Как коронавирус заставляет бизнес меняться: технологические тренды по итогам 2020 года
Пандемия стала проблемой не только отдельных людей, но и бизнеса. Наиболее серьезно она затронула трэвел-индустрию, авиалинии и все, что связано с event-сферой.
Малый и средний бизнес, а также крупные корпорации пытаются решить, что делать в обстоятельствах кризиса, и начинают активно внедрять коммуникационные технологии и проводить диджитал-трансформации в компаниях.
15 октября прошла конференция о бизнес-коммуникациях INTERCOM, на которой эксперты из компаний: Voximplant, Google, IBM, Яндекс.Облако, Тинькофф, СБЕР, ВкусВилл, OZON, Циан, МФТИ и Skyeng обсудили развитие технологий и бизнеса в новых реалиях.
На конференции CEO компании Voximplant Алексей Айларов, рассказал о влиянии COVID-19 на коммуникации в бизнесе, новые технологии и тренды на ближайшие годы.
Эффект COVID-19
В 2020 году сотни миллионов людей по всему миру оказались в изоляции и перешли на удаленный режим работы. Это отразилось на работе коммуникаций и онлайн-среды в целом.
Аналитики предсказывают изменение таких индустрий, как электронная коммерция, так как офлайн-ритейл сейчас переживает сложный период, зато прогнозы развития онлайн-продаж на следующее десятилетие остаются положительными. Помимо этого, люди меняют принципы взаимодействия с друг другом. Удаленная работа способствует появлению множества сервисов, которые сейчас находятся на подъеме благодаря растущему трафику.
В качестве дополнительных примеров влияния пандемии на бизнес можно привести компании в сфере услуг. Например, спрос на сервисы такси, которые занимаются райдшерингом (совместные поездки на автомобиле) упал, а на сервисы доставки еды, наоборот, — вырос. Многие компании из сферы доставки продуктов даже пережили слияния и поглощения, чтобы развиваться в этих обстоятельствах. Графики ниже показывают, что происходило на рынке, и как бизнес адаптировался к новым условиям.
Надолго ли
Есть и другие графики, которые подтверждают, что это временный эффект, но точных данных пока не так много. По второй волне COVID-19 можно будет что-то сказать только в следующем году. Только после этого аналитики смогут более точно определить, действительно ли бизнес-коммуникации и вся наша жизнь так сильно изменились, или все-таки никакой новой реальности нет, и мы сможем вернуться к привычному образу жизни.
Изменения в коммуникационной индустрии
В первую очередь, в индустрии коммуникаций изменения коснулись перехода людей на «удаленку». Удаленный режим работы существовал и раньше, но сейчас подавляющее большинство старается работать из дома и вести бизнес, в котором команды работают удаленно. Это не всегда просто организовать. Например, для event-индустрии, которой недостаточно коммуникационных инструментов, чтобы в полной мере заменить офлайн-мероприятия.
С переходом на «удаленку» также начало расти использование сервисов Unified Communications, таких как Slack и Microsoft teams. Возникли проблемы у контакт-центров, потому что люди стали меньше посещать отделения банков и ходить в магазины, теперь им приходится звонить и писать, чтобы задать свои вопросы. Контакт-центрам приходится искать способы масштабировать бизнес и поддерживать работу в режиме изоляции.
Новые технологии
В последнее время стали развиваться инновационные технологии, использующие машинное обучение и искусственный интеллект для улучшения качества голоса, звука и видео.
Например, Krisp — это стартап, который создал нейросеть шумоподавления, или NVIDIA — огромная компания, которая запустила сервис RTX Voice, работающий на видеокартах компании. Google также разработал сервис для уменьшения шумов в конференциях — Google Meet AI-based noise cancellation, использующий машинное обучение. Смысл всех этих сервисов сводится к стиранию посторонних шумов, которые мешают общению, и выводу на первый план голоса человека.
NVIDIA также недавно анонсировала новый сервис Maxine, который изменил подход к передаче видео.
Последствия пандемии показывают, что реальные инновации, которые возникли не так давно, будут востребованы в ближайшем будущем, потому что улучшают качество общения и user experience.
Автоматизация обслуживания
Когда сотрудники уходят на удаленную работу, людей в офисе становится меньше, традиционные колл-центры не могут справляться с потоком звонков и сообщений в чатах. Поэтому компании начинают фокусироваться на автоматизации процессов.
Когда человек общается с роботом и знает, что это робот, он воспринимает его определенным образом. У него может быть какой-то негатив, когда бот не может решить проблему, и нужно обращаться к оператору, но это нормально. Эффект Uncanny Valley появляется тогда, когда бот становится настолько качественным, что абонент не понимает, что разговаривает с ботом, а в какой-то момент общения это осознает. Тогда у него возникает сильное недовольство тем фактом, что он не смог отличить робота от живого человека. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы сделать роботов неотличимыми от живого человека.
Agent Assist
На рынке контакт-центров в сфере ИИ уже есть такие продукты как Google Contact Center AI, новый продукт также анонсировал Amazon и запустил AWS Contact Center Intelligence. Эти продукты используются для того, чтобы помочь операторам контакт-центров работать эффективнее и меньше отвлекаться на посторонние задачи. ИИ даже может предлагать операторам варианты ответов на выбор.
Омниканальность
Этот тренд существует уже давно. Омниканальность помогает бизнесу решить проблемы, с которыми он сталкивается чаще всего, следующими способами:
- передача контекста общения между каналами. Сейчас мы пользуемся мессенджерами, электронной почтой, онлайн-чатами и телефонией. Контекст между этими каналами должен быть взаимосвязан.
- интеграция с AI-сервисами для автоматизации. Это интеграция с роботами, о которых мы говорили выше.
- развитие аналитики. Существует аналитика для конкретных каналов, но также появляются новые каналы: мессенджеры, видеосвязь и тд. Аналитика в контакт-центре должна быть единой по всем каналам коммуникаций, поэтому она будет продолжать развиваться благодаря новым сервисам и технологиям.
- мобильность. Многие люди сейчас не работают из офиса, поэтому у них должна быть возможность быть на связи из любой точки мира, в этом омниканальность и мобильность неразрывно связаны.
Платформы
Коммуникационные платформы обеспечивали работу онлайн-сервисов и сервисов обслуживания во время пандемии. Многие из них начали активно расти именно в этот период. Например, платформа Zoom. Есть такие, как Twilio, кто просто продолжил развиваться в том же темпе, добавляя новые каналы и возможности в сервис. В целом, большинство из них сейчас фокусируются на видеокоммуникациях и решениях для рынка контакт-центров.
Также сегодня на платформе Voximplant доступны практически все основные поставщики синтеза и распознавания речи на разных языках: Google, Amazon, Microsoft, IBM, Яндекс, Тинькофф.
Основными особенностями Voximplant Kit являются:
- No-code автоматизация: чтобы реализовать алгоритмы обслуживания клиентов, достаточно настроить их в визуальном редакторе.
- возможность работать в едином рабочем месте оператора с разными каналами коммуникаций (телефония, SMS, мессенджеры).
- отчетность в реальном времени и исторические отчеты.
- API для подключения дополнительных каналов.
Ближайшее будущее коммуникаций
Эти тренды появились еще до коронавируса, но пандемия дала им большой толчок, благодаря которому они сохранятся в ближайшем будущем.
У меня такое впечатление, что какая-то недобрая сила воюет против нас, против человечество. То коронавирус, то какое-то новое заболевание.не понять.