Зачем 5G умному и беспилотному транспорту
ICT.Moscow поговорил с экспертами в сфере умного транспорта и телекома, чтобы понять, как и когда сети пятого поколения повлияют на развитие этой сферы.
По данным J’son & Partners Consulting, умный транспорт за 2012-2020 годы показал себя одним из самых перспективных направлений развития в сфере умных городов. Среднегодовой темп роста этого рынка в мире составил почти 15%. Транспорт играет важную роль и в развитии российских городов. Например, в Индексе цифровизации городского хозяйства в России от Минстроя на транспортную систему приходится больше всего индикаторов, влияющих на IQ городов.
Умный транспорт подразумевает использование коммуникаций по принципу V2X (vehicle-to-everything), то есть обмен данными между автомобилями и с дорожной инфраструктурой. В этой области есть три стандарта — C-V2X, DSRC и G5 (первый из них использует сотовую связь, включая 5G, два других — Wi-Fi). В отличие от ряда других стран Россия придерживается технологической нейтральности в вопросе выбора стандарта V2X и тестирует (на полигоне ФГУП «НАМИ») разные стандарты.
Умный транспорт и инфраструктура
HD Maps — электронные карты высокого разрешения, созданные специально для беспилотных автомобилей. На них в режиме реального времени отображается дорожная инфраструктура, данные от других автомобилей и с датчиков, передаваемые в том числе по сетям 5G. По мнению Юрия Минкина из Cognitive Technologies, в дальнейшем подобные технологии позволят уйти от реальных светофоров и знаков. Но это вопрос отдаленного будущего (20-30 лет), когда все автомобили смогут подключаться к таким картам.
Беспилотные автомобили
Одно из самых многообещающих направлений умного транспорта — беспилотные автомобили. Об этом говорят, например, аналитики Nokia и Ericsson. Некоторые опросы показывают, что за последние годы доверие людей к беспилотным транспортным средствам повысилось. Так, Deloitte приводит данные, согласно которым в 2017-м автономные машины не вызывали доверия у 74% граждан США, а в 2019-м — уже у 50%.
В России также активно работают в этом направлении. Еще в марте 2018-го в «Сколково» открылась опытная зона с тестовым покрытием 5G для изучения возможностей применения сетей нового поколения беспилотниками.
5G — инфраструктура — транспорт
Юрий Минкин из Cognitive Technologies считает, что внедрение 5G напрямую не ускорит появление беспилотных автомобилей, но повысит пропускную способность дорог, что создаст благоприятные условия для появления в городах автономного транспорта. Коммерческий директор региона «Москва» МТС Алексей Назаров говорит, что благодаря высокой скорости передачи данных и низкой задержке, обеспечиваемой технологией 5G, кратно возрастет безопасность применения беспилотного транспорта.
Конкретные сроки появления таких авто на дорогах до сих пор под вопросом. Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков ожидает, что если сети 5G станут массово запускаться в России в 2023 году, то проекты беспилотного транспорта с использованием этой инфраструктуры появятся не раньше 2025-го.
Согласно прогнозу Mordor Intelligence, к 2025 году глобальный рынок умного транспорта вырастет до $262,1 млрд. В Kenneth Research считают, что значительную его часть будут составлять беспилотники — уже к 2023 году, по прогнозам аналитиков, этот рынок в мире вырастет до $173,15 млрд. Сети пятого поколения могут стать важным элементом инфраструктуры, благодаря которой такой транспорт прочно займет свое место в городах.