Как технология виртуальной реальности помогает медработникам оказывать неотложную помощь
Очки виртуальной реальности давно не являются атрибутом исключительно геймеров. VR активно используют в различных областях человеческой деятельности – туризме, ритейле, маркетинге, промышленности и, конечно, медицине. Сегодня с помощью технологии виртуальной реальности пациенты проходят курсы восстановительной терапии и реабилитации, а врачи диагностируют заболевания на ранних стадиях.
Важным направлением является также процесс подготовки медицинских кадров с помощью VR. Во многих зарубежных медицинских колледжах используют тренажёры виртуальной реальности для отработки профессиональных навыков. Например, стоматологи учатся делать местную анестезию, хирурги – проводить операцию, а в психиатрии виртуальная реальность используется по принципу «чтобы понять больного, нужно увидеть мир его глазами».
В России тоже ведутся разработки образовательных VR-решений в сфере медицины. По заказу РНИМУ им. Н.И. Пирогова компания Modum Lab разработала тренажёр для фельдшеров скорой помощи по оказанию скорой и неотложной помощи в санитарном автомобиле.
Сложность разработки состояла в том, что фельдшер должен поверить в то, что происходит с ним в тренажёре. Надев VR-очки, специалист буквально оказывается внутри виртуального пространства. В данном случае – в автомобиле скорой помощи. Для того, чтобы погружение в виртуальную среду было максимально правдоподобным, интерьер автомобиля, а также всё необходимое оборудование и препараты – кислородная маска, фонендоскоп, пульсоксиметр, шприцы, ампулы с лекарственными средствами, таблетки и многое другое – воспроизведены в мельчайших деталях.
В симуляции нет дополнительного управления перемещением, в отличие от многих других тренажёров виртуальной реальности. Чтобы осуществить перемещения по салону автомобиля скорой помощи, нужно сделать физические шаги – так, как это происходит и в жизни. Пользователь видит свои руки в медицинских перчатках и может взаимодействовать с пациентом.
Основная задача специалиста – проанализировать состояние пациента и провести необходимые действия, чтобы стабилизировать его для его дальнейшей транспортировки в стационар.
Фельдшер может воспользоваться 11 методами диагностики: электрокардиография, пульсоксиметрия, глюкометрия, термометрия и другими. Таким образом, у медработника будет возможность определить частоту и характер дыхания, измерить пульс, температуру, давление, снять и проанализировать ЭКГ. Также ему доступно проведение визуального осмотра пациента: например, оценка реакции зрачков, наличия или отсутствия дыхания. Все механики взаимодействия с пациентом достаточно правдоподобны и осуществляются согласно установленным правилам проведения медицинских процедур.
Тренажёр позволяет отработать алгоритмы оказания неотложной помощи по 6 сценариям, в основе которых лежат следующие клинические ситуации:
- острый коронарный синдром с кардиогенным шоком;
- острый коронарный синдром с отёком легких;
- анафилактический шок;
- внутреннее кровотечение;
- остановка дыхания и кровообращения;
- обморок.
Каждый из шести сценариев доступен в трёх режимах:
- Демонстрационный;
- Обучающий;
- Режим контроля.
В демонстрационном и обучающем режимах специалист ознакомится с механиками и регламентами, сможет проверить свои знания на практике, используя подсказки. Режим контроля предназначен для оценки самостоятельных действий медработника.
Образовательные элементы для наших врачей и медицинских сестёр должны быть как можно более интерактивными и позволять не только получить знания, но и отработать некоторые практические навыки. Мы постарались сделать такой тренажёр, в котором специалист может отработать навыки диагностики и лечения пациентов, находящихся в критической ситуации, при этом он находится в своей реальной профессиональной обстановке.
Для достижения высокой реалистичности сценария в VR-тренажёре используется параметрическая модель. Это значит, что состояние пациента представляет собой набор параметров, воздействие на каждый из которых меняет весь набор. Любые неверные действия или бездействие могут привести к ухудшению состояния пациента и даже к клинической смерти. Динамика состояния пациента меняется и под влиянием медикаментов с учётом корректности и своевременности их применения. Любое промедление или введение неправильного препарата может стоить жизни пациенту – всё, как в реальности. Однако, если фельдшер всё же допустил ошибку, у него будет шанс обнаружить её и провести сердечно-лёгочную реанимацию для стабилизации состояния пациента.
Состояние пациента можно контролировать через динамику показателей жизненно-важных функций, которые транслируются на мониторах, установленных в кабине скорой помощи. Также следить за состоянием специалисту помогает звуковое сопровождение: в каждой ситуации меняется частота, тип дыхания, тоны сердца. В автомобиле медработника сопровождает виртуальный член бригады скорой помощи, к которому можно обратиться за помощью или подсказкой. За всеми действиями специалиста и показателями здоровья пациента может наблюдать методист.
Таким образом фельдшер будет погружен в критическую ситуацию, максимально приближенную к реальности, и сможет отработать правильную реакцию, чтобы спасти жизнь виртуальному пациенту.
VR-тренажёр «Неотложная помощь» прошёл опытную эксплуатацию и проверку врачами, фельдшерами станций скорой помощи и преподавателями аккредитационного центра на базе РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Тренажёр получился достаточно близким к реальной работе бригады скорой медицинской помощи, но хорошо, что обещана возможность внесения изменений, так как протоколы оказания помощи меняются. Кроме того, необходимо учитывать нюансы деятельности фельдшеров в различных ситуациях, и мы рассчитываем на доработки, если такая потребность возникнет. Однако в существующем виде он полностью соответствует практике, мы уже начинаем его применение.
Тренажёр размещён на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России и находится в свободном доступе для всех заинтересованных специалистов.
Сейчас VR-оборудование для работы на тренажёре приобретают как бюджетные, так и коммерческие медицинские и образовательные организации по всей стране – как говорится, «спрашивайте во всех учебных центрах вашего города». В рамках программы продвижения проекта РНИМУ им. Н.И. Пирогова обеспечивает повышение узнаваемости и использования тренажера, изучение потребностей целевой аудитории в его применении и модернизации, а также ведёт поиск направлений развития.