Эволюция доставки: как роботы сменяют курьеров людей

Пандемия послужила толчком для развития рынка доставки, подчеркивает Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований на hh.ru. В прошлом году спрос на курьеров вырос в 2,6 раза по сравнению с 2020 годом, а в 2022 и 2023 годах количество вакансий курьеров, по ее оценкам, увеличивалось в среднем на 26% ежегодно.

Эволюция доставки: как роботы сменяют курьеров людей

Увеличение спроса привело к росту заработной платы курьеров. К концу 2023 года предлагаемая медианная зарплата курьера по всей стране приблизилась к отметке в 100 тыс. рублей, согласно данным hh.ru. Компании вынуждены выделить значительные средства на оплату их услуг, отмечают аналитики и участники рынка. По данным, предоставленным компаниями самими, на Ozon в 2023 году работали 6,5 тыс. курьеров, в "Вкусвилле" - от 7 до 8 тыс. курьеров.

"В условиях дефицита рабочей силы и роста объемов заказов компании ищут способы современного усовершенствования служб доставки и все чаще прибегают к использованию роботов", - отмечает Алиса Конюховская, директор Ассоциации участников рынка робототехники.

Согласно исследованию Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), к концу 2023 года число курьеров превысило отметку в 1 миллион человек. В конце 2021 года это число составляло 830 тыс. человек. Хотя все эти оценки приблизительны, как подчеркивают аналитики РАЭК, более 30% курьеров сочетают эту работу с учебой. Часто курьеры работают не на постоянной основе, а временно, а значит, количество курьеров постоянно меняется.

Лидеры по найму курьеров в последние годы ясно выделяются на фоне других секторов. Это логистические компании и операторы B2B-услуг по доставке, включая аутсорсинг курьерских услуг для крупных клиентов, розничные торговые сети и ИТ-компании (маркетплейсы, фудтех и другие). Около половины всех вакансий курьеров приходится на эту тройку. Также в найме курьеров активно участвуют, хоть и в меньших объемах, рестораны и кафе.

Уменьшение числа трудовых мигрантов в стране затрудняет найм курьеров в достаточном количестве. Курьерские службы сталкиваются с дефицитом исполнителей, что осложняется значительными колебаниями курса рубля на рынке труда.

С увеличением спроса и дефицита рабочей силы растут ожидания соискателей по заработной плате. Проблема кадров в службах доставки усугубляется перед летним сезоном, когда часть сотрудников переходит на сезонные работы, например, на стройки.

В условиях роста электронной коммерции, особенно за счет маркетплейсов, спрос на курьеров будет продолжать расти. Также популярными становятся заказы с самовывозом и доставкой продуктов питания до дома напрямую от интернет-магазинов.

Разрешить проблему нехватки курьеров и роста издержек помогут роботы-доставщики и другие технологические решения. Тестирование и внедрение роботов-курьеров уже активно ведется сервисами, однако сталкиваются с препятствиями, такими как городская инфраструктура, погодные условия и высокая стоимость таких технологий.

Потенциал роботов-доставщиков в будущем велик, но пока они чаще являются имиджевым проектом из-за дороговизны производства. С развитием технологий и увеличением конкуренции цена на роботов-курьеров, вероятно, значительно снизится, что сделает их более доступными для бизнеса в сфере доставки.

Павел Фролов считает, что роботы не смогут полностью вытеснить людей из профессии курьера. По его мнению, в настоящее время роботы занимают лишь небольшую часть рынка курьерской доставки в благоустроенных районах крупных городов. Однако эксперты уверены, что доля роботов в сфере доставки будет постепенно расти, что подтверждают мировые тенденции.

Исследование компании Markets and Markets показывает, что объем мирового рынка роботов для доставки будет расти с $0,4 млрд в 2023 году до $1,8 млрд к 2028 году, а годовой темп роста составит 33,7%. Автономные роботы значительно снижают трудозатраты, которые сейчас составляют 20–25% от общей стоимости доставки, отмечают аналитики Markets and Markets. Использование беспилотных аппаратов в доставке способствует развитию роботов-курьеров и ускоряет рост индустрии автоматизированной доставки.

В России этот процесс будет повторять общемировые тенденции, и, вероятно, профессия курьера в конечном итоге практически исчезнет. Технологический прогресс уже сделал множество профессий излишними, таких как фонарщик, человек-будильник, конюх и многие другие.

22
3 комментария

Уже больше года, кажется, вижу роботов-курьеров от Яндекса, даже зимой они стараются выполнять доставки. Да, с нашим климатом, с огромными сугробами это бывает непросто, но раз они ездят - будущее не за горами)

Ответить

Это отличный пример того, как роботизированные системы могут успешно функционировать в различных климатических условиях. Конечно, такие технологии демонстрируют нам, что будущее автоматизированных доставок уже здесь и, вероятно, станет еще более распространенным в ближайшие годы)

Ответить

чтобы роботы ездили по улицам нужна новая инфраструктура.. а Собяшка каждый сантиметр под ЖК распродает

Ответить