Как и почему киберспорт в России стал массовым, и на чем зарабатывают игроки?

Как и почему киберспорт в России стал массовым, и на чем зарабатывают игроки?

Наверняка каждый в своей жизни хотя бы раз что-то слышал про киберспорт (он же «компьютерный спорт»). Так называют командное/индивидуальное соревнование по компьютерным видеоиграм. Сколько киберспортсмены зарабатывают, какие игры наиболее востребованы, на каком уровне находится киберспорт в РФ, и можно ли вообще называть это спортом, поделился Дмитрий Грищенко, разработчик мобильных приложений компании «Рексофт».

Дмитрий Грищенко
разработчик мобильных приложений компании «Рексофт»

Спорт ли это?

Киберспорт вполне можно назвать спортом в классическом его понимании: игроки проводят совместные и индивидуальные тренировки, как и классические спортсмены. Тренируются каждый день по 6-7 часов, отрабатывают различные тактики. Как и у классических спортсменов их заработок зависит от соревнований, в которых они участвуют и от призовых мест.

За последние 20 лет киберспорт сильно изменился. Турниры стали масштабнее, команд больше, появились крупные спонсоры и рекламодатели. Стали появляться лиги профессиональных киберспортсменов. Из локальных мероприятий для посвященных турниры превратились в масштабные шоу, которые собирают миллионы человек как в онлайн, так и в оффлайн, и проводятся в крупнейших городах мира. Профессиональный киберспорт в начале XXI века стал особенно распространён в Южной Корее, где впервые стали показывать матчи по StarCraft по государственному телевизионному каналу. На данный момент команды из Южной Кореи являются одними из самых сильных в мире и регулярно занимают призовые места в крупнейших турнирах.

Киберспорт в России

Как бы это ни было удивительным, но именно Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта. Киберспорт в России развивается так же, как и во всем остальном мире. У нас есть Федерации компьютерного спорта (ФСК) России, которая позволяет получить доступ к некоторым премиум-турнирам. Кроме того, ФКС России занимается построением полноценной инфраструктуры массового киберспорта: обучением и аттестацией судей, аккредитацией площадок, подготовкой методических материалов, образовательными проектами, развитием клубов и секций. У нас ежегодно проводятся турниры и организовываются лиги по киберспортивным дисциплинам.

Главным чемпионатом ФКС считается Чемпионат России по компьютерному спорту. Данный чемпионат проходит каждый год, а на 2021-й были анонсированы турниры сразу по шести дисциплинам: боевая арена Dota 2, стратегия в реальном времени StarCraft II, спортивный симулятор NHL 21, файтинг Tekken 7, симулятор дрон-рейсинга DCL — The Game и соревновательная головоломка Clash Royale. Общий призовой фонд составит более 3,6 млн рублей. Это хорошая сумма для любительских и полупрофессиональных турниров.

Сколько зарабатывают киберспортсмены в России?

По части соревнований у ФКС есть ещё школьная лига, Кубок России и студенческая лига. Основная прибыль команды — призовые. Например, одна из самых известных российских команд — Team Spirit в 2021 году выиграла турнир по Dota 2 The International 10 и забрала призовые в размере $18 208 300. А команда Virtus.pro (тоже наши соотечественники) заняла 5 место на этом турнире и получила призовые в размере $1 400 600. То есть каждый игрок за вычетом налогов получил примерно 15,5 млн рублей. В среднем игроки уровня Team Spirit и Virtus.pro получают от 500 тыс. до 1 млн руб. в месяц. Такие суммы получаются из-за участия сильных команд в международных мероприятиях.

Но это не значит, что абсолютно каждый пришедший в киберспорт может сразу заработать такую сумму. Тех, кто выигрывает крупные деньги в России, меньше 1%. Игроки второго эшелона, которые редко становятся победителями турниров, в среднем зарабатывают по $1 тыс. в месяц. Если топовым игроком ты не являешься, привлечь инвесторов довольно сложно.

Как стать киберспортсменом?

Совсем недавно начали открываться кафедры компьютерных игр в нескольких институтах мира, но России пока в этом списке нет. У нас пока не существуют школы для киберспортсменов. Но есть, например, онлайн-курсы на различных образовательных платформах, которые могут помочь перейти из геймера-любителя в профессионалы.

Студентов таких курсов можно разделить на две группы:

  • тех, кто хочет научиться профессионально играть;
  • тех, кто хочет работать в индустрии киберспорта — стать менеджером, маркетологом или пиарщиком.

По окончании карьеры бывшему киберспортсмену сложно куда-то устроиться. Вариантов не так много, и самый очевидный — организация киберспортивных мероприятий. Другой вариант — стримить (транслировать онлайн) игры. Однако это не очень прибыльно. Киберспортсменам сложно реализовать свои навыки где-то, кроме игр. Экс-киберспортсмен также может стать геймдизайнером. Правда, в России эта профессия пока не очень востребована. Мысль о том, что киберспорт — полноценная работа и огромная индустрия, в нашей стране пока только начинает приживаться.

44
Начать дискуссию