Как будет развиваться рынок образования? Диалоги о будущем с Skypro

Какие направления в EdTech будут расти быстрее других, с чем связан рост количества репетиторов, как поменяется роль учителя. На эти и другие вопросы отвечает CBDO Skypro, Михаил Свердлов.

Как будет развиваться рынок образования? Диалоги о будущем с Skypro

Привет! Это Solar Staff, сервис для безопасных сделок с вашими фрилансерами. Мы запустили масштабный проект «Диалоги о будущем», где рассказали, как будут развиваться разные секторы экономики — от EdTech до креативного рынка. Среди участников проекта: Яндекс. Дзен, Perfluence, Skypro, setters, Trinity Monsters, Affect.

Ниже опубликовано интервью с CBDO Skypro Михаилом Свердловым про будущее образования. Полную версию интервью в PDF-формате можно получить, оставив заявку на сайте.

Насколько вырастет рынок онлайн-образования в ближайшие 1-3 года? Что станет причиной его роста?

Накануне пандемии аналитическое агентство HolonIQ прогнозировало естественный рост мирового рынка онлайн-образования на 8,2%. Уже сейчас мы видим, что средний рост топ-100 EdTech-компаний в России составил 92%, а лидеры выросли на 180–400%.Я бы выделил две основные причины роста:

1. Текущие образовательные продукты традиционного образования — от школы до «вышки» и ДПО — не справляются с потребностями рынка и задачами клиентов. Поэтому только один Skillbox закрывает 2021 год с оборотом более 10 миллиардов рублей — а это бюджет на образование двух крупных вузов топ-15 списка Forbes.

2. Пандемия окунула весь мир в вынужденный онлайн. Например, исследование на выборке в 350.000 учеников в Нидерландах показало просадку на 3% в среднем и до 60% на детях из менее образованных семей, или в Италии, где уроки читали по губам, ввиду отсутствия у большинства населения ноубуков, ан а смартфоне приложение висло. Но несмотря на провалы реализации онлайн-обучения в системах образования по всему миру, большинство людей его всё-таки распробовало.

Сейчас от качественного обучения нас отделяет лишь наша мотивация.

Основное преимущество онлайн-образования — удобство: студент учится где угодно и когда угодно. Плюс онлайн-университеты дают возможность учиться у лучших практиков со всего мира. И не нужно тратить деньги и время, чтобы добраться в универ: всё в твоем компьютере.

Какие рынки онлайн-образования будут расти быстрее других в ближайшие 1-3 года?

Проведенные опросы показывают, что о смене профессии задумываются более 47% россиян. На основании отчета The Future of Jobs Report 2020 — 50% работников в 2025 году потребуется переобучение. Отсюда мы видим, что за следующие пять лет более 40% ключевых компетенций текущих сотрудников изменятся.

Мир стал меняться крайне быстро. Сейчас нет профессии, которая бы не потребовала постоянного развития навыков, — всем нам необходимо life-long-learning. Поэтому в ближайшее время мы будем наблюдать спрос на онлайн-образование с обеих сторон: и со стороны работодателя, и со стороны самих сотрудников. Одни будут ждать от кандидатов и сотрудников существенно новых компетенций, другие — смену своих текущих профессий и занимаемых социальных ниш.

Что вы думаете по поводу модели обучения peer-to-peer, когда два человека обучают друг друга, но не являются профессионалами в деле?

Мне кажется, тут очень важно, как спроектирована при этом образовательная среда. Можно учиться у человека с опытом преподавания 30 лет и не вынести ничего. Можно учиться у профессионала, наблюдая за ним, но потом ничего не уметь. А можно учиться одновременно с другим человеком и детально разобраться во всём.

Я приведу два примера:

1. Вспомните свое обучение в вузе. Как часто вы готовились вместе с кем-то к экзамену? Лично у меня это самые теплые воспоминания и самая результативная подготовка.

2. В религиозных еврейских школах для мальчиков (иешивах) и девочек (мидраша) есть такой формат изучения материала — хеврута. Два человека в паре читают талмуд и обсуждают места в книге, непонятные для обоих. Менее подготовленный задает вопросы более подготовленному. Более подготовленный — объясняет материал, тем самым углубляя свои знания в нем. Очевидная польза для обоих.

Кстати, в Южной Корее есть традиция приглашать таких «специалистов по изучению талмуда», чтобы они обучили подобному подходу. Не в религиозных целях, а как эффективный способ развития мышления у учеников.

Ну и в целом, мне кажется, вся наша цивилизация учится друг у друга и каждый из нас учитель. Ты что-то изучаешь, и делишься этим дальше. Просто сейчас это происходит на кофе-поинте на работе, на конференции в кулуарах, а может быть системно в формате формализованного peer-to-peer подхода.

Мы знаем, что в США сейчас настоящий кризис образования — учителя думают уходить из школ, а студенты всё чаще покидают вузы (во многом благодаря YOLO-экономике). Как это отразится на рынке онлайн-образования?

Я могу сказать про ситуацию в России. Пандемия заставила многих остановиться и немного переосмыслить происходящее. Появилось несколько вопросов к самому себе.

  • «Тем ли я занимаюсь и мое ли это занятие? Не получил ли я его по инерции и не сделали ли родители выбор вместо меня?» К слову: посмотрите, как родители трепетно опекают своих чад: 17% планируют контролировать детей до их выхода на работу, а 11% признались, что будут делать это всю жизнь.
  • «Хочу ли я жить на зарплату меньше 25 000 ₽ в месяц, как 70% работающих россиян, и не иметь средств на базовые вещи — например, качественную медицину?»
  • «Ценит ли меня мой работодатель и доставляет ли мне комфорт мое окружение на работе?»
  • И главное: «Насколько я счастлив и что в принципе доставляет мне счастье?»

А что к этому привело — YOLO-экономика или обычное желание осознанности происходящего, — отличный вопрос.

У нас есть гипотеза, что сейчас больше предпочитают онлайновое обучение, нежели классическое. Люди всё чаще думают: зачем им работать учителем в вузе, если они могут работать на платформах и зарабатывать куда больше. Насколько вы согласны с данным утверждением?

Если мы говорим про учителей, то они уходят в репетиторство. Почти 50% учителей в России занимаются репетиторством, а для 16% опрошенных деньги, полученные от репетиторства, составляют более 50% от общего дохода.

А уж где оно происходит — офлайн или онлайн, — не так критично. Везде нужно проектировать образовательную среду и опыт, чтобы получился хороший результат. А уходят в репетиторство они по двум причинам:

1. Вырастет доход. На платформе или самостоятельно ты можешь зарабатывать сильно больше, чем в школе. Сейчас работая из провинции можно получать 100+ тысяч в месяц. И для этого не нужно брать две ставки и классное руководство.

2. Тебе не нужно учить многих — ты обучаешь каждого. И если делаешь это хорошо, то сразу видишь результат.

В целом меня смущает ситуация, когда текущая система школьного образования, при всех ее миллиардных затратах, не дает ожидаемого учеником или его родителями уровня образования. А репетиторство при этом так процветает.

Кажется, что обучением теперь занимается любой эксперт в своей сфере. Мы видим, что есть люди, у которых не так много опыта (3-5 лет), но они учат условному английскому. Будет ли таких людей больше/меньше? Если их будет больше, то с чем это связан?

Я считаю и вижу на сотнях примеров, что опыт с десяток лет не всегда плюс для преподавателя. Мир меняется очень быстро. Если преподаватель постоянно обновляет свои знания и практический опыт вслед за этими изменениями, то это ок. Если нет — то качество образования, которое он дает, сильно падает. Как правило, это зависит от желания самого преподавателя.

В целом три — пять лет для практика, работающего в индустрии, вполне достаточно, чтобы обучать новичков. Например, в IT за это время программист или аналитик может легко дорасти до уровня сеньора или эксперта в своей области. Конечно, если будет развиваться.

А будет ли таких людей больше или меньше — зависит от спроса и количества курсов в соответствующей области. Что про IT, то только по подсчетам Минцифры, не хватает от 500 тыс. до 1 млн таких специалистов в различных сферах информационных технологий, в то время, когда вузы готовят по 40000 в год.

Много курсов сейчас строится на основе AI и аналитики. Интересно, как меняется роль самого учителя/лектора/человека, который преподает материал? Будут ли в будущем люди придумывать программы обучения — или это всё отдадут на откуп машинам?

Я бы с радостью ознакомился с этим «многим количеством курсов».

К сожалению, у образования огромный технический долг по сравнению с другими отраслями. Например, в маркетинге мы давно получаем персонализированный контент. В финансовой сфере — нас оценивают (проводят скоринг). Мы привыкли к технологиям в обычной жизни: получать все сервисы удобно, быстро, с телефона. Но в это же время в образовании нас всех учат как класс, группу, поток — по «одному» учебнику, мелом у доски.

Примеры аналитики в образовании, известные лично мне, можно пересчитать по пальцам. Я говорю не об аналитике из научных работ с теорией, а о действительно доказательном подходе к образованию. Например, мы в Skyeng в 2020 году увеличили скорость освоения навыков владения английским языком у взрослых на 26,5% — только с помощью модели прогресса и рекомендательных систем. При этом научились доучивать преподавателей исходя из их точек роста — создали для них своеобразный экзоскелет, как у Тони Старка: когда система помогает им, подсказывает лучшее образовательное действие для ученика, чтобы он скорее добрался к своей цели.

Отдадут ли всё на откуп машинам — хороший вопрос. Но мне кажется, что в данный момент без человеческого участия никуда. Возможно, чуть позже преподавателей заменят на алгоритмы, Илон Маск совершит прорыв со своими нейроинтерфейсами. Тогда знания можно будет закачивать в мозг в моменте.

Как будут выглядеть ученики и учителя будущег?

Основное отличие учеников будущего будет в том, что они начнут более тщательно выбирать образовательный продукт — как в сфере формального, так и в системе высшего и профессионального образования. Возможно, они не пойдут в вуз, так как захотят получить востребованную профессию и начать пробовать себя в ней прямо сейчас. Не через четыре года, а, например, через 10–15 недель, после интенсивного модуля. Сейчас ввиду дефицита, высокий спрос и на новичков, особенно в IT. Часто компании сами запускают курсы по переобучению (reskilling), чтобы готовить себе кадры. А у нас в Skypro на сегодня, самое длинное трудоустройство выпускника составило 30 календарных дня, а в среднем, это 2-3 недели.

Что же касается учителей, то я уверен, что роль сместится от рассказа теории «у доски» к партнерскому взаимодействию с учеником. Мне очень нравится диалог коллег из «Хорошколы» и МПГУ на эту тему. Там рождается смысл роли учителя настоящего и будущего.

Хороший учитель уже сейчас помогает определить потребности учеников, их образовательные цели, навыки и знания. Исходя из этого такой учитель выстраивает учебный процесс: решает, по каким сценариям и каким материалам надо работать, каких целей добиться и как организовать пространство. Он тьютор и навигатор. Помогает открыть ученику этот мир, помочь попробовать разные варианты, осмыслить их, понять, что больше понравилось.

3030
5 комментариев

Очень странно. Живая тема, а комментариев нет...

Видимо много умалчивается о том, что объективно востребованные онлайн-курсы и курсы инфоцыган и всякого рода блогеров ещё являются синонимами.

Умалчивается стоимость разработки, продвижения и администрирования качественных онлайн-курсов (методики обучения, сценарии, учебные материалы, Медиа контент и т.д. и т.п.).

Умалчивается и то, что не всем профессиям можно и нужно учить онлайн.

Умалчивается, что идёт полным ходом внедрение профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации...

Итог данного послания - не хватает преподавателей, методистов и учеников... А это уже знакомая история, назовём, её классической системы образования. Там точно такой же кризис...

2

Алексей, спасибо, что исправили ситуацию и стали первым :)
По поводу умалчивания — у нас в проекте есть ограниченное число вопросов к каждому спикеру, потому что невозможно спросить про все сразу. Мы спросили про конкретно эти изменения, потому что они сконцентрированы, прежде всего, вокруг преподавателей.

Ваши вопросы тоже крутые. Как вы думаете, каким профессиям можно и нужно учить онлайн?

Философов, социологов, политологов, религиоведов, в общем любых профессий, где орудия труда не тяжелее шариковой ручки, а предмет труда - это большой объем информации для анализа и осмысления ...