{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Как Pepsi и Coca-Cola»: краткая история печенья-предшественника Oreo, которое проиграло монополисту и исчезло с полок Статьи редакции

Производитель Hydrox пытался противостоять тресту, но тот инвестировал больше денег в рекламу и дистрибуцию, якобы заключая антиконкурентные соглашения с торговыми сетями и оптовиками.

Печенье Hydrox и Oreo. Источник: Kotaku Australia

Пересказ материала The Hustle.

Частники идут против треста

Во второй половине 19 века братья Джейкоб и Джозеф Луз купили небольшую компанию по производству конфет и печенья в Канзас-Сити. Они назвали её Loose-Wiles Biscuit и, завоевав любовь местных потребителей, объединились с группой хлебопекарен среднезападного региона США American Biscuit.

Те времена ознаменовались в стране чередой консолидаций: предприятия объединялись в тресты, чтобы занять доминирующее положение на рынке. Так, в 1898 году American Biscuit вошла в состав The National Biscuit Company, известной c 1971 года как Nabisco. Последняя в итоге заполучила контроль над 90% крупных пекарных предприятий США.

На момент слияния Джейкоб находился в Европе, где восстанавливался после болезни, так что из нового треста его исключили. Братья Луз сочли ситуацию несправедливой и в 1902 году вместе с деловым партнёром Джоном Уайлсом основали частную компанию Sunshine Biscuits, чтобы посоперничать с Nabisco.

Джейкоб и Джозеф Луз и Джон Уайлс. Источник: North Loop Neighborhood Association

Казалось, борьба практически невозможна, пишет The Hustle: у треста больше денег, а значит, шире и возможности для рекламы и дистрибуции. Но Sunshine Biscuits привлекала внимание тем, что публично критиковала идею, которую поддерживали богачи: что тресты хороши для экономики, а конкуренция всё «рушит».

Уже в 1908 году она выпустила один из своих самых популярных товаров — печенье Hydrox: два коржика, соединённые кремом. Название выбрали не случайно: использовав составляющие молекулы воды — водород (hydrogen) и кислород (oxygen), — производители хотели подчеркнуть «чистоту» продукта, так как в то время некоторые пекари пускали в ход, например, мел и гипс.

Печенье Hydrox. Источник: AllRecipies

Компания также заявляла, что состав Hydrox проверен химиками, а выпекали печенье на фабриках с «тысячами окон» — при естественном освещении.

Вероятно, с помощью последнего заявления Sunshine Biscuits хотела показать, что заботится об условиях труда, пока Nabisco периодически подавляла членов хлебопекарных профсоюзов и устраивала локауты — останавливала работу и зарплатные выплаты, чтобы оказать давление на рабочую силу.

Фабрика Sunshine Biscuits. Источник: Queens Public Library Digital

В марте 1912 года Nabisco решила напомнить братьям Луз, кто главный на рынке, и выпустила копию печенья Hydrox под названием Oreo. Те не стали медлить и в ответ объявили о строительстве производственного предприятия стоимостью $2 млн в Нью-Йорке — на домашней для Nabisco территории.

К тому же Sunshine Biscuits в любом случае иначе позиционировала продукт: компания использовала кошерные ингредиенты, ориентировалась на более старшую аудиторию и потому заигрывала с ней в рекламе, используя слоганы вроде «Hydrox удовлетворит аппетит в любое время» и «В мире не найти крем чище и нежнее, чем Hydrox, попавший в плен двух шоколадных печений»).

Деньги решают многое

Как продавались Hydrox и Oreo на протяжении всех 1900-х, точно неизвестно. СМИ публиковали финансовые отчёты обеих компаний, но не писали, какую долю выручки приносило печенье. По воспоминаниям родственников автора The Hustle Марка Дента, которые в то время работали на фабрике Sunshine Biscuits, Hydrox «не уступали Oreo, а, может, даже и превосходили его».

Печенье Hydrox и Oreo. Источник: Fox Business

Опрошенные обозревателем американцы, заставшие тот период, рассказали также, что в 1950-1970-х Hydrox и Oreo воспринимались как равные игроки: то есть как Pepsi и Coca-Cola, а не как Bing и Google. Возможно, их доли на рынке и отличались, однако оба продукта пользовались популярностью и завоевали большую фан-базу.

Косвенно успех Hydrox подтверждает и рост выручки компании: в начале 1900-х продажи Sunshine Biscuits составляли около 25% от продаж Nabisco ($11,7 млн против $45 млн), а к началу 1960-х — примерно 40% ($208 млн против $500 млн).

Годовая выручка Sunshine Biscuits (жёлтый) и Nabisco (красный) в миллионах долларов. Источник: The Hustle

Правда, с наступлением 1960-х успех Sunshine Biscuits начал угасать:

  • Настал «золотой» век телерекламы, вот только бюджеты Nabisco были гораздо больше. Так, если Nabisco отметила 75-летие розыгрышем призов на $1 млн и вечеринкой в элитном отеле Waldorf Astoria, то Sunshine Biscuits на свой юбилей попросила любителей Hydrox прислать чеки за печенье, чтобы в ответ подарить им по 75 центов.
  • Кампании Oreo в то время были ориентированы на юное поколение, а производитель Hydrox продолжал стоять на прежнем образе и потому «проиграл» категорию более молодых потребителей конкурентам.
  • В 1966 году бизнес Sunshine Biscuits выкупила American Tobacco. Новый владелец попытался создать маскота-пекаря, но столкнулся с претензией о нарушении авторских прав от кондитерской Pillsbury. Та посчитала, что этот маскот слишком похож на её собственный.
  • Ближе к началу 2000-х Sunshine Biscuits также пересмотрела рецепт Hydrox и провела ребрендинг, но изменения оказались неудачными.

В 1996 году бизнес Sunshine Biscuits выкупил производитель печенья Keebler. К тому времени Hydrox слишком сильно отставало от Oreo: в 1998 году продажи первого составили всего $16 млн, а второго — $374 млн.

В 2001 году компанию Keebler приобрела Kellogg, которая через два года сняла с производства Hydrox и отказалась поддерживать позицию Sunshine Biscuits о том, что Oreo — плагиат. Компания рассказала, что провела опрос и выяснила: люди не верят в такую версию и думают, что это Hydrox «слизано» с Oreo, а не наоборот.

«Переходи на Oreo». Источник: Getty Images

Hydrox воскресает, чтобы снова пропасть

Печенье исчезло с полок, но не из памяти поклонников. В 2010-х основатель кондитерской компании Leaf Brands Эллиа Кассофф обратился к регуляторам с заявкой на неиспользуемую Kellogg марку Hydrox и к 2015 году возобновил выпуск печенья, сохранив оригинальный рецепт и заменив только кукурузный сироп на натуральный сахар.

Эллиа Кассофф. Источник: The LA Times

Его успех тоже продлился недолго. В 2018 году закупщик неназванной крупной торговой сети предупредил Leaf Brands, что Mondelez International (головная структура Nabisco) «спрячет всё печенье компании, лишь бы она не получила продаж». И она, судя по словам отраслевых экспертов, в силах это сделать.

В американской рознице ещё в 1990-х укрепилась одна антиконкурентная практика: крупный производитель в одной из товарных категорий платит магазину и взамен получает право «консультировать» его по закупке и выкладке товаров. То есть он по сути управляет своей категорией.

Сторонники схемы утверждали, что лучше всех в категории разбирается тот, кто в ней доминирует. Критики отмечали: такой «советник» может намерено подавлять соперников. Nabisco, например, ещё в 20 веке подозревали в антиконкурентных соглашениях: якобы компания использовала ценовую дискриминацию, чтобы закупщики покупали преимущественно её товары, а оптовики не предлагали торговым сетям продукты соперников.

В 2018-м и 2021 годах Leaf Brands обращалась в Федеральную торговую комиссию США (FTC) с просьбой проверить, не злоупотребляла ли своей позицией Mondelez, ссылаясь на показания оптовиков и закупщиков. Те признались ей, что компания предоставляла магазинам заниженные данные о продажах Hydrox и специально «прятала» упаковки конкурента при выкладке.

FTC заявила The Hustle, что записи о жалобах Leaf Brands отсутствуют. А сама Mondelez — что размещение товаров на полках обусловлено популярностью продуктов. По её словам, «Oreo — печенье №1 в США по мнению покупателей», и именно спрос и становится определяющим фактором для продавцов.

В центре на полке снизу лежат Hydrox — покупатель даже не увидит название, если не изучит ценник. Источник: Leaf Brand

Несмотря на перезапуск найти Hydrox в магазинах крайне трудно, пишет The Hustle. Kroger продажи прекратила, в региональных супермаркетах его тоже нет, хотя производитель обещает обратное. Задерживаются и поставки с Amazon, где печенье сбывают оптом. Oreo тем временем можно найти даже в небольших продуктовых.

На запрос издания Leaf Brands не ответила, так что о причинах остаётся только гадать. Возможно, всё это — очередные проделки Mondelez или же проблемы с бюджетами на производство и дистрибуцию. А может, печенье Hydrox просто отжило своё, ведь большинство американцев до 30 лет, скорее всего, никогда его и не пробовали.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Alex Lee

В моем детстве был главный и единственный конкурент Орео, это два Юбилейных печенья соединенные сливочным маслом)))

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

а я медом соединял. Получалось шикарно. Даже сейчас грешу иногда - раз в полгодика куплю упаковку, да соединю))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Землянский

Название печенья Гидрокс, конечно, так себе

Ответить
Развернуть ветку
Ivan sss

Сколько ни пробовал Орео, так и не понял, в чем хайп

Ответить
Развернуть ветку
sellmix

Проверено временем, поколениями.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

Печенье вкусное, наравне и с другими вкусными печеньями. А чего вы ждали? Что цветные картинки начнут появляться перед глазами и серотонин резко подскочит до максимума?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Раткин

Oreo конечно легендарная штука

Ответить
Развернуть ветку
Сам по себе

Таки заранее прошу прощения, но в чём легендарность???? на вкус говно и то и то. Только что в рекламу бухают миллионы...но я не вижу в их рекламе логики.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Раткин

ну вы сами только что сказали, на вкус, а как известно на вкус и цевет... Мне к примеру нравиться, в свое время прям часто брал, сейчас уже перестал быть сладкоежкой. Однако по поводу рекламы соглашусь, мелькало постоянно и даже в фильмах часто видел

Ответить
Развернуть ветку
Maksim L

Отличная статья. Не знал что у орео были прямые конкуренты

Ответить
Развернуть ветку
sellmix

Очень интересная статья. Познавательно в плане маркетинга и рекламного продвижения. Выводы: решающее значение имеет название продукта и возрастные категории. Читалась с удовольствием!

Ответить
Развернуть ветку
Eric Bloomberg

Орео конечно жесткими уловками подавили достойного конкурента

Ответить
Развернуть ветку
Василий Сафонов

получается Орео украли идею у гидрокса

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Пепси, кола, какие-то печенья... Пардон, в этом деле я дилетант.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Интеграторов

Хидрокс и сейчас есть в даркнете )

Ответить
Развернуть ветку
Lagno Maxim

Готический шрифт, название как у лекарства, но виновата выкладка на полках ))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Акатов

Так готический шрифт наоборот - отлично!

Ответить
Развернуть ветку
Polya Cycle

А сколько контор сейчас пытается сделать подобие чокопая

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Солодченко

Вот так, век живи и не знаешь даже о конкурентах орео. Интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Я только из телеги узнал об этом посте. Почему мне его нигде не показали алгоритмы на самом сайте?

9k показов, почему меня не было среди этих людей?

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда