Uber Eats: бизнес-модель и SWOT-анализ (аналог Яндекс Еда)

Uber Eats: бизнес-модель и SWOT-анализ (аналог Яндекс Еда)
Uber Eats: бизнес-модель и SWOT-анализ (аналог Яндекс Еда)

Uber Eats – это сервис доставки еды, принадлежащий компании Uber, гиганту рынка поездок. Согласно сайту Uber, Uber Eats – это "платформа доставки еды, которая позволяет получить отличную еду из ваших любимых местных ресторанов так же просто, как и заказать поездку". Как и материнская компания, бизнес-модель Uber Eats представляет собой многостороннюю платформу.

Цель Uber Eats, доступной в основном через приложение для iOS и Android, заключается в том, чтобы соединить пользователей с местными ресторанами, отображая меню заведений на экранах смартфонов пользователей и доставляя выбранное блюдо к их дверям.

Сервис был создан на основе существующих технологий Uber и быстро прижился во многих городах благодаря известному бренду Uber и сети водителей.

Uber Eats: бизнес-модель и SWOT-анализ (аналог Яндекс Еда)

Кто собственник Uber Eats

Uber Eats, как и предполагалось, принадлежит Uber Technologies, Inc., а генеральным директором компании является Дара Хосровшахи.

Миссия Uber Eats

"Сделать правильное питание легким для всех и каждого".

Как Uber Eats зарабатывает деньги

Бизнес-модель Uber Eats сочетает в себе многостороннюю платформу, агрегатор и бизнес-модель "по требованию". Как уже говорилось, в ней участвуют три стороны: конечные клиенты, партнеры по доставке и партнеры-рестораны. Рестораны размещают свои меню в приложении, местные клиенты изучают меню и делают заказ, а водитель / райдер Uber забирает заказ из ресторана и передает его клиенту. У Uber Eats есть четыре различных потока дохода:

  • Комиссия с заказов. Это, пожалуй, основная статья доходов, так как Uber Eats обычно получает комиссию в размере 30% от партнеров-ресторанов, от общей стоимости каждого заказа, сделанного пользователями с помощью платформы;
  • Плата за доставку. Стоимость услуг партнера по доставке делится на три части: плата за прием, плата за доставку и плата за расстояние (за милю). Сумма этих сборов варьируется в зависимости от местоположения, расстояния и наличия водителей. При этом Uber Eats забирает себе 25 % от общей суммы. Кроме того, за заказы дешевле 12 долларов Uber Eats будет взимать плату в размере 2 долларов, которую они называют "платой за небольшие заказы";
  • Акции. Некоторые рестораны и сети общественного питания – например, McDonald's – заключают специальные контракты на проведение эксклюзивных акций в приложении, чтобы получить больше продаж. Таким образом, эти бренды будут платить специальные комиссии и сборы в зависимости от условий сделки;
  • Ценообразование в час пик. В часы пик заказов Uber Eats применяет тот же алгоритм динамического ценообразования, что и Uber. Эта "плата за занятость" рассчитывается в зависимости от спроса, количества заказов, сделанных в одном и том же районе, в одно и то же время, и наличия партнеров по доставке.

Неудивительно, что Uber Eats уже сотрудничает с Grubhub (американская онлайновая и мобильная платформа для заказа и доставки готовых блюд) и собирается конкурировать с DoorDash (ведущая платформа доставки еды в США с долей рынка около 45%).

Канва бизнес-модели Uber Eats

Канва бизнес-модели Uber Eats
Канва бизнес-модели Uber Eats

[1] Потребительские сегменты Uber Eats

В основе бизнес-модели Uber Eats лежат различные операции и сегменты клиентов:

  • B2B. Рестораны могут выбирать цены на блюда, которые они указывают в приложении (и они могут отличаться от цен в их заведениях), и выплачивать Uber Eats комиссию с каждого заказа;
  • B2C. Конечные потребители – это пользователи, которые могут создать аккаунт на платформе Uber Eats и заказать еду из множества местных ресторанов, просто имея устройство, подключенное к интернету;
  • B2C. Курьеры – это независимые профессионалы, которые забирают заказы в ресторанах и доставляют их конечным клиентам. Они получают информацию о доступных доставках в соответствии с их местоположением и получают деньги за каждую услугу.

[2] Ценностные предложения и преимущества Uber Eats

Для каждого сегмента клиентов Uber Eats существуют свои ценностные предложения:

  • Рестораны могут предлагать доставку и расширять свою клиентскую базу (и количество заказов). Uber eats – это отличный маркетинговый и рекламный инструмент для ресторанов, которым не нужно вкладывать деньги в команду доставки или программное обеспечение;
  • Конечные клиенты получают широкий выбор ресторанов, доступных в пределах одного клика, с обновляемым меню и ценами, информацией о предполагаемом времени и возможностью отследить заказ. Кроме того, клиент сам делает заказ, вероятность ошибки уменьшается заказа ненужного товара уменьшается. Также существует разные варианты оплаты заказы;
  • Курьерам предлагается способ увеличить доход, причем курьеры могут сами выбирать, где и когда им работать, без необходимости заключать сложные трудовые договоры с компаниями. Кроме того, курьеры могут работать на машине, мотоцикле и даже велосипеде, в зависимости от места, что открывает возможности для многих людей начать работу.

[3] Каналы сбыта Uber Eats

Каналами для Uber Eats являются:

  • Мобильное приложение;
  • Веб-сайт;
  • Сарафанное радио;
  • Акции в виде скидок и баллов на будущие заказы.

[4] Взаимоотношения Uber Eats с клиентами

Существуют различные типы взаимоотношений с клиентами в зависимости от сегмента клиентов, но для увеличения масштабирования большинство из них автоматизировано. Варианты автоматизации:

  • Самообслуживание;
  • Поддержка клиентов осуществляется если "не сработали" элементы самообслуживания.

[5] Потоки поступления доходов Uber Eats

У Uber Eats есть четыре различных источника дохода:

  • Комиссия с заказов;
  • Оплата доставки;
  • Особые комиссионные за проведение акций (брендинговые акции);
  • Ценообразование в час пик.

[6] Ключевые ресурсы Uber Eats

Ключевыми ресурсами Убер Итс являются:

  • Платформа, которая соединяет рестораны и клиентов;
  • Алгоритмы, которые рассчитывают все затраты и сроки;
  • Бренд, который используется во всех городах, где работает Uber Eats;
  • Ресторанные соглашения, которые обеспечивают существенную часть сделки.

[7] Ключевые виды деятельности Uber Eats

У Uber Eats есть два ключевых направления деятельности, которые особенно важны:

  • Разработка и поддержка платформы и ее алгоритмов;
  • Обеспечение маркетинга для ресторанов и клиентов, а также управление партнерами по доставке, обслуживанием клиентов, маркетингом, менеджментом и т. д.

[8] Ключевые партнеры Uber Eats

Наиболее важными ключевыми партнерами Uber Eats являются:

  • Поставщики технологий: GPS, платежные системы, облачные хранилища, аналитика данных и многое другое.
  • Рестораны и доставщики.

[9] Структура издержек Uber Eats

Вся структура затрат Uber Eats основана на:

  • Поддержка и развитие платформы (R&D – исследования и разработки);
  • Маркетинг для привлечения новых клиентов и сотрудников;
  • Юридические расходы;
  • Комиссии за обслуживание кредитных карт;
  • Поддержка клиентов.

Конкуренты Uber Eats

  • DoorDash. Основанная в 2013 году в Сан-Франциско, штат Калифорния, компания DoorDash – это онлайн-платформа для заказа и доставки еды. В декабре 2018 года она сменила Uber Eats и заняла второе место на рынке, уступив лишь GrubHub;;
  • GrubHub. Эта чикагская компания была основана в 2004 году и, как уже говорилось, является самой успешной платформой для заказа и доставки еды на рынке;
  • Fooda. Еще одна чикагская компания Fooda была основана в 2011 году и ежедневно занимается размещением рекламных поп-апов ресторанов в различных заведениях, таких как кафетерии, холлы офисных зданий и обеденные залы;
  • Deliveroo. Основанная в Лондоне, Великобритания, в 2013 году, компания Deliveroo осуществляет массовый заказ и доставку еды по всей Европе, Австралии, Южной Азии и Ближнему Востоку, уделяя особое внимание Dark kitchens (темные кухни – формат заведений общественного питания, работающих только на доставку);
  • Postmates. Основанная в 2011 году в Сан-Франциско, штат Калифорния, компания Postmates занималась локальной доставкой готовых блюд из ресторанов. После приобретения компанией Uber в 2020 году она проработала только до мая 2021 года, после чего была объединена с родственной компанией Uber Eats.

SWOT-анализ Uber Eats

SWOT-анализ Uber Eats
SWOT-анализ Uber Eats

Ниже представлен подробный swot-анализ компании Uber:

(1) Сильные стороны Uber Eats

  • Финансовая поддержка. Uber Eats, поддерживаемая своим основным подразделением – Uber Technologies Inc., не подвержена риску банкротства, как это чаще всего случается со стартапами, когда деньги не поступают;
  • Оценка ресторанов. Система звездных оценок в приложении – такая же, как в приложении сервиса поездок Uber – помогает пользователям узнать, какие рестораны с большей вероятностью выполнят доставку без проблем в процессе.

(2) Слабые стороны Uber Eats

  • Зависимость от курьеров-людей. Поскольку сервис зависит от людей, Uber Eats подвержен риску столкнуться с плохими, невнимательными и/или безответственными курьерами, что может привести к низким оценкам доставки;
  • Поддержка клиентов. Хотя потраченные на некачественную доставку деньги обычно возвращаются клиенту – в большинстве случаев, в зависимости от ситуации – поддержку клиентов в приложении можно было бы улучшить. Часто клиенты жалуются на время ответа службы поддержки Uber Eats;
  • Низкая зарплата курьеров. По той же причине, что и в приложении Uber для поездок, курьеры, работающие в Uber Eats, часто жалуются на высокий процент вознаграждения, который Uber получает с каждой доставки отдельно.

(3) Возможности Uber Eats

  • Купоны. Чтобы привлечь новый рост продаж через приложение, Uber Eats всегда может придумать промо-купоны для клиентов, которые давно не делали заказов. Это можно сделать с помощью push-уведомлений или маркетинговых кампаний по электронной почте.

(4) Угрозы Uber Eats

  • Местные конкуренты. Местные службы заказа и доставки еды с гораздо меньшими инвестициями, но более смелыми рекламными и маркетинговыми кампаниями;
  • Потеря репутации. Будь то плохие курьеры или множество плохих отзывов о ресторанах, приложение может потерять репутацию, что заставит клиентов переходить к конкурентам;

Заключение

Uber Eats занимает значительную долю рынка и продолжает расти на протяжении последних лет. После пандемии в 2020 году сервис доставки еды стал расти еще больше, поскольку люди по всему миру оставались дома и заказывали еду на дом, причем не только на ужин, но и на обеденный перерыв. Теперь, в поствакцинальный период, компании необходимо поддерживать свой высокий ритм, поддерживаемый Uber, чтобы захватить новые вершины успеха.

Полезная была статья?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

66
2 комментария

А нам аналоги не нужны, мы люди преданные, постоянные!

1
Ответить

Впечатляющая многосторонняя платформа..

Ответить