В сетях будущего: почему люди доверяют прямым эфирам в интернете

Ростелеком и поисково-аналитическая платформа TeqViser продолжают цикл публикаций о трендах развития новых коммуникационных сервисов. Сегодня речь пойдет о прямых эфирах.

Социальные сети создавались для коммуникаций и взаимодействия, но постепенно реального общения пользователей в них почти не осталось. Большинство соцсетей превратилось скорее в медиаплатформы для продвижения контента и маркетплейсы для продаж товаров.

Но запрос на общение у пользователей сохраняется. Прямые эфиры, или онлайн-трансляции — это попытка ответить на него. И кажется, вполне успешная.

Почему мы изучаем коммуникационные сервисы?

Развитие новых коммуникационных сервисов и технологий в контексте создания безопасной цифровой среды — вопрос социальной и даже общенациональной значимости. Поэтому в нацпрограмме «Цифровая экономика Российской Федерации» появились задачи развития высокотехнологичной области «Новые коммуникационные интернет-технологии» (НКИТ).

Как центр компетенций по НКИТ «Ростелеком» совместно с поисково-аналитической платформой TeqViser отслеживает и анализирует актуальные тенденции в сфере коммуникационных сервисов для широкой аудитории, в том числе соцсетей, мессенджеров, платформ с UGC и профессиональным контентом, компьютерных игр, и выявляет направления, которые могут стать драйверами их развития. Эти данные представляют интерес для всего бизнес-сообщества, поскольку могут помочь сформировать гипотезы и идеи, а в конечном счете — новые бизнес-решения и технологии.

Идти напрямую

Общение в реальном времени — самый перспективный функционал для социальных сетей

Задать вопросы экспертам или топовым блогерам и получить ответы в реальном времени, стать очевидцем чего-то уникального и неповторимого, словом, стать участником прямого эфира сегодня может каждый.

Работу прямых трансляций, суть которых заключается в том, что видео отправляется через интернет в реальном времени без предварительной записи и сохранения, обеспечивают прежде всего социальные сети и стриминговые платформы.

Также существуют профессиональные потоковые сервисы, например, IBM Cloud Video, Vimeo или Panopto, внутри которых есть множество инструментов для управления трансляцией и монетизации. Профессиональными потоковыми сервисами пользуется в основном крупный и средний бизнес, чтобы организовать корпоративные мероприятия, семинары, конференции и другие специализированные онлайн-события. Тогда как сервисы прямых трансляций в соцсетях рассчитаны на широкую аудиторию пользователей.

Функционал прямых эфиров в интернете начал развиваться еще в 1990-х. Так, в 1995 году компания RealNetworks провела первую публичную прямую онлайн-трансляцию, используя собственную разработку — медиаплеер с возможностью потокового вещания, RealPlayer «показал» бейсбольный матч между New York Yankees и Seattle Mariners.

8 сентября 1995 года Progressive Networks (переимен. в RealPlayer в 1997 году) запустила первую онлайн-трансляцию в Интернете – бейсбольный матч между Seattle Mariners и New York Yankees. К концу года выручка компании составила 1,8 миллиона долларов.

Но к настоящей популярности формат прямых эфиров шел долго. Знаковым оказался 2011 год, когда видеохостинг YouTube запустил сервис YouTube Live, транслирующий все типы контента, от пользовательского видео до концертов и спортивных трансляций.

В это же время появляется сайт Twitch.tv — видеостриминговый сервис, специализирующийся на трансляциях компьютерных игр, в том числе геймплея и киберспортивных турниров. Сегодня Twitch принадлежит компании Amazon, а тематика трансляций в нем расширилась: появились каналы, посвященные искусству, музыке и другим лайфстайловым темам.

В 2014 году появляется социальная сеть Periscope, основной функционал которой — онлайн-трансляция коротких видео. Через год ее приобрел Twitter, дополнив свои возможности видео- и аудиотрансляциями. Facebook и Instagram запустили сервисы прямых эфиров Live в 2016 году. В 2017 году такой функционал появился и в российских социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». В 2018 году на рынок вышла стриминговая платформа Caffeine — аналог Twitch.

Поисково-аналитическая платформа Teqviser

Ближе, чем телевизор

Прямой — значит, настоящий

На сегодняшний день функционал прямых трансляций есть почти в каждой популярной социальной сети. Он очень популярен среди пользователей, потому что обеспечивает высокий уровень интерактивности при общении.

Для автора (ведущего) — это простой способ взаимодействия с аудиторией, возможность быть услышанным, стать известным и получить признание.

Для зрителей — ощущение сопричастности, возможность задавать вопросы, оставлять комментарии и реакции. Прямая трансляция вызывает доверие, а контент кажется достоверным: в отличие от заранее записанных видеороликов, которые можно отредактировать, в прямом эфире невозможна цензура.

Общение в реальном времени становится все более важным способом взаимодействия людей в интернете. Это показала и пандемия COVID-19, которая серьезно ограничила возможности офлайн-контактов, но при этом колоссально расширила онлайн-коммуникации.

Перспективный и востребованный формат прямых трансляций оказался частью глобального тренда на синхронное взаимодействие и в соцсетях, и в интернете в целом.

На ежегодной конференции Worldwide Developers Conference (WWDC 2021) Apple объявила о реализации функции SharePlay. С ее помощью пользователи смогут совместно слушать треки из Apple Music, синхронно смотреть фильмы и сериалы в Apple TV или делиться экраном, чтобы вместе просматривать различные приложения.

Презентация SharePlay на WWDC 2021

Disney+, ESPN+, HBO Max, Hulu, MasterClass, Paramount+, Pluto TV, TikTok, Twitch и многие другие сервисы уже интегрируют SharePlay в свои приложения.

Годом ранее Netflix добавила на свою платформу схожую функцию — Netflix Party. Она синхронизирует воспроизведение видео между пользователями и создает групповой чат, где они обсуждают просмотренный фильм или сериал. В России в 2020 году функция совместного просмотра появилась в видеосервисе Wink и в Яндекс.Видео.

Прямые эфиры, совместный просмотр кино или прослушивание музыки и обмен впечатлениями в реальном времени создают новые возможности для взаимодействия в интернете. Эти функции помогают пользователям получать общий опыт и приближают онлайн-общение к настоящему контакту ощутимее, чем традиционное асинхронное взаимодействие в социальных сетях и мессенджерах.

А производителей контента и владельцев платформ они стимулируют искать новые стратегии для продвижения и развивать способы привлечения аудитории.

С полной версией исследования можно ознакомиться на сайте Teqviser по ссылке.

0
2 комментария
Stanislav Perfilov

Смотреть фильмы одновременно с друзьями на удалёнке??? А сексом заниматься тоже на удалёнке будете?

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

Спокуха, это ж Ростелеком - они и так ежедневно сексом занимаются на удалёнке (со своими клиентами, правда, но всё же).

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null