Big Data, цифровой двойник и 500 миллионов сценариев: как Альфа-Банк находит лучшие места для офисов
Пока остальные банки переводят клиентов в онлайн, мы строим отделения будущего — с системой Face ID на входе, без банковских стоек, проводов и бумаги. Потому что видим: людям важно живое человеческое общение, особенно когда дело касается серьёзных финансовых вопросов.
В 2020 году мы открыли первый Phygital офис в Москве, на Маросейке, а вчера запустили сотый, в Красноярске. Целых сто офисов будущего — такого нет ни у одного банка в стране, даже самого крупного.
Но модель Phygital, в которой мы объединяем лучший физический и цифровой опыт — это не просто технологичные пространства, это ещё и продвинутый способ выбора локаций. Рассказываем, как мы открываем офисы будущего с помощью Big Data и при чём здесь фонари и урны.
Дом с 900 переменными
Выбор места для офиса — это почти как выбор квартиры. Учесть надо всё: район, удалённость от метро, магазины рядом и другие, иногда неочевидные параметры. Численность жителей покажет, сколько потенциальных клиентов тут живёт, а офисы компаний — благоприятные территории и «зоны смерти»: районы, где новые организации появляются, работают пару месяцев и закрываются, не получив прибыли. Этажность и материал стен домов расскажут про аудиторию: квартиры в новостройках, как правило, покупают молодые и активные, а элитные дома выбирают состоятельные люди.
Также мы смотрим на маршруты общественного транспорта (удобно ли добираться до офиса), наличие конкурентов, стоимость аренды — всего для каждой локации набирается более 900 переменных. Вручную перебрать их невозможно, поэтому мы призвали на помощь искусственный интеллект и Big Data.
Как мы создали цифровой двойник сети
Вместе с компанией Marketing Logic мы запустили сервис Geonet, который работает на основе геоинформационной системы Atlas. Geonet анализирует данные и рассчитывает, как разные переменные влияют на эффективность бизнеса. С помощью сервиса мы можем определить, например, насколько прибыльным будет офис, если поместить его у вокзала или в спальном районе, отодвинуть подальше от метро или открыть рядом с цветочным магазином. Мы просто указываем, какие параметры нас интересуют, а сервис делает расчёты.
Правда, сначала нам пришлось его обучить — показать, какие переменные работают именно для Альфа-Банка. Мы загрузили в сервис данные о каждом офисе за последние несколько лет: информацию о пространстве вокруг, активности клиентов, самых продаваемых продуктах, финансовых результатах и других показателях, которые могли повлиять на бизнес.
Geonet определил самые эффективные отделения, проанализировал, какие из 900 переменных сработали, и вывел формулу успеха. Оказалось, что значение имеет даже то, насколько благоустроен район: есть ли там парки, хорошо ли освещены улицы и достаточно ли урн для мусора.
500 миллионов вариантов будущего
А потом мы начали экспериментировать. Что если... мы закроем вот это отделение, вот эти два — объединим, а обслуживание предпринимателей перенесём вот туда? Сервис Geonet просчитал 500 млн сценариев и выдал оптимальные решения: где лучше разместить офис, какие направления там будут востребованы, сколько сотрудников и какая площадь помещения нужна, сколько мы заплатим за аренду и какую потенциальную прибыль получим.
Эту идеальную картину мы получили не в вакууме, а в реальной городской среде. Сервис анализировал рынок недвижимости и учитывал сроки поиска помещения под аренду для каждой точки. Если они не вписывались в наш график, мы отсеивали даже те варианты, которые подходили по другим параметрам.
Что дальше
Внешние факторы иногда меняются очень быстро. Где-то появится мост или автобусная остановка — и место оживёт, а где-то начнут масштабную стройку — и район на годы опустеет. Поэтому мы заложили в сервис прогноз привлекательности локаций на ближайшие 5 лет, выделили устойчивые по качеству зоны и сделали модель гибкой. Теперь мы можем в любой момент добавить новые факторы: например, изменение загруженности общественных пространств, вызванное пандемией.
С помощью сервиса мы выстроили чёткий план трансформации сети — знаем, в какие сроки и где откроем новое отделение. За 2,5 года мы планируем перевести в Phygital формат все наши офисы. Но и это ещё не всё: нам так понравилось работать с цифровым двойником, что скоро мы сделаем такой же проект с банкоматами.
Сервис сначала нормальный сделайте
па-а-а-а-атом)
Не думал, что все так сложно
Для многих компаний этот сервис будет полезен. Был у меня опыт работы в одной компании, все было круто, а потом начальство не договорилось по аренде, нам пришлось съехать. Переехали в глушь, контингент района не очень, условия работы хуже, настроение хуже, клиентам стало сложно нас находить. Началась текучка кадров, клиентов, в итоге и на ЗП это стало отражаться, после я уволилась. Казалось бы, а всего лишь поменяли офис.
Руководство решило жестко сэкономить? Это же самоубийство. Фирма хоть существует еще?
У меня на районе постоянно то открываются, то закрываются кафешки и рестораны. Походу у них такой штуки нет :))