Будущее Kirill Kazakov
3 718

«Рынок антропоморфных роботов идёт в никуда»

Журналист Лэнс Уланофф — о том, почему ни одна компания не может создать мощного и действительно похожего на человека робота.

В закладки
Лэнс Уланофф

Представьте «Звёздные войны» без C-3PO. R2-D2 никуда бы не делся, но без своего говорливого друга он стал бы просто милой, но непримечательной коробкой для инструментов.

Робот нужен франшизе не только для повествования, но и затем, что мы не можем представить более развитую цивилизацию без человекоподобных машин.

Много лет назад Колин Энгл, генеральный директор компании iRobot, производителя роботов-пылесосов, сказал, что похожих на C-3PO моделей нам не видать до 2050 года. С учётом скорости усовершенствования искусственного интеллекта, микропроцессоров и силовых приводов прогноз показался мне слишком пессимистичным.

Теперь же я думаю, что Колин был весьма великодушен. Откровенно говоря, я вовсе потерял веру в создание автономных, человекообразных роботов после того, как Honda прекратила финансирование проекта ASIMO — одной из самых интересных и многообещающих машин в робототехнике.

На разработку ASIMO компания потратила почти 20 лет, превратив его из неловкого андроида на дистанционном управлении в робота, способного самостоятельно преодолевать лестницы, поднимать бутылку и наливать напиток.

ASIMO так органично переходил с шага на бег, что зрители на презентации были убеждены: внутри робота спрятался человек. К 2014 году ASIMO научился напрямую взаимодействовать с людьми. Тогда я вообразил, будто от создания C-3PO человечество отделяет всего несколько шагов.

Как оказалось, робототехника никогда не была приоритетным направлением для Honda, а на базе ASIMO компания разрабатывала технологии, перекочевавшие затем в автомобили, мотоциклы и грузовики производителя.

Представители Honda не раз подчёркивали, что на ASIMO нет долгосрочных коммерческих планов. Они ни разу не озвучили цену робота, как таковой стратегии развития тоже не было. Улучшения появлялись рывками, с перерывом в несколько лет.

Сокращение финансирования и ликвидация программы ASIMO удручают, но действия Honda были вполне предсказуемы. В конце концов, практически все компании, которым удалось построить мощного и похожего на человека робота, бросили эту затею.

Примерно в то же время, когда я впервые увидел ASIMO, Sony показала мне робота QRIO, ставшего следующим шагом компании в области развлекательных роботов; первым был робопёс AIBO. Андроид от Sony был гораздо меньше ASIMO, но не уступал ему в функциональности.

Он реагировал на прикосновения, двигался и танцевал прямо как цифровой Джон Траволта. Компания даже назначила цену в $78 тысяч. Почему так дорого? Мне кажется, эта сумма отражает затраты Sony на создание нескольких рабочих моделей.

А поскольку компания уже несколько лет продавала робособаку за $2000, я представил, как на рынке появится и антропоморфный робот, скажем, за $4000.

Впрочем, через пару лет проект AIBO свернули, а о QRIO и вовсе забыли. Однако не так давно робопёс вновь появился в продаже — в новом дизайне, но по той же цене. Честно говоря, я, как и прежде, не сильно верю в его потенциал. В США устройство пока не продаётся, и похоже, дело до этого не дойдёт.

I got close to the new @Sony AIBO! #robots #CES2018 https://t.co/1iYuOhpYS2

Автоконцерн Toyota тоже занимается созданием человекоподобных роботов, ориентированных на помощь пожилым людям. Самый известный робот компании — Toyota Partner Robot. Он умеет ходить и играть на трубе. Без шуток, он не один год играл на одной и той же трубе.

Другое творение Toyota — T-HR3, потрясающая машина, по плавности движений не уступающая мастеру тайцзицюань. К сожалению, T-HR3 полностью управляется человеком. Как и ASIMO, роботы Toyota служат своеобразной испытательной площадкой для проектирования более качественных сервоприводов, которыми впоследствии оборудуют другие продукты автоконцерна.

Компания Boston Dynamics занимается развитием Atlas, пожалуй, самого мощного антропоморфного робота на сегодня. Не самый привлекательный внешний вид он с лихвой компенсирует быстротой и ловкостью: Atlas умеет бегать, прыгать и делать сальто. Но, думаю, в домах американцев он не появится ни в скором, ни в далёком будущем, поскольку большая часть разработок фирмы приходится на военные заказы.

Робот Pepper от Softbank — яркое, подвижное и отзывчивое создание. Если не брать в расчёт обновления программного обеспечения, он не сильно изменился за долгое время. Компания намерена запустить Pepper в продажу, сделав из него робота-консьержа.

И наконец, Sophia, несколько отталкивающий человекоподобный робот от Hansen Robotics.

Sophia, по-моему, просто-напросто аниматроник, которого принарядили, чтобы пустить пыль в глаза. Её речевые возможности сильно ограничены, кроме того, она почти неподвижна. Сценаристы сериала «Кремниевая долина» представили куда более забавную версию робота, а во избежание исков назвали её Fiona.

Рынок антропоморфных роботов идёт в никуда. Компании не хотят вкладывать деньги в создание будущего C-3PO, не исключено, что и покупателям такие устройства неинтересны.

Может они и правы, кто знает, ведь лучше всего роботы показывают себя, будучи частью большей технологии или справляясь с узкоспециальными задачами. Робот-пылесос Roomba прекрасно чистит ковры. Грузовой модуль Dragon, разработанный SpaceX, выглядит и работает как любой другой космический корабль, но в него встроены функции самонаведения.

Беспилотные автомобили, как правило, не отличишь от обычных, однако они способны самостоятельно оценивать ситуацию на дороге. Станет ли путешествие на беспилотнике лучше, если в пассажирском кресле будет сидеть C-3PO? Не думаю, хотя было бы интересно понаблюдать.

Тем не менее писатели-фантасты не спешат отказываться от «умных» роботов-помощников вроде тех, что показывают в сериале «Затерянные в космосе». В реальном мире восстание машин вряд ли начнёт армия антропоморфных роботов. Будущий R2-D2, видимо, примет всю работу на себя.

#будущее

{ "author_name": "Kirill Kazakov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435"], "comments": 26, "likes": 14, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 42579, "is_wide": false }
{ "id": 42579, "author_id": 127882, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/42579\/get","add":"\/comments\/42579\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/42579"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118 }

26 комментариев 26 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

Главная проблема антропоморфности — зачем? Зачем создавать робота, который будет готовить, как человек, если эффективнее сделать умную духовку, потом интегрировать ее с умным холодильником через "физические апи". Никто же не делает робота, который будет управлять машиной, или самолетом, тк проще саму машину или самолет сделать сразу роботом.

Ответить
0

VR порно для этого есть, просто надо добавить девайс с фидбеком

Ответить
0

AR + маникен с дырочками. Стартап!

Ответить
0

Робот водитель профитнее для потребителя, чем беспилотное авто.
Только он:
а) сложнее в реализации
б) не выгоден для автопроизводителей (которые, собственно, занимают жирный кусок от числа компаний, занимающихся разработками беспилотников).

Ответить
1

И в чем же профит? Ну кроме космической переплаты за тот же функционал и снижение надежности и безопасности?

Ответить
0

В том, что робот-водитель не привязан к конкретной тачке, очевидно же.
Это значительно расширяет и модельный ряд, и эксплуатационные характеристики. Перестал устраивать седан - переобулся в универсал. Начало барахлить двигло - продал\сдал на капиталку, тебя возят на другой тачке.

По поводу снижения надежности\безопасности - тут, как вы понимаете, все зависит сугубо от реализации.

Ответить
0

С учетом насколько возрастет стоимость если вместо блоков автопилота будут использовать антропоморфного робота то проще его менять вместе с машиной. на счет безопасности тут без вариантов она снизится причем сильно
1. появляются дополнительные точки отказа, увеличивается время реакции
2. робота придется затачивать не под конкретный автомобиль со всеми его нюансами а вообще
так что автопилот как неотемлемая часть машины сделает это значительно лучше, дешевле и безопаснее. Причем стоимость самих блоков на фоне разработок алгоритма и сертификации будет стоить копейки..

Ответить
0

Падажжи, я где-то говорил про дешевле? Я же в первом сообщении черным по белому написал, что да - антропоморфный робот сложнее в реализации (что, соответственно, делает его дороже).
Это, кажется, очевидным.

Речь шла про удобство, а не про стоимость.

Ответить
0

еще раз в чем удобство то тогда? Блоки автопилота не занимают водительского места, в силу ствоей стоимости в отличие от атропоморфного робота можно не парится есть они на машине и есть как тот же АБС.

Ответить
1

| сделать умную духовку, потом интегрировать ее с умным холодильником

Робот и есть тот "интегратор", который возьмёт из холодильника кастрюлю вчерашнего борща и поставит на плиту разогреваться.

Ответить
0

Робот-компаньон для одиноких людей - вполне себе полезная вещь. В вынужденной изоляции иной раз и Алису послушать приятно!

Ответить

Комментарий удален

0

Обличаете чтоле? Ладят как умеют. Я про пожилых и инвалидов в первую очередь говорю, а изолянтов которые с мамой живут из интернета роботами не выгонишь.

Ответить

Комментарий удален

0

Конечно, но не все из "бабок" ходят, и имеют возможность общаться с кем-то, кроме соцработников и редких волонтёров - тем более в больших городах. После 80 часто то бедро ломали, то просто тяжело ходить, задыхаются. Но у них правда и денег нет на робота.

Ответить

Комментарий удален

0

Почему же? Возможно это и смысл бытия - зацикленность. Дальше наши роботы будут создавать других по своему образу и подобию, а те в свою очередь ещё новых и т.д.

Ой блеать чёта меня не отпускает

Ответить
0

Очень просто -- мы живем в мире, сделанном для людей, и именно антропоморфный робот смог бы стать в нём незаменимым помощником, при этом не шокируя окружающих.

Представьте, что у вас есть робослуга. Он моет полы и посуду, стирает одежду и прибирает в комнате, ходит в магазин и готовит еду. Чтобы все это делать, ему просто придётся быть похожим на человека.

Ответить
0

по-моему наоборот:схожесть с человеком вызывает кучу проблем. В научной фантастике уже множество раз поднимались подобные проблемы.

Ответить
0

Антропоморфный робот нужен, чтобы пользоваться интерфейсами для людей, которыми оснащено практически все на свете.
Лестница, ручка двери, шкаф, кран, рычаг, автомобиль и так далее, таблички, знаки, звуковые сигналы - вот это всё.

Ответить
1

Мне нужна твоя одежда и мотоцикл.

Ответить
0

Вся роботизация сейчас упёрлась в создание более-менее сносного ИИ, с возможностью поддержания осмысленного диалога и эмпатией. Это гораздо более ценно и полезно на данном этапе, чем любая навороченная моторика.

А будет ли будущий интеллект на искусственных ногах, гусеничном шасси или в виде умной колонки с двумя лампочками не так уж и важно.

Ответить
1

потом сам себе тело скрафтит =)

Ответить
0

Проблема только в том, что пока что нет достаточно развитого ИИ для управления такой штуковиной в повседневной жизни => проекты сворачиваются не потому, что «ой, мы тут поняли спустя 20 лет разработки, что у антропоморфных роботов нет будущего» (из статьи создаётся такое впечатление)

Ответить
0

Я могу создать. Но мне нужно пару инженеров в придачу и пару мульонов на счет

Ответить
0

Антропоморфность нужна только синтам.

Ответить
0

С первого раза х@й выговорил ...антрофортмлртность

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Ну не знаю, тут в соседнем посте всё нормально с антропоморфностью.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления