Realiste.ai: AI-революция или хороший маркетинг?

Дисклеймер: После публикации первой версии этой статьи от 20.02.24, со мной связался представитель компании Realiste.ai c просьбой внести правки. Я разделяю их стремление к прозрачности и честности, поэтому в статье от 18.04.25 будет использована информация из открытых источников, рекламных материалов Realiste.ai и заявлениях ее основателя.

Нужно знать контекст

Начнем с того, откуда растут ноги этой статьи о технологических инновациях в Real Estate. В 2019 году я вышел из индустриальной недвижимости и продаж на 250.000 кв.м, чтобы делать AI-софт. И то, и другое по-прежнему остается сферой моих интересов, поэтому, по понятным причинам, реклама Realiste.ai не могла остаться мною незамеченной. Сразу открываем сайт компании, просматриваем весь контент:


"Realist сейчас находится на передовой прогресса. Мы делаем самые передовые продукты на рынке недвижимости, искусственного интеллекта в мире. Не только в Арабских Эмиратах, не только в русскоязычном сообществе, а во всем мире" — основатель Realist.ai, Алексей Гальцев, видео с официального сайта (1:19).


Прежде чем продолжить детальный разбор УТП вышеупомянутой компании, нужно ознакомится с мировой практикой.

В свое время Opendoor и Zillow (большие игроки, аналоги «Циан»), активно внедряли ИИ на американском рынке, чтобы автоматизировать процесс покупки и продажи недвижимости. И настолько верили в идею и технологии, что играли на свои деньги и вложения инвесторов.

Opendoor, вышедшая на рынок через SPAC (специальная целевая акционерная компания) в декабре 2020 года, пыталась с помощью AI создать алгоритм, помогающий оптимизировать процесс перепродажи недвижимости. По идее механизм должен был показывать недооцененный объект и возможность его выгодной перепродажи. И несмотря на начальный оптимизм, отчёты за 2019–2022 годы показали убытки на сумму $2,2 млрд, а оценка активов оказалась завышенной на $573 млн.

Zillow, основанная бывшими топами Microsoft, тоже пробовала внедрять ИИ в свою работу. Компания пыталась прогнозировать цены на недвижимость и ускорять сделки. Но эксперименты закончилась неудачей. В результате Zillow вышла из бизнеса iBuying, понеся $500 млн убытков. Акции обвалились на 84%, пришлось уволить 2000 сотрудников.

Случаи показательны — необходимо держать в уме как значительные риски, так и технические сложности реализации таких анализирующих/прогнозирующих технологий.


Теперь о компании Realist.ai

Что о своём стартапе говорит основатель?

И снова контекст. В декабре 2023 года Алексей Гальцев (или Алекс Галт, видео Realiste.ai (0:48) написал статью на vc.ru, в которой поделился историей своей компании, ее цифрами, а также своими прогнозами в сфере AI и инвестиций. Я брал этот материал за основу, сравнивал тезисы статьи с более ранними высказываниями Алексея из интервью, чтобы разобраться в их позиционировании и самом продукте. Но вот что странно — ни интервью, ни вышеупомянутой статьи сейчас не найти, они удалены.


Но интернет помнит всё. Достаточно отправить ссылку на статью в любой диалог в Telegram. "Instant View", заточенный на мгновенный просмотр медиа, покажет всё ее содержание. Это важно, и к этому мы еще вернемся.


Итак, со слов Алексея (этот фрагмент есть на сайте) в рынок недвижимости он вошел, когда ему было 12 (!) лет. Путь к успеху был нелёгким. Компания пробовала свои силы в нескольких странах, преодолевала разные вызовы. В начале пандемии они вернулись из США в Россию и успешно запустили свою первую версию поиска объектов в Москве.


"Но потом началась война с Украиной, и мы решили оставить все в России и переехать в Дубай, чтобы начать с нуля. В ОАЭ мы запустили новую бизнес-модель: помимо наших данных и прогнозов с использованием ИИ, мы создали платформу для электронной коммерции"пишет Алексей.

Уникальное торговое предложение

Изучив более 250 рекламных роликов, которые компания крутит на разных площадках, а также рекламные баннеры и ее новый лендинг, я не смог сложить однозначное мнение.


Бывшие сотрудники и клиенты Realiste.ai — не самые надежные источники информации, но не спросить их об опыте взаимодействия с компанией было бы неправильно. Все скриншоты переписок и записи экрана сохранены, но для соблюдения этических норм и законодательства я не могу публиковать их без разрешения. Поэтому привожу только фрагменты и обращаю внимание, что здесь присутствует человеческий фактор и субъективное восприятие:


"У них фокус действительно больше на недвижку, чем на AI... Из хорошего: ребята хорошо платят и не скупятся на своих работников. Из того, что не понравилось: в компании постоянно меняется примерно все, включая позиционирование... Маркетинговая и бизнес цель — это продажа квартир. У них контракты с застройщиками в Дубае на продажу квартир через их платформу" — бывший сотрудник, LinkedIn.

"Созванивались. Продавали то, где застройщик платит больше комиссию, под соусом "так сказал AI"... Остальные объекты даже не советовали смотреть. При этом по факту в тех домах, которые они тогда предлагали, сейчас еще много юнитов" — клиент, Дубайские чаты.


"Realistе рекомендовал дамаковские объекты покупать одно время. Странный вывод для AI. Потом они просто убрали все дамаки из рекомендаций т.к. поняли, что промахнулись" — еще из Дубайских чатов.


"По сути была система оценки недвижимости, больше вторичной и на ее основе бизнес планировали развивать..." — бывший сотрудник, LinkedIn.


"Я был поражен, когда что бы глянуть что там за AI зарегался с телефоном, и мне позвонили секунд через 30, при том что это было воскресенье час дня. Круто отрабатывают, но меня такое отпугивает скорее... Ну и AI сейчас, это как Нано раньше. Половина вообще не одупляют и AI любой скрипт называют" — еще из Дубайских чатов.


Ничего не понятно, но очень интересно

Здесь я уже изрядно утомился, поэтому будет компактно по главному:


— с момента публикации первой версии этой статьи прошло много времени, и ребята из Realiste.ai несколько раз меняли лендинг (на который я тогда ссылался, WaybackMachine подтвердит), а еще рекламу и тексты, в которых компания снимает с себя всю ответственность за их инвестиционные рекомендации;


Приведу пример. На стайте Realiste.ai на момент написания первой версии статьи во вкладке Active Deals были представлены сделки с доходностью до (!) 40%. Переходим во вкладку Completed deals и по Дубаю ни одной сделки не обнаруживаем — только 34 единицы участков и квартир в Москве и МО за 2020–2023 годы. Как в таком случае проверять эти данные? А продукт?


— пришлось все снова пересмотреть, и еще больше запутаться в цифрах;


И снова пример: в своей статье Алексей пишет, что за 2023 год в Дубае ими продан объем сделок на $130 млн, в видео на официальном сайте Realiste (18:56) он утверждает, что объем сделок за 2023 составил всего $30 млн. Так 30 или 130? А выручка в итоге 7 или 1,7?


— Мне, как человеку, умеющему и в AI call-центры, и в AI-ассистенты, было интересно с технической точки зрения взглянуть «под капот» их машины. Но, к сожалению, никакой открытой информации ни о механике, ни об AI-технологиях, используемых системой, я не нашел. Только список параметров, по которым оценивается объект недвижимости;


— Я заметил, что в обсуждениях к этой статье появилось много комментариев от новых акаунтов с похожими формулировками — это просто восторг, оставляю здесь скриншоты и ссылку, если хочется посмотреть на них с лупой;


— "Стремление к прозрачности и честности" — об этом нам писал специалист по поддержанию репутации компании Realiste. Я верю, что бизнес можно и нужно делать, используя добросовестную рекламу, преследуя благие цели, уважая свою аудиторию. И я надеюсь, что для Алексея Гальцева эти принципы тоже не пустой звук.


Маленькие и большие выводы

Что в итоге с ИИ? На данный момент у ИИ прекрасно получается общаться, переваривать огромные тексты, серчить в интернете (и вообще совершать любые действия в вашем браузере), рисовать комиксы, менеджерить расписание команд в организации, ставить встречи в Google-календаре с клиентами, писать музыку и создавать видео. Заменять психолога, таролога и нумеролога, убирать водяные знаки, писать сценарии, книги и даже бренд-стратегии. Но (!) предсказывать будущее на основе больших данных он пока не умеет.

Что с позициониованием? Ошибки и разного рода misunderstandings — неотъемлемая часть любой работы. Вопрос не в том, чтобы никогда их не допускать, а в том, чтобы уметь их видеть и исправлять, а не притворяться шлангом. Не тиражировать невежество, не вводить людей в заблуждение и не преследовать авторов статей.


А еще переодически читать и продолжать учиться, но это уже на усмотрение :)

5
2
9 комментариев