Об ESG и устойчивом развитии кто-то еще говорит? Кого-то это интересует, или давно уже не в ТОПе тем?
Директор Ассоциации Мясопераработчиков (АСОМП) Екатерина Лучкина выступила сегодня на круглом столе по актуальным вопросам экологической повестки.
Не простая задача - рассказывать об экологической повестке в контексте ESG и целей устойчивого развития, когда кажется, что эти материи давно уже не в ТОПе тем, и деликатно отошли на второй план. Но не понимая, что происходит на внешних рынках у основных экспортных партнёров нам сложно будет двигаться дальше, тем более что более половина потребителей в мире считает, что изменение климата – это крайне серьезная проблема.
В России результаты опросов таковы, что 79% россиян ощущают на себе последствия изменения климата, а 71% считают, что они вызваны деятельностью человека и что ответственность за решение экологических проблем лежит на бизнесе, общественных и государственных институтах. 69% опрошенных уверены, что преодолеть климатический кризис можно только совместными усилиями компаний и внедрением зелёных технологий в разных секторах экономики.
Российскую молодежь в большей степени беспокоят такие экологические проблемы, как загрязнение водоемов, большие объемы мусора и загрязнение воздуха. Среди социальной проблематики — нищета и бедность, а также недостаточный уровень здравоохранения.
Безусловно, позитивное отношение простых обывателей к повестке устойчивого развития и желание прилагать больше усилий в отношении природы и общества сталкивается с рядом препятствий. Это и отсутствие необходимой инфраструктуры, и необходимость затрачивать определенные ресурсы, недостаток сил и свободного времени, недостаток необходимой информации и тд.
И все же сами же люди, несмотря на ряд распространенных экологичных практик в повседневной жизни, таких как экономия ресурсов, потребляемых в ЖКХ или раздельный сбор мусора, все еще не готовы уделять большого внимания проблемам экологии, если это не несет личной экономии или бытовой выгоды.
Только треть выбрасывает в отдельный контейнер стекло, пластик, металл, картон и бумагу. Разный мусор в пункты приема относит только 15%. Половина признается, что весь бытовой мусор выбрасывают в один контейнер или мусоропровод, ничего не отделяя. Чаще всего не разделяют мусор неработающие россияне, люди без высшего образования и с низким уровнем дохода.
Вместе с тем аналитики утверждают, что со стороны потребителей есть запрос на прозрачность к компаниям и брендам. Покупатели начинают интересоваться не только потребительскими качествами продуктов и услуг, но и тем, как компании ведут свои дела, строят процессы, и на сколько они соответствуют новым экологическим, этическим и социальным запросам общества. То есть собственно, в какой степени компания придерживается принципов ESG (environmental, social, governance), что можно расшифровать как «природа, общество, управление».
В представлении россиян понятие «устойчивый бренд», как правило, ассоциируется именно с экологией, а не с социальной сферой. Самыми узнаваемыми ответственными брендами по итогам исследования E+ Change и Better «Отношение российских потребителей к социально ответственному бизнесу, его товарам и услугам» были названы Сбер, Synergetic, Ozon и «Пятёрочка».
По мнению потребителей, экологически и социально ответственный бренд должен в первую очередь сокращать негативное влияние на экологию при производстве, предоставлять качественные товары и услуги и заботиться о своих сотрудниках.
При этом российские покупатели считают, что в отечественных СМИ дается мало информации об ответственных товарах и услугах, а брендам можно и нужно больше рассказывать про эти преимущества в своей рекламе.
Корпорации во всём мире постепенно отходят от прибыльно-ориентированной бизнес-модели к более явному учету интересов общества и природы. К такому выводу пришли эксперты Сбера в исследовании изменения корпоративных ценностей и идеологий в области устойчивого развития за последние 40 лет.
В своем выступлении Екатерина Лучкина акцентировала внимание участников, что формирование нормативной базы в области устойчивого развития и углеродного регулирования так или иначе будет оказывать влияние на условия мировой торговли продовольствием как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В долгосрочной перспективе ESG способствует системной устойчивости компании.
Каждая организация вправе самостоятельно определять вектор развития и внедрения ESG-принципов в свою стратегию. Но уже сейчас можно начать задумываться над тем, какую электроэнергию закупать, у каких производителей закупать сырье и материалы, как осуществлять перевозку, утилизацию и захоронение отходов, чтобы снизить углеродный след своей основной продукции.
План внедрения изменений как всегда прост и состоит из следующих шагов: определить приоритетные направления,
назначить ответственных,
выделить ресурсы
установить измеримые и реалистичные KPI.
E ― Environment ― внимательное отношение к окружающей среде.
S ― Social ― социальная ответственность. Сюда относят взаимодействие с обществом в целом ― клиентами и сотрудниками. Соблюдение трудовых норм, качественное обслуживание и безопасность, благотворительные инициативы.
G ― Governance ― ответственное корпоративное управление. Прозрачность работы компании, сохранность данных клиентов, выплата белых зарплат и противодействие коррупции.