За стеной: как китайский интернет развивается после блокировок иностранных сервисов

Краткая история ограничений, отзывы пользователей, состояние рынка.

За стеной: как китайский интернет развивается после блокировок иностранных сервисов

На территории КНР доступ ко многим зарубежным сайтам заблокирован из-за Великого китайского файрвола или проекта «Золотой щит» — системы, фильтрующей контент в интернете. Цензуру в стране осуществляет правящая коммунистическая партия, запретными считаются политические темы, новости о религиозной организации «Фалуньгун» и обсуждение борьбы за национальную независимость в Тибете и Синьцзяне.

Часть иностранных ресурсов блокируется именно из-за возможного распространения «пагубной для населения» информации, другая — из протекционистских соображений: вместо запрещённых зарубежных приложений китайские компании создают их национальные аналоги, которые пользуются огромной популярностью на территории страны и повышают её ВВП. Сейчас большую часть китайского интернет-рынка преимущественно составляют местные поисковые системы, мессенджеры и развлекательные приложения.

Как всё начиналось

Практически полное отлучение от всемирного интернета и социальных сетей в Китае происходило постепенно.

Январь 2006 года: компания Google запустила поисковик Google.cn, распознающий китайские иероглифы. Корпорация также обязалась блокировать доступ жителей страны к «нежелательным» и «политически некорректным» ресурсам в соответствие с китайским законодательством, оставив себе право на дисклеймер о том, что доступ к информации ограничен.

Март 2009 года: китайские власти заблокировали YouTube, принадлежащий корпорации Google.

Июнь 2009 года: блокировке подвергаются Google.com и частично Gmail, корпорацию обвиняют в распространении непристойной информации в интернете. Также были заблокированы Twitter, Flickr и Hotmail.

Я не знаю, будет ли возобновлена работа Twitter после 4 июня. Надеюсь, что да, потому что Twitter — это ключевой символ нового интернета. Китай не может запретить молодому поколению доступ к будущему.

Майкл Анти, блогер, высказавшийся по поводу блокировок в 2009 году

Тем не менее, Twitter заблокирован на территории страны уже 9 лет.

Июль 2009 года: Facebook заблокирована китайскими властями: основной причиной запрета социальной сети, вероятнее всего, стало её несоответствие цензурным требованиям и невозможность государственного контроля серверов, находящихся за пределами страны.

Несмотря на то, что Марк Цукерберг уже после запрета социальной сети приезжал с официальными визитами в Китай и даже заговорил на севернокитайском, компромисс по этому вопросу так и не был найден. Как говорит Фэн Юшэн, основатель стартапа Inke, занимающегося мониторингом видеоконтента, для функционирования Facebook в соответствии с цензурными требованиями на территории Китая компании понадобится «по меньшей мере 20 тысяч человек только для мониторинга видеоконтента».

Reddit не заблокирован на территории Китая из-за низкой популярности, некоторые жители Китая активно делятся там своими впечатлениями от цензуры и запретов.

Я всё ещё помню первый раз, когда столкнулся с блокировкой (я живу в Китае больше семи лет). Когда я впервые сюда попал, Facebook уже была заблокирована. Затем в один день я больше не мог получить доступ к сайту Google, который не соответствовал гонконгскому адресу (Google.hk).

Потом и эта ссылка перестала работать. Потом перестали работать Gmail, карты Google, все приложения Google. Вскоре понимаешь, как обходить запреты, но это настолько неудобно. Правительству легче сворачивать услуги, а не делать их доступными снова.

Январь 2010 года: представители Google заявляют о своем намерении уйти с китайского рынка.

Март 2010 года: компания заявляет о приостановке цензуры и перенаправлении запросов с Google.cn и, соответственно, общего трафика в Гонконг.

К этому привыкаешь. Baidu — Google, Youku — Youtube, Alibaba — Amazon, Weibo и Wechat — Facebook и WhatsApp. VPN для западных ресурсов.

Июнь 2010 года: Google заявляет о последней попытке сохранения присутствия в Китае и размещает добровольную ссылку на гонконгский сайт на домашней странице Google.cn вместо того, чтобы автоматически перенаправлять на него пользователей.

За стеной: как китайский интернет развивается после блокировок иностранных сервисов

Июль 2010 года: китайское правительство возобновляет лицензию на работу Google и соглашается с компромиссом, предложенным американской компанией. Google предоставила китайским пользователям возможность перейти на сайт, расположенный в Гонконге, просто кликнув по ссылке google.com.hk. Рабочие инструменты Google (Google Drive, Google Docs, Google Calendar) в Китае недоступны.

Я живу в Китае, и эти запреты влияют на нас на протяжении многих-многих лет. Обычно просто блокируются сайты, предлагающие регистрацию (например, Astrill создаёт домены специально для жителей Китая, когда остальные блокируются). Также цензурирующие органы могут выполнять глубокий анализ пакетов и находить те, которые автоматически блокируются (если присутствует соединение с другой страной).

Март 2017 года: заблокирован Pinterest, его место начинают занимать аналогичные национальные сервисы: один из них был разработан крупнейшей китайской компанией в сфере интернет-коммерции Alibaba.

Июль 2017 года: правительство объявило об ужесточении мер в отношении VPN.

Цензура в Китае становится намного сильнее в последние недели. Некоторые VPN уже были заблокированы с 1 июля 2017 года. Многие западные фильмы и сериалы были удалены с Acfun и Bilibili. Некоторые книги или электронные книги запрещены без причины. ЛГБТ-контент (видео, фильмы, ТВ) будет запрещен.

Сентябрь 2017 года: WhatsApp заблокирован на территории Китая и не работает без VPN. Такая же судьба постигла Snapchat и Instagram.

Декабрь 2017 года: Skype исчез из китайского App Store и других магазинов приложений: официально приложение не было запрещено, но оно работает настолько медленно, что видеосвязь с его помощью практически невозможна. Google Play не работает без VPN, то есть официально жители Китая не могут загружать из него приложения.

Правительственным запретам также подверглись следующие медиаплатформы: The New York Times, Financial Times, The Wall Street Journal, The Economist, Bloomberg, Reuters, The Independent, LeMonde, L’Equipe, Netflix, Google News, многие страницы Wikipedia, Wikileaks. По данным Investopedia, блокировка китайских версий The Wall Street Journal и Reuters была приостановлена через месяц (но это неточно).

В Китае также запрещены к показу многие зарубежные фильмы, в частности, голливудские новинки. Всего в течение года на китайских экранах могут быть показаны 34 иностранных ленты. Эта мера предпринимается для стимулирования развития отечественного кинематографа: у китайского технологического гиганта Alibaba даже есть своя компания по производству фильмов.

Так как тема независимости Тибета в Китае находится под цензурой, сторонники движения за его автономию не могут въезжать на территорию Китая: например, Ричарду Гиру и Харрисону Форду въезд на территорию КНР запрещён. Брэд Питт также попал в этот список за съемки в фильме «Семь лет в Тибете».

Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» был запрещён в Китае через две недели после успеха в прокате, так как он составил большую конкуренцию «домашним» картинам.

Интернет по-китайски

Китайский Google — Baidu

За стеной: как китайский интернет развивается после блокировок иностранных сервисов

По данным на апрель 2017 года, доля поисковых запросов в Google на китайском рынке составляет всего 1,84% от общего числа. Наиболее популярной поисковой системой в Китае является китайская Baidu с долей 76% на рынке, являясь практически монополистом.

В отличие от Google китайский Baidu выдает минимальное количество ссылок на иностранные сайты. Также на первой странице практически нет органических результатов, основную выдачу составляют рекламные предложения.

Им Baidu предлагает широкий спектр маркетинговых решений с возможностью показа через партнёрские веб-страницы и главный сайт поисковика. Эта система популярна у пользователей, потому что она быстро интерпретирует иероглифы и за счёт этого выдаёт китайскому пользователю более качественный контент.

Китайский WhatsApp — WeChat

Приложение WeChat разработала китайская компания Tencent. Сначала оно дублировало интерфейс и функции заблокированного WhatsApp. Сейчас его можно использовать не только для звонков и обмена сообщениями, но и для оплаты онлайн-покупок и игр. Здесь также есть развлекательная функция записи сообщения, которое потом отправится неизвестному человеку.

Китайский Twitter — Weibo

140 символов, возможность поделиться сообщениями в ленте — Weibo, запущенный компанией Sina Corp, фактически дублирует функции Twitter. Его единственное отличие от глобальной сети заключается в обособлении китайского сообщества от подвергаемого цензуре контента. На Weibo пользователи скорее будут делиться событиями из своей жизни, чем ввязываться в политические дискуссии — таковы особенности китайского менталитета.

Китайский Facebook Messenger — QQ

Приложением QQ владеет Tencent, разработчик WeChat. Основное отличие от Facebook Messenger заключается в том, что эта программа разработана скорее для компьютера, чем для мобильных устройств. Для использования QQ также не нужен номер мобильного телефона.

Китайский Youtube — Youku

Youku — это крупнейший китайский видеопортал, на который каждый может загружать свои видеоролики. Весь контент ресурса контролируется китайским правительством, любая критика коммунистической партии подвергается цензуре. На Youku также есть знаменитые йоукерсы (почти ютьюберы), которые зарабатывают в основном на рекламе продукции Alibaba. Youku совмещает бизнес-стратегии Netflix, Hulu и YouTube, также выпускает сериалы под собственным брендом.

Что насчёт VPN

Корпорации с офисами в Китае могут зарегистрировать свои VPN-сервисы с согласия цензурных органов, заплатить отчисления и спокойно пользоваться услугами анонимайзера. Также есть официально зарегистрированные китайские VPN, которые работают без перебоев. При использовании зарегистрированных правительством VPN камнем преткновения становится приватность информации, которая не может быть гарантирована.

31 марта 2018 года китайские власти заявили о грядущем запрете неавторизованных VPN-приложений, дающих китайцам доступ к сайтам, находящимся в чёрном списке у правительства. Как пишет Bloomberg Businessweek, многие сервисы уже были ранее забанены, несколько операторов были арестованы.

Компания Apple ещё летом прошлого года начала удалять сервисы VPN из китайской версии App Store. VyprVPN, ExpressVPN, NordVPN и сокращающееся количество других компаний продолжает свою работу, арендуя дополнительные облачные серверы у Amazon Web Services.

Кроме того, при использовании VPN многие китайские сайты начинают работать некорректно: например, видео на Youku не воспроизводятся. Это объясняется техническими особенностями анонимайзера: с его помощью китайский IP маскируется под IP в другой стране.

3434
253 комментария

звучит стремно

52

Если исходить с точки зрения цензуры, то это ужасно.
С другой стороны, поддержка и развитие своих компаний дает несомненные плюсы. Топ 10 ИТ компаний КНР оцениваются в 2+ триллиона, не будь запретов, эти деньги и рабочие места перешли бы корпорациям из США.
В мире всего 3 страны, у которых есть национальные поисковые системы и полный набор сервисов с большой долей рынка (США, КНР, РФ).

35

Больше часть этой "правды" - не правда.
Ограничения обоснованы и разумны, реально спокойно за детей в инетах, даже за подростков. Всякие порванные движения пресекаются на корню и люди в метро читают не чернуху а позитив. Во многом через это и на улицах безопасно вообще везде и всегда

запретными считаются политические темыЭто ж сколько свободного времени высвободилось у сидящих в интернетике экспертов!
Реальный импульс для роста экономики!

27

Комментарий недоступен

От всей этой ситуации можно, конечно, попытаться найти плюсы, но всё-такие это следствие неправильного поведения. Фактически читерства. Есть свободный рынок. Из другой страны для этого рынка создают классные продукты и сервисы. Они раскрутились, стали первыми. Их любят в мире и ими пользуются.

В этот промежуток у представителей некоторых государств зажимает яичко. Особенно после того, как они делают такие же продукты, но они не пользуются спросом по той или иной причине. В этом случаи два пути - уйти из ниши или попытаться лоббировать интересы ограничения доступа к конкурентам, за счёт чего стать фактической монополией на локальном рынке.

Если всё это замаскировать под патриотизм и обернуть в идею "они на самом деле враги", то конечно сработает. Но всё это следствие нечестного поведения.

Есть мнение что честность работает на долгосрочную перспективу, а такие методы позволяют выигрывать краткосрочно. Думаю в будущем эти последствия станут очевидными. Брать пример с таких решений - плохая идея. Лучше пытаться сделать лучше и честно задаваться вопросом - "Почему они должны заплатить мне, а не Google?". Самый лёгкий способ - попытаться его просто запретить. Но чести в таком методе нет, хоть он и приносит результаты.

Продукт от этого не станет лучше, его будут использовать потому что другой нельзя. Но это не значит, что при свободном рынке бы им пользовались на самом деле. Всё на уровне привычки, удобства и там где уже сформировалось комьюнити. И государства такими методами пытаются согнать комьюнити в одно стойло - своё.

8