Почему нам всё труднее читать книги и смотреть длинные видео?

Почему нам всё труднее читать книги и смотреть длинные видео?

Короткие видео по 15 секунд постепенно «поедают» наше время и наш мозг. Вы замечаете, что длинные видео или книги уже не вызывают интереса — мозгу гораздо приятнее мгновенные стимулы. Взрослый человек с развитым самоконтролем может остановиться и отложить телефон, но у подрастающего поколения эта способность ещё не сформирована.

Что происходит в мозге при просмотре коротких видео?

Система вознаграждения (nucleus accumbens, VTA). Усиленная дофаминовая активность при лайках, новых видео, неожиданных поворотах сюжета. Мозг привыкает к быстрым стимулам. Развитие: желание мгновенного удовольствия, но не когнитивных способностей.

Префронтальная кора (frontal lobe). Контролирует внимание и принятие решений («листать или нет»). При частом просмотре коротких видео её тренировка для длительной концентрации ослабевает.

Височные доли (temporal lobes). Обрабатывают визуальные и аудиовизуальные стимулы. Улучшается скорость обработки простой информации, но не развивается глубокое восприятие и память.

Миндалевидное тело (amygdala). Активируется на эмоциональные стимулы. Эмоции становятся чувствительными к ярким раздражителям, но не формируется долгосрочная эмоциональная устойчивость.

Гиппокамп. Удерживает сюжет короткого видео в краткосрочной памяти. Развивается способность быстро запоминать, но аналитическое мышление почти не тренируется.

Получается, что просмотр коротких видео развивает способность к быстрой обработке визуальной информации и краткосрочную «адаптацию» внимания, но уменьшает способность к длительной концентрации и глубокому анализу. Основное «развитие» происходит в системе вознаграждения, что повышает привычку к быстрому получению удовольствия.

За самоконтроль отвечает префронтальная кора, основной пик развития приходится на возраст 3,5- 4 лет. Полноценно она формируется до ~25 лет, но её функции можно тренировать и улучшать в любом возрасте, если сознательно работать над вниманием, планированием и самоконтролем.

Для чего же нам нужно развивать префронтальную кору?

Префронтальная кора — это «дирижёр мозга», который управляет нашими мыслями, действиями и эмоциями. Без неё жизнь была бы значительно хаотичнее. Она позволяет:

  • фокусироваться на задачах, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
  • строить цели, планировать шаги и прогнозировать последствия;
  • сдерживать импульсы и эмоции, выбирать разумное действие вместо сиюминутного желания;
  • анализировать информацию, оценивать варианты, делать взвешенные выводы;
  • управляет эмпатией, моральными суждениями, взаимодействием с другими людьми;

Развитие префронтальной коры критично для самоконтроля, планирования будущего, решения сложных задач и жизни в обществе.

Последствия для общества

Общество с плохо развитой префронтальной корой будет импульсивным, поверхностным, менее креативным и стратегическим, сильно зависимым от технологий и быстрых стимулов. Это может привести к социальной нестабильности и замедлению прогресса.

Мы стоим на пороге эпохи клипового мышления. Надеюсь, что общество сможет сохранить навыки глубокой концентрации и самоконтроля, чтобы избежать этих последствий.
Если же этого не произойдёт, те, кто сумеет развить префронтальную кору, смогут управлять обществом.

2 комментария