{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Искусственный интеллект меняет бизнес уже сегодня: инновационный подход УК «Альфа-Капитал»

Искусственный интеллект (AI) и языковые модели стремительно меняют бизнес-процессы. Что казалось фантастикой вчера — сегодня необходимость. По данным на начало 2024 года уже 95% компаний в финансовом секторе в России активно внедряют AI в свою работу, а большие языковые модели уже используют 20% компаний. В ближайшее время эти показатели будут только расти.

Компании, которые сумеют эффективно применить эти инновационные технологии, получат серьезное конкурентное преимущество. И УК «Альфа-Капитал» активно участвует в этой трансформации. Мы в «Альфа-Капитал» уверены, что AI в ближайшем будущем кардинально изменит то, как работают компании в сфере инвестиций.

Новая технология позволит:

  • автоматизировать рутинные задачи;
  • персонализировать обслуживание клиентов;
  • оптимизировать инвестиционные стратегии;
  • откроет новые возможности для роста.

«Альфа-Капитал» ставит перед собой амбициозную цель — стать одним из лидеров в России по внедрению и использованию искусственного интеллекта и созданию новых стандартов в финансовой отрасли. Мы на собственном примере покажем, к каким результатам можно прийти, используя ресурсы AI.

С чего все начиналось

Чтобы внедрить инновацию, нужна увлеченная команда, которая горит идеей применения AI. В «Альфа-Капитале» такая команда выросла из нескольких сотрудников из разных направлений. Сначала они стихийно прорабатывали различные гипотезы, рассматривали бизнес-кейсы компании и оценивали возможный потенциал внедрения AI. Они использовали самые современные нейросети для создания прототипов буквально «на коленке», чтобы быстро проверить их работоспособность.

Первые успешные эксперименты дали старт дальнейшим разработкам, которые могут помочь повысить экономическую эффективность и масштабируемость проектов.

Заинтересованная команда и итеративный подход к проверке гипотез стали первичными факторами успешного внедрения AI в нашей компании.

Для роста количества гипотез и их тестирования возникла необходимость вовлечения широкого круга сотрудников в процесс генерации и проработке идей.

Наш подход: сила в коллективном разуме

Мы убеждены, невозможно за один раз централизованно придумать все кейсы внедрения во всех бизнес-процессах компании. Необходимо вовлечь как можно больше сотрудников в генерацию и проверку идей, и этот процесс потребует множества итераций.

Однако на пути вовлечения сотрудников, мы столкнулись с некоторыми сложностями. Многие никогда не использовали LLM (языковые модели) и даже не рассматривали их как инструмент для работы.

Мы решили разобраться, почему так происходит, и стали общаться с людьми из разных отделов, чтобы выяснить, в чем может быть проблема.

И выяснили, от использования AI, люди чаще всего отказывались из-за:

  • неудобства использования (необходимость VPN, сложная регистрация);
  • платной подписки;
  • непонимания кейсов применения и ценности технологии;
  • восприятия нейросетей не как помощника в решении задач, а как дополнительную нагрузку.

Поэтому мы решили первым делом помочь сотрудникам начать эффективно использовать нейросети в работе.

Для этого мы сделали следующее:

  • предоставили всем сотрудникам доступ к самым современным языковым моделям через удобный веб-интерфейс и телеграм-бота;
  • предоставили доступ к обучающим курсам про LLM. Регулярно проводим воркшопы, на которых разбираем практические кейсы использования;
  • сделали группу поддержки, которая готова всегда помочь с любым вопросом про языковые модели.

И, наконец, запустили Alfa Capital AI Challenge — конкурс на лучшее применение нейросетей в работе. В его рамках мы предложили сотрудникам разработать свой проект на основе AI, который можно было бы внедрить в деятельность компании.

Уже в первые две недели конкурса к каналу челленджа в Telegram подключилось более 20% сотрудников, а заявки на участие подали 8% сотрудников. В мае мы определим троих победителей, которых ждут денежные призы.

Эти меры уже дают свои плоды. Все больше сотрудников стали использовать генеративные нейросети, что рождает новые идеи для внедрения. Многие из них можно сразу брать в работу, даже без глубокой технической имплементации.

Антон Граборов
Руководитель блока Цифровой бизнес УК «Альфа-Капитал»

«Когда ты идешь по коридору и тебя встречает сотрудник с горящими глазами и со словами: "Есть у меня тут одна идея по AI, давай обсудим!". В этот момент ты понимаешь, что ключевой перелом уже произошел и движение вперед уже не остановить. И это очень классное ощущение. Теперь дело за тем, чтобы показать крутые результаты».

Инновационная IT-инфраструктура

Придумать классные идеи — это полдела. Не менее важно уметь их быстро протестировать и масштабировать лучшие из них. Именно здесь встал следующий вопрос на нашем пути по внедрению AI в компании: “Как создать ИТ-архитектуру, которая будет отвечать нашим запросам”.

Нам нужно решение, которое отвечает двум ключевым требованиям.

1. Гибкость и адаптивность.

Мир AI меняется с безумной скоростью. То, что работало вчера, завтра может безнадежно устареть, так как на смену придет новая модель.

2. Достаточная универсальность.

Чтобы не изобретать велосипед под каждый новый кейс.

Архитектура, обладающая описанными выше свойствами, в итоге, была придумана внутри компании. Ее ключевыми элементами стали:

  • модуль управления пользовательским интерфейсом (UI);
  • backend с базой знаний и AI-агентами, выполняющими поставленные им задачи;
  • модуль интеграции с системами компании и каналами работы с AI;
  • модуль интеграции с различными LLM-моделями.

Ключевой элемент всей системы — это база знаний. Она аккумулирует экспертизу компании, структурирует её и делает доступной для обработки алгоритмами AI. Перспективным направлением развития является наращивание базы знаний за счёт подключения большего числа подразделений и бизнес-процессов компании.

Такой подход позволяет быстро внедрять новые решения и масштабировать успешные проекты на всю компанию. Например, буквально на днях в наш веб-интерфейс была добавлена новая LLM, и весь процесс с момента появления запроса до внедрения модели занял буквально один рабочий день.

На базе созданной архитектуры мы уже запускаем первые многообещающие пилоты:

  • Умный векторный поиск в мобильном приложении. Он выдает ответ, опираясь на релевантную статью из базы знаний компании, пока клиент набирает свой вопрос в чате.
  • Модуль транскрибации звонков с клиентами, который сохраняет в CRM саммари всех контактов и формирует ценные рекомендации по работе с клиентом на их основе. AI анализирует содержание разговоров, выделяет ключевые моменты и предлагает персонализированные рекомендации по дальнейшему взаимодействию. Этот инструмент экономит время и помогает в работе одному из ключевых звеньев компании – инвестиционным консультантам.
  • Бот-суфлер, который при поступлении вопроса от клиента мгновенно выдает подсказку для ответа сотруднику контакт-центра, позволяя быстрее и точнее реагировать на запросы.

И это только начало пути. Сейчас в проработке находится большое количество перспективных гипотез. И мы планируем существенно ускорить процесс запуска успешно проверенных идей. Мы видим огромный потенциал в применении AI для персонализации коммуникаций с клиентами, автоматизации рабочих процессов, улучшения качества аналитики и прогнозирования. И даже этот текст мы написали частично с помощью нейросети.

Мы стремимся стать лидером в использовании AI в финансовой отрасли в России и задать новые стандарты качества обслуживания клиентов.

Культура, которая вдохновляет

Взаимодействие человека и искусственного интеллекта — это не просто технологическая эволюция, а настоящая культурная трансформация.

«Еще одним важнейшим фактором для успеха является корпоративная культура компании. Наша культура про то, что каждый сотрудник может сделать какой-то проект, запустить какую-то свою идею достаточно быстро. У нас нет строгой иерархии, нет бюрократии, да и в целом наша компания, она про бизнес, про ориентацию на практический результат. Такой образ мышления очень хорошо помогает и в наших AI инициативах, позволяя нам быстро двигаться вперед. В «Альфа-Капитал» мы можем сосредоточиться именно на самих идеях и на их практическом применении, а не на подготовке презентаций и бесконечных совещаниях».

Антон Граборов, руководитель блока Цифровой бизнес УК «Альфа-Капитал»

Вместе создаем будущее

Подход «Альфа-Капитал» к внедрению AI показывает положительные результаты. Внутри компании сотрудники уже начали видеть практическую пользу от новых инструментов. Они чувствуют свою вовлеченность в процесс трансформации, получают новые знания и навыки, видят реальные результаты своей работы.

Мы планируем продолжать делиться своим опытом и рассказывать про нашу AI-инициативу. Для нас важно не только добиваться высоких результатов, но и способствовать развитию всей финансовой отрасли в России, задавать новые стандарты и вдохновлять других на внедрение инноваций.

0
Комментарии

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда