Виртуальные вселенные и ренессанс микрорайона: неожиданные тренды 2021-го года

В 2021-м мы будем больше заботиться о своем психологическом здоровье, ходить пешком и проводить время в пограничном пространстве между реальным и виртуальным. Команда «РУКИ» изучила наблюдения аналитиков Global Web Index и Trend-Watching, чтобы понять, каким будет мир, продукты и стартапы после пандемии.

Trendwatching.com
Trendwatching.com

Города шаговой доступности

В идеальном городе будущего все необходимое находится в пешей доступности. Где бы вы ни жили, путь из пункта А в пункт Б не должен занимать больше 15 минут. Для этого нужно оборудовать «на районе» мини-кластеры с фитнес-клубами, кофейнями, городскими фермами, службами доставки и пунктами выдачи. Чтобы получить товар или услугу, не обязательно покидать микрорайон — достаточно встать на самокат и проехать пару километров до нужной точки. Dark-сторы и dark-кухни, которые помогают магазинам и ресторанам расширять зону доставки, тоже вписываются в этот тренд.

Пример: Стартап Reef создает инфраструктуру в отдаленных кварталах: он помогает ресторанам организовать самовывоз и доставку, а также устанавливает трейлеры для ПЦР-тестов на коронавирус. Пустующие парковки и нежилые помещения Reef превращает в многофункциональные центры с разным набором услуг. В советское время это назвали бы домом быта, а в 2020-е — кластером или хабом.

Портативные кабинки для тестирования на COVID-19 от Reef Reef
Портативные кабинки для тестирования на COVID-19 от Reef Reef

Влияние пандемии: Первое время считалось, что из-за пандемии люди начнут массово уезжать из городов. Блогеры тоже исследовали прелести загородной жизни, подхватив тренд на #cottagecore. Но позволить себе переезд могут единицы. По данным Global Web Index (GWI), большинство готово поменять образ жизни и перебраться в более спокойный и менее густонаселенный район, но остаться в городе.

Преимущества городской жизни по версии горожан GWI
Преимущества городской жизни по версии горожан GWI

«Города не умерли, просто теперь мы находим в них другие преимущества», — пишет GWI. Рестораны, музеи и концертные площадки привлекают меньше, чем возможность приготовить домашний ужин или отправиться на прогулку с друзьями. Люди вообще все меньше хотят куда-то ехать и предпочитают везде ходить пешком, исследуя свой район или квартал. Поэтому аналитики советуют создавать продукты и запускать рекламные кампании на гиперлокальном уровне.

Психологическое здоровье

В 2020-м многие впервые столкнулись с депрессией, выгоранием и обостренным чувством тревоги. Сервисы для подбора психологов онлайн бьют рекорды по количеству пользователей, носимые устройства учатся распознавать эмоции, а корпоративные мессенджеры заботятся о психологическом здоровье сотрудников. Появляются даже службы психологической поддержки для детей. Непереводимые на русский язык понятия mindfulness и wellbeing в 2021 году выйдут на передний план даже в тех странах, в которых прежде психотерапия (ошибочно) считалась блажью — например, в России и Китае.

Не обязательно создавать продукт в сфере Mental Health — достаточно интегрировать элементы заботы о себе в приложение или сервис. Например, команда проекта Endel, который генерирует музыку с помощью искусственного интеллекта, создала вместе с певицей Grimes бесконечную ИИ-колыбельную с успокаивающим эффектом.

Какие методы помогали людям отвлечься и расслабиться в 2020-м году: успокаивающая музыка на первом месте GWI
Какие методы помогали людям отвлечься и расслабиться в 2020-м году: успокаивающая музыка на первом месте GWI

Пример: Cервис Spill — надстройка для Slack, которая помогает сотрудникам удаленно проверить свое эмоциональное состояние и в случае чего обратиться к специалисту.

Влияние пандемии: Аналитики GWI обнаружили, что проблемы психического здоровья волнуют людей не меньше, чем доступ к вакцине от коронавируса. Особенно это касается миллениалов и зумеров.

Раньше считалось, что есть некие уязвимые группы, которые больше подвержены эмоциональной нестабильности. Сегодня это почти все: работники сферы здравоохранения и волонтеры, безработные, пенсионеры, молодые люди, которым приходится делить жилье с соседями, а иногда и бывшими партнерами.

Расцвет TikTok’а, видеоигр и мультивселенных — это одна из сторон нового тренда, поскольку для многих виртуальные развлечения стали идеальной формой эскапизма. Обычно пользователи искали утешение в соцсетях, но популярные платформы только усугубляют психологические проблемы. Например, Instagram усиливает тревогу и неуверенность в себе, тогда как некоторые видеоигры — например, Animal Crossing — положительно влияют на самочувствие.

Игры без границ

Пространство игры и реальности все больше стирается, а мультивселенные Animal Crossing, Fortnite и Roblox становятся новыми площадками для самовыражения. Там проходят концерты, выставки и показы, а компании строят свои брендированные виртуальные «киоски».

Трендвотчеры называют это явление blurred gaming — границы размываются, а реальное и виртуальное сливается воедино. Например, китайские e-commerce площадки предлагают пользователям выращивать виртуальные фруктовые деревья, а в награду вручают реальные коробки фруктов с локальных ферм. Этот тренд получил название entertainmerce — так называют соединение онлайн-торговли с развлекательными форматами.

Концерт Lil Nas X в игре Roblox — идеальная форма эскапизма

Пример: Компания Hellmann’s провела эксперимент в Animal Crossing: пользователям предложили оставлять испорченную репу на виртуальном острове бренда — в обмен на это Hellmann’s обещала пожертвовать реальные продукты на благотворительность.

Влияние пандемии: В условиях, когда все события переместились в онлайн, виртуальные платформы стали для многих единственным каналом связи с внешним миром. Даже политики играют в видеоигры и транслируют процесс в Twitch, чтобы привлечь молодой электорат. Как показал опрос GWI, 3 из 10 респондентов в США и Европе признали, что из-за пандемии стали чаще проводить время за играми.

AgeTech

Хотя сегодня все исследуют привычки миллениалов и зумеров, основное ядро аудитории будущего — это поколение X и бумеры. К концу 2020-х большей части потребителей будет уже за 60. Они будут активно пользоваться финтех-приложениями, стриминговыми площадками и социальными сетями. В целом люди предпенсионного и пенсионного возраста останутся активными потребителями — по крайней мере на западе. По данным GWI, они располагают большими средствами, чем поколения помладше — миллениалы и зумеры.

Рынок AgeTech в 2020-м году Gerontotechnologist.com
Рынок AgeTech в 2020-м году Gerontotechnologist.com

В России ситуация отличается: у людей старшего возраста не так много накоплений, а на пенсию большинство не рассчитывает. При этом цифровая грамотность у современных 50-летних уже прокачана, поэтому главным барьером при потреблении может стать именно нехватка денег.

По мнению трендвотчеров, вырастет спрос на сервисы и продукты, которые помогут людям дольше оставаться активными и продуктивными, а также эффективнее мониторить состояние своего здоровья. В то же время появятся проекты поддержки сотрудников предпенсионного возраста — курсы, клубы и агентства по трудоустройству. Не обойдется и без пожилых инфлюэнсеров и разработанных ими инфопродуктов.

Пример: Программа оплачиваемых стажировок Thrive@55 для соискателей старше 55 лет. Создатели проекта обещают помочь с работой специалистам из креативной индустрии, в которой традиционно преобладают молодые сотрудники.

Влияние пандемии: Жесткая маркетинговая «сегрегация» молодых и пожилых уходит в прошлое — в 2020-м онлайн-услугами пользовались почти все. Например, многие впервые стали заказывать продукты питания на дом и оценили удобство сервиса. Новую категорию потребителей аналитики называют «запоздавшими пользователями» — digital latecomers.

Еще несколько интересных трендов из подборки TrendWatching «21 тренд для 2021-го»:

  • Роботы-инспекторы для мониторинга, геодезической разведки и даже выпаса овец
  • Растительные альтернативы — в еде, косметике, моде и технологиях
  • Трансфер талантов — платформы для поддержки сотрудников после увольнения
  • Новая норма во всем. Интересный пример: дрэг-артист Кайн Сантос, который в полном дрэг-облачении рассказывает о математике на TikTok и YouTube
  • Осознанные потребители (mindsumers) и рекламные кампании, которые советуют покупать меньше, а не больше
  • Превращение рядовых работников в амбассадоров бренда (в том числе с помощью TikTok). Например, водителям нового сервиса такси MAT обещают повышать зарплату по мере роста компании
  • Эко-карма — компании возмещают затраченные ресурсы и ущерб, причиненный природе, через масштабные экологические инициативы
  • Инклюзивный дизайн. Недавний пример: тест на беременность для людей с нарушением зрения/

Какие проекты вы знаете, которые возникли благодаря событиям 2020-го? Стартапы, продукты, новые функции?

Материал подготовила команда «РУКИ». Мы помогаем найти проверенных поставщиков и запустить серийное производство в Китае. О лучших кейсах, технологиях и разработке продуктов пишем в блоге в «Яндекс.Дзен» и на канале в Telegram.

1111
2 комментария

В 21 годуПосле пандемии Удачи, ребята

Постепенно переходим в другое измерение.