Кто и за что попал в топ 50 компаний-инноваторов (рейтинг от FastCompany)

Fast Company опубликовали список 50 лучших инновационных компаний на начало 2021 года и свои размышления на тему. Будут ли обижаться на них Apple или «гений UI/UX» Facebook или нет, но выглядит картина следующим образом.

Кто и за что попал в топ 50 компаний-инноваторов (рейтинг от FastCompany)

В оригинальном списке можно раскрыть каждый из пунктов, и прочитать подробности о достижениях для каждой из компаний.

Первая десятка компаний

  • Moderna — тут все понятно: за разработку вакцины, которую можно сравнительно легко перевозить без сверхнизких температур.
  • Pfizer + BioNTech — аналогично, но они были официально первыми (прим. переводчика — плюс технология messenger RNA — это серьезный прорыв в медтехнологиях, о чем недавно писало издание Массачусетского Университета)
  • Shopify — за возможность легко запустить небольшой интернет-магазин.
  • SpaceX — нечего и комментировать: деньги у Маска есть, азарт есть. Вот и пробует улететь куда подальше с планеты помочь освоению землянами космоса, причем в основном — успешно. Место в списке заслуженно, даже странно, что всего лишь №4.
  • SpringHill Company — за возможность создавать и распространять развлекательный контент тем авторам, которым сложно пробиться в индустрию развлечений своими силами.
  • Epic Games — за то, что привнесли в борьбу с Tech-гигантами новый пользовательский опыт. В качестве примера в рейтинге упоминается Fortnite. На сегодня это уже не игра, а целая виртуальная среда, которая живет своей жизнью. В ней проходят даже концерты.
  • Netflix — этот стриминговый сервис попал в список не из-за великолепного контента (табличка «Сарказм»), а за то, что уделяет внимание интересам аудитории «people of colour».
  • Tock — сервис для резервирования и доставки для кафе и ресторанов. Малому и среднему HORECA-бизнесу подобные решения в 2020-2021 помогают держаться на плаву.
  • Microsoft — за активные инновации в организации рабочих мест, за работу над системами экстренного реагирования на природные катастрофы, за ряд экологических инициатив (например, план удалить до 2050 весь углеродный выброс). Я периодически заглядываю в блог и LinkedIn Билла Гейтса, где он активно продвигает экопроекты, поэтому, как и в случае со SpaceX, удивляюсь, почему не более высокая позиция в топ 50.
  • Graphika — аналитическая компания, которая попала в список за активную борьбу с дезинформацией (от выявления манипуляций на выборах до поиска искаженных фактов по COVID-19).

Чтобы не превращать текст в полотно из 50 компаний, выделю еще несколько интересных компаний, некоторые из которых попали в топ благодаря интересным бизнес-моделям. На них был запрос в обществе и рыночных нишах, вот они и выстрелили. Так, Peloton и Zwift активно взялись за ЗОЖ. Обе компании делают упор на велотренажеры и на вовлечение клиентов в домашние тренировки и соревнования.

Другие компании развернулись в сторону локального туризма и вылазок на природу в условиях локдауна. Например, американский сервис бронирования кемпингов Hipcamp. Или компания Getaway, которая предлагает отдохнуть в ультрасовременных одноместных хижинах (cabins) в лесу (как бы это страшно ни звучало для знатоков хорроров). На момент написания этого текста у компании есть 12 локаций в США, где они оборудовали такие места для уединения. Что ж, спрос порождает предложение.

Компания Snap Inc — создатель мессенджера Snapchat — попала в топ благодаря внедрению «миниприложений» (mini apps). Это приложения сторонних разработчиков, которые запускаются внутри мессенджера и объединяют социализацию и дистанционный интерактив с коммерческими сервисами и решениями. Выгода обоюдная: поддержка бизнеса и сочетание приятного с полезным для пользователей. Например, виртуальные примерочные (AR) или приложения для совместного обсуждения, какой фильм посмотреть с возможностью сразу купить билеты. Или же миниприложение, которое с помощью Computer Vision позволяет прямо из Snapchat распознавать и идентифицировать объекты реального мира.

Разработчики популярного сервиса для PM Asana попали на 15 место. В данном случае и комментировать нечего: сервис известный, в клиентах у них — 89 тыс. компаний и 3,5 млн. пользователей.

Еще одна биотех-компания, которая занимается разработкой COVID-тестов, Seegene, на 20 месте (55 млн. тест-систем, отправленных в 67 стран).

О компании Corning (№22 в списке) вы могли слышать уже давно, когда в Hi-Tech новостях обсуждалось их ударостойкое стекло Gorilla Glass. Почему тогда компания в списке за 2020-2021? В прошлом году компания гораздо больше внимания стала уделять не столько защите устройств от падений, сколько защите поверхностей от царапин. Corning неплохо продвинулись в этом направлении, за что и попали в топ.

Есть в списке и еще одна компания, связанная с космосом, кроме детища Илона Маска. Это LeoLabs — разработчики радаров для отслеживания объектов на низкой околоземной орбите. Учитывая, что в ближайшие несколько лет количество спутников на орбите обещает перевалить за 50 тыс., компания ввела подписку для клиентов — владельцев спутников, которая позволяет отследить, не решил ли их спутник рухнуть в атмосферу Земли. Да и в целом для решения проблемы космического мусора решения компании могут быть полезны.

Есть в списке и несколько компаний, решающих продовольственные проблемы. Они, как правило, занимаются, экономным выращиванием растительных заменителей для молочных и мясных продуктов (Puris и NotCo).

На 43 месте — гигант облачных данных Snowflake, чьи инструменты помогают хранить, анализировать и извлекать пользу из огромных массивов данных.

На 45 месте — персональный фаворит нашего проекта Make it in Ukraine — сервис рассылок и блогов с возможностью монетизации — Substack. Когда-нибудь я напишу статью о том, как мы перешли на Substack и сколько нам удалось сэкономить на отказе от излишних дорогих опций. Чаще, пишут наоборот: на что променяли Substack и почему. Да, ему не хватает кастомизации и ряда полезных функций. Но с задачами, которые мы перед ним поставили, он справляется пока хорошо. Так что появлению его в списке мы очень рады.

На 49 месте известная многим видеоплатформа для дистанционного обучения Skillshare. Прошлогодний бум EdTech в цифрах для Skillshare выглядит так: из 12 млн. пользователей — четверть пришла за 2020 год. Что неудивительно, учитывая, сколько мы все курсов набрали себе для изучения с весны 2020. Все их изучили? Я — нет, честно скажу.

Вместо заключения

Гиганты Google, Amazon и упомянутые в первом абзаце Facebook и Apple не только отсутствуют в топ 10. Они вообще не попали в список. Хороший сигнал и повод задуматься для их менеджмента — не идут ли они по накатанной дорожке и не пора ли выступить с новой полезной инициативой?

А какую компанию вы считаете лучшим инноватором? Пишите в комментариях, буду рад узнать ваше мнение.

Какая компания (или компании), на ваш взгляд, заслуживает звание лучшего инноватора?
Moderna
Pfizer + BioNTech
SpaceX
SpringHill Company
Epic Games
Netflix
Tock
Microsoft
Graphika
Никакая
Свой вариант (напишу в комментарии)
11
Начать дискуссию