«Главный недостаток криптовалют — масштабируемость»

Конспект лекции основателя Ethereum Виталика Бутерина о теории «умных» контрактов, переходе государства на блокчейн и будущем криптовалют.

11 апреля в Высшей школе экономики на кафедре McKinsey прошла открытая лекция основателя Ethereum Foundation Виталика Бутерина, на которой он рассказал о развитии отрасли и ответил на вопросы слушателей.

Виталик Бутерин
Виталик Бутерин

Существует концепция договора, при заключении которого всегда есть вероятность, что один из участников его нарушит. Для реализации контракта необходимы механизмы, мотивирующие участников договора вести себя честно. Сейчас практикуются судебные иски, юридические механизмы, но для маленьких транзакций есть более эффективное решение.

Автор идеи «умных» контрактов Ник Сабо приводит в качестве примера автомат по продаже напитков — как физическое воплощение «умного» контракта. Автомат сам по себе гарантирует соблюдение контракта: все просто — платите деньги и получаете бутылку воды, не платите — не получаете воду. Невозможно ничего не заплатить и получить бутылку воды, или заплатить и не получить бутылку воды.

Цель такого автомата — гарантировать выполнение договора: либо пройдут обе операции, либо ни одна. Можно воплотить такую же концепцию в цифровом мире: электронный алгоритм, гарантирующий выполнение условий контракта.

Возникает несколько проблем. Первая — в конце 20 века не существовало одной распространенной электронной платежной системы. Вторая — не существовало способа привязать платежную систему к «умному» контракту для его реализации. Теоретически можно было создать сервер, где алгоритм брал с человека деньги, но не было гарантий, что человек получит что-то взамен. Сервер мог исчезнуть с деньгами, или человек мог отменить транзакцию.

У таких криптовалют, как Bitcoin и Ethereum, есть много преимуществ: высокая скорость транзакций, низкие комиссии, децентрализация. Но в таких системах можно не только обмениваться деньгами или хранить средства в зашифрованном виде, но и посылать деньги напрямую в компьютерную программу, которая будет распоряжаться судьбой этих средств.

Допустим, я хочу продать свой телефон незнакомцу в интернете, и мы не сильно друг другу доверяем. Самое простое решение проблемы — я посылаю телефон, потом получаю деньги или он посылает деньги, и лишь потом я отправляю телефон, — но для этого мы должны доверять друг другу.

Благодаря криптовалютам есть другой выход. Покупатель посылает деньги на адрес, контролируемый компьютерным кодом на блокчейне, который невозможно взломать или удалить. В этой компьютерной программе существуют три ключа: один принадлежит покупателю, второй — продавцу телефона, а третий — арбитру.

Представим ситуацию: я хочу продать телефон, для этого покупатель посылает деньги в «умный» контракт на блокчейн. Если мы все делаем честно, я получу свои деньги, только когда покупатель подтвердит доставку телефона и своим ключом позволит мне вывести средства из контракта. У такого контракта есть свойство, что для вывода денег необходимо участие обеих сторон, и ни покупатель, ни продавец не могут обмануть блокчейн.

В ином случае (если я послал телефон, но покупатель его не получил) арбитр выбирает, кто прав и кому вернуть деньги. Но он не может воспользоваться положением и завладеть деньгами: у него есть только право вернуть их одной из сторон.

Благодаря децентрализованным криптовалютам теоретически можно создать «умные» контракты, в которых будет полностью исключен человеческий фактор. Допустим, я хочу продать файл. Для этого мне надо отправить клиенту зашифрованный файл и создать контракт с таким условием, что покупатель должен отправить криптоденьги в контракт, который автоматически опубликует ключ для расшифровки файла.

В каких сферах применяются «умные» контракты? Я приведу три категории. Во-первых, они отлично подходят для ИТ-сервисов, где с помощью кода можно расписать услуги и автоматизировать процесс. Можно продавать зашифрованные файлы, сдавать в аренду вычислительные ресурсы процессора или продавать услуги.

Вторая сфера применения «умных» контрактов — это транзакции, исход которых зависит от комбинации расчета внутри блокчейна и информации из открытых источников. Хороший пример — это финансовые контракты, в которые инвестируют несколько сторон, а прибыль зависит от внешних факторов: курса рубля к доллару, стоимости акций компании, цены на драгоценные металлы и так далее. Информация должна находиться в открытом доступе, и должно быть как минимум пять источников, готовых подтвердить и предоставить точные цифры.

Степень риска в таких транзакциях существенно ниже, но сразу возникнет проблема доверия к самим источникам. Стороны могут договориться, что из пяти источников они будут брать средний показатель. Даже если один или два источника скомпрометированы или показывают некорректные данные, «умный» контракт продолжит работу.

Поиск источника, заслуживающего доверия, это одна задача. Вторая — перенос данных в блокчейн. Это криптографическая задача, потому что ни блокчейн, ни интернет-протокол не способны верифицировать информацию.

Можно создать еще один слой посредников, которые будут переносить информацию в блокчейн. Существует несколько компаний в Англии и Америке, разрабатывающие trusted hardware для корпораций, специальные криптопроцессоры, в которых хранятся криптографические ключи для защиты информации, и их нельзя обойти.

Третий вид контрактов — это «умный» договор, исход которого зависит не от публичной, но субъективной информации: как поступила одна их сторон, как другая выполнила договор, кто вел себя честно или нечестно и так далее.

Пример с телефоном: как определить, что посылка дошла? Теоретически, в будущем все почтовые службы будут интегрированы в блокчейн, но все равно невозможно доказать, что именно было в посылке и какого качества. Главная проблема таких транзакций — невозможно предвидеть все мелочи и варианты развития ситуации.

«Умные» контракты можно применять не только для каких-то разовых операций, но и для создания абсолютно новых рынков и новых механизмов взаимодействия. Существует концепция ДАО («децентрализованная автономная организация») — организации, построенной на «умных» контрактах, где распределение средств решается общим голосованием. Это любопытный подход для инвестиций в стартапы или создания некоммерческих проектов.

Тут важно думать не только об алгоритме контракта, но и об этической стороне вопроса, влиянии подобного контракта на комьюнити, с какой целью он будет применяться, как поведут себя участники договора.

Такие системы как блокчейн приведут к дальнейшей глобализации, стиранию границ и открытым рынкам. Даже маленькая компания во Вьетнаме, которая построила на нескольких компьютерах сервис «облачных» вычислений и хочет продавать его вычислительные ресурсы, сможет без проблем подключиться к децентрализованному рынку и начать зарабатывать деньги. Пока у таких контрактов нет большой аудитории, но люди уже начинают экспериментировать с упрощенными версиями «умных» контрактов.

После лекции слушатели смогли задать свои вопросы Бутерину.

​Блокчейн и государство

Правительство каких стран приветствуют криптовалюты?

Швейцария, Англия, Эстония и Сингапур — политически стабильные продвинутые страны, готовые к сотрудничеству с разработчиками криптовалют. Bank of England создал собственный финтех-акселератор, организует гранты и разрабатывает проекты на блокчейне. В Японии криптовалюту недавно признали официальным платежным средством. Нам важна юридическая дружелюбность: насколько правительство готово поддерживать криптовалюты.

Вопрос связан с внедрением блокчейна в единый государственный реестр. Как мы знаем, запись в блокчейне нельзя изменить. Но если мы внедрим блокчейн в правовую систему, что произойдет, если суд признает запись в блокчейне недействительной?

В сценарии, где блокчейн внедрен в правовую систему, у правительства будут ключи, с помощью которых оно сможет распоряжаться активами. Но в отличие от текущей системы, в блокчейне будут храниться в открытом доступе история всех действий правительства, судебных решений и изменений, и любой гражданин сможет проверить легитимность государственных действий.

Возможен ли переход налоговой системы на блокчейн?

Если мы все перейдем на криптовалюты, правительству придется разработать ПО в блокчейне, чтобы определенный налог взимался со всех операций граждан и уходил на специальный кошелек. Отпадает необходимость подавать налоговые декларации и поддерживать бюрократию.

Возникает вопрос доверия правительству. С помощью блокчейна можно будет знать, куда уходят деньги налогоплательщиков, но проверка бюджета пока остается сложной и трудоемкой задачей, которое потребует оцифровки всего государственного сектора.

Возможно ли реализовать государственные выборы с помощью блокчейн?

Это очень сложная задача. Краеугольным камнем любых выборов является сохранение конфиденциальности граждан. Но блокчейн пока устроен таким образом, что ваш голос всегда можно будет отследить.

Насколько вероятно, что популярность криптовалют в стране подстегнет государство использовать блокчейн?

В один момент государство попросту не сможет игнорировать криптовалюты и возьмет на заметку новые технологии, облегчив жизнь своих граждан: допустим, создаст цифровые паспорты. Но даже если этого не произойдет, частные компании продолжат развиваться.

Как следует трансформировать правовую систему к внедрению криптовалюты?

Для начала можно создать гибридную систему, где для поиска владельца недвижимости, понадобится и блокчейн, и государственный реестр. Это не самый эффективный подход, и если в заключенный контракт или блокчейн закралась ошибка, люди смогут создать прецедент и обратиться в суд.

Нужно ли как-то регулировать процесс перехода на блокчейн?

Я считаю, что пока правительство не обладает должной экспертизой, и не сможет полностью регулировать переход. Главная роль в процессе должна принадлежать комьюнити, которые безусловно должны участвовать в процессе.

Запреты

Насколько Ethereum технически устойчив к блокировкам?

Ethereum — это децентрализованная система, и если ее заблокируют в одном месте, она продолжит существовать во всем мире. Пока Ethereum нигде не блокировали, но если такая ситуация возникнет, разработчики клиента внесут изменения в протокол, и начнется обычная цифровая война между регуляторами и программистами, как это случилось с Tor в Китае.

В случае запрета криптовалюты государством возможно ли существование «умного» контракта? Имеют ли ценность «умные» контракты без криптовалюты?

Правительство рано или поздно выпустит собственную криптовалюту, только с огромным количеством ограничений. Люди будут испытывать недоверие к государственным контрактам, а «умные» контракты на запрещенной криптовалюте станут прерогативой черного рынка.

Банки

Как привязать такую криптовалюту как Ethereum к фиатным валютам?

Проблема многих «умных» контрактов в том, что они используют нестабильные и волатильные криптовалюты. Простой пример: если в контракте используется биткойн, продавец может дождаться удобного момента и вывести биткоины на пике их стоимости, или если биткоин упал в цене, отменить операцию и вернуть биткоины покупателю.

Существуют криптовалюты, чья стоимость привязана к доллару, а создатели гарантируют сохранность средств. Но даже это не решает проблемы перехода банковской системы к криптовалютам.

Когда криптовалюта станет универсальным платежом?

Блокчейн войдет в нашу жизнь, и это будет результатом технологического прогресса и совместной работы разработчиков, центробанков, правительства и так далее. Сейчас главный недостаток криптовалют — это их масштабируемость. Биткоин поддерживает три транзакции в секунду, Ethereum — пятнадцать, а в настоящем мире необходимо поддерживать десять тысяч.

Герман Греф считает, что блокчейн убьет банковскую отрасль. Ваше мнение?

Ожидания людей от банков претерпят сильные изменения в следующие десять лет. Я уверен, люди по-прежнему будут нуждаться в банковских услугах, но финансовым организациям придется перестроить формат работы с клиентами. Чтобы пройти эту трансформацию, банкиры должны понять, какие услуги они будут продавать, человеку нужен банковский счет. Благодаря блокчейну возникнет новый механизм сотрудничества, когда человек сможет держать неограниченную сумму на своем счету, открытый только между человеком и правительством без всяких посредников.

Как центробанки относятся к криптовалютам?

Центробанки — у меня была возможность спросить их об этом — пока не сильно беспокоятся о криптовалютах. Возможно, когда у криптовалют будет больший цикл роста, они изменят свою точку зрения.

Как быстро блокчейн придет в сферу розничных банковских услуг?

Уже есть обычные банки, которые привязывают блокчейн к бонусным картам, программам лояльности и так далее.

Какой совет вы дадите начинающим инвесторам?

Если вы решили вкладывать деньги, обратите внимание на техническую платформу, ее преимущества и отличия от конкурентов. Посмотрите на сайт команды, ее разработчиков и создателей проекта. Проверьте, как расходуются средства, насколько прозрачен бюджет, пользуются ли они «умными» контрактами при распределении денег и ключей. Избегайте компаний, которые лишь прикрываются «умными» контрактами для сбора средств.

Какие перспективы у децентрализованных организаций, где каждый участник может стать собственником и получать токены за полезные действия?

Уже существует проект MicroDAO, они выпустили 1 млн единиц своей криптовалюты, что-то вроде акций , и раздают их участникам проекта в качестве оплаты. Главная сложность таких проектов — это создание справедливого алгоритма, который будет измерять ценность вклада участников.

AKASHA

Можете рассказать про проект AKASHA?

AKASHA — это децентрализованная социальная сеть как Facebook, где люди могут общаться, оставлять и комментировать записи. Все сообщения в системе передаются с помощью блокчейна Ethereum. Пользователи могут голосовать за понравившийся комментарий или публикацию, отдавая криптовалюту. Сейчас проект находится в альфа-версии.

В социальной сети AKASHA люди будут получать деньги за публикации. Откуда будут браться деньги?

Не стоит рассматривать AKASHA как способ заработка. Уже существуют куча проектов с подобным механизмом, но у них много ограничений. Есть Steemit с чрезвычайно странной экономикой, где можно либо вывести средства спустя три года, либо получать по пять центов за публикацию.

Существует механизм quadratic voting, позволяющий голосовать деньгами столько, сколько вздумается. AKASHA решит проблему манипулирования рейтингами и контентом, когда в социальных сетях специальные компании создают армии ботов или несуществующих подписчиков, или публикуют неподтвержденную заведомо ложную информацию.

Ethereum Foundation

Принимает ли Ethereum Foundation в финансировании и прогнозировании успеха других криптовалют?

Во избежание конфликтов мы стараемся сохранить нейтралитет и не даем оценок относительно другим криптовалют и команд. Мы выступаем за развитие криптовалют в целом и любую инициативу в этом направлении, но не финансируем никакие ICO.

Расскажи про структуру и команду Ethereum Foundation?

Мы часто арендуем офисы на короткий отрезок времени, сейчас находимся в Берлине, часто проводим неформальные внутренние митапы, в разных точках мира от Сингапура до Мальты. В команде Foundation примерно 40 постоянных сотрудников. В офисе в Берлине — 5-10 сотрудников, часть команды находится Амстердаме, несколько человек в Бразилии, есть несколько волонтеров в Париже и Сингапуре, Javascript-специалист в Штатах. Мы выделили для себя четыре важные области исследований. Одна — proof of stake, другая — масштабируемость, и третья — конфиденциальность, четвертая — экономика протокола.

Какое ваше видение Ethereum Enterprise?

Мы поддерживаем компании, заинтересованные в использовании Ethereum Enterprise: банки, энергетические, страховые компании. Существует Ethereum Enterprise Alliance, независимая от Foundation группа компаний, разрабатывающая корпоративные протоколы безопасности, есть отдельная группа, которая работает над версией Ethereum Enterprise для китайского рынка.

Будущее блокчейна

Как биткоин решит проблему масштабируемости?

Я считаю, главный недостаток криптокомьюнити — проблема с этикой, поскольку часто участники полагают: если в блокчейне одни математические вычисления и алгоритмы — значит, не нужно соблюдать простые человеческие правила. Так, внутри криптокомьюнити существуют две враждующие группы: одни рассматривают биткоин как платежную систему, другие — как средство для инвестиций, и обе группы не готовы к компромиссу.

Конфликт между группами может привести к изменению протокола и последующему разделению биткоина на две новые валюты. Тогда у каждой команды будет возможность работать над своей биржей, но это приведет к дальнейшей раздробленности.

Насколько связаны блокчейн и технологии искусственного интеллекта?

Точка, где эти две области пересекаются — big data, так как они предназначены для хранения и обработки огромных массивов информации.

Лекцию расшифровывали Александра Селезнева, Эмилия Гулиева.

1212
10 комментариев

Так устроена продажа недвиги на вторичке, например. Чтобы сделать смарт контракт биткоин не нужен, нужен просто сервис.

4
Ответить

Мне вот интересно, почему все СМИ называют его Виталик ? Потому что он выглядит как Виталик ?

3
Ответить

fl.ru - система "безопасной сделки" работает, кажется, без блокчейна. И обходится тем, что стороны "договариваются" не регистрировать "безопасную сделку".

2
Ответить

Он так и не ответил. Покупать эфир, майнить его, будет ли Pos и когда. Все о будущем, а про настоящее ни слова

1
Ответить