - пожалуйста.

Но есть люди, которым это нравится. Вам удачи конечно, не дело реально неблагодарное.

- - -
В чае не спец, но так-же очень не нравятся ароматизаторы. Это отталкивает на каком-то глубинном уровне. Зачем заливать сиропом то, что должно быть и так вкусным?
- - -
P.S в микролотах по 3000-4000 рублей за килограмм желательно указывать чуть больше информации. Как минимум интересна информация от Q- грейдера. Есть ли такой сотрудник в вашей компании?