{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Хронология развития технологии: человекоподобные роботы Статьи редакции

Как менялись андроиды последние 500 лет.

1495 год

Первый человекоподобный механизм разработал изобретатель Леонардо да Винчи. На каркас робота он надел броню и запрограммировал на имитацию человеческих движений: встать и присесть, двигать руками и шеей. Кроме того, робот обладал анатомически правильным строением челюсти.

1774 год

Швейцарский часовщик Пьер Жаке-До, его сыновья Анри-Луи и Жан-Фредерик Лесшо сконструировали три кукольных автомата: музыканта, художника и писателя. Экспонаты хранятся в Женевском музее искусства и истории и до сих пор функционируют. Их считают одними из отдалённых предков современных компьютеров.

1928 год

Ветеран Первой мировой войны капитан Уильям Ричардс и авиатехник Алан Реффел построили первого британского робота «Эрика». Его создали для открытия выставки Общества модельных инженеров в лондонском Королевском садоводческом зале. На мероприятии он поднялся, поклонился и дал четырёхминутную вступительную речь. Он управлялся двумя людьми, а голос получен в прямом эфире по радиосигналу.

1941–1942 годы

Исаак Азимов сформулировал три закона робототехники в научной фантастике.

  • Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  • Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.

1948 год

Норберт Винер сформулировал принципы кибернетики — основы практической робототехники.

В этом же году General Electric создала первого промышленного робота для работы на атомном реакторе. Его особенность — наличие обратной связи. Оператор наблюдал за перемещениями и чувствовал силу, которую развивал захват манипулятора для более точного управления механизмом.

1969 год

Сербский инженер Миомир Вукобратович и его сотрудники в Институте автоматики и телесвязи имени Михаила Пупина построили антропоморфный экзоскелет на пневматическом приводе для помощи парализованным людям.

1970 год

В Университете Васэда в Токио создали первого электронно управляемого человекоподобного антропоморфного робота Wabot-1. Он состоял из системы управления конечностями, зрением и речью. Он умел общаться с человеком на японском языке и измерять расстояние и направление к объектам, используя внешние рецепторы, искусственные уши, глаза и рот.

Также робот мог ходить, хватать и передвигать предметы руками с помощью тактильных датчиков. Устройство обладало интеллектом полуторагодовалого ребёнка.

Wabot-1

1974 год

Вукобратович совместно с коллегами из НИИ механики МГУ имени Михаила Ломоносова и Центрального государственного института ортопедии и травматологии сконструировали и протестировали первый активный экзоскелет с электромеханическими двигателями.

1980 год

Университет Васэда представил второе поколение своего робота — Wabot-2. Он мог играть на пианино. Игра на музыкальном инструменты была настроена как интеллектуальная задача, которую приходилось выполнять роботу. Так как для выполнения этой задачи требуется человекоподобный интеллект и ловкость, разработку определили как специализированного робота, а не универсального, как Wabot-1.

Wabot-2 умеет разговаривать с человеком, читать обычную музыкальную партитуру и играть мелодии средней сложности на электронном органе. Также он может сопровождать человека, когда он слушает пение.

1985 год

Японский конгломерат Hitachi разработал двуногого робота WHL-11. Он мог ходить по плоской поверхности со скоростью 10 секунд на каждый шаг и умел поворачиваться.

1986 год

Honda разработала семь двуногих роботов, которые маркировались от E0 до E6. Разработка серии продолжилась до 1993 года. Это были экспериментальные роботы, которые превратились в серию P. Она, в свою очередь, была промежуточным этапом в создании робота Asimo и проекта Humanoid Robotics Project.

1988 год

В Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории создали полномасштабного антропоморфного робота Мэнни. Он не умел ходить, но мог ползать и обладал искусственной дыхательной системой для имитации дыхания.

1995 год

В Университете Васэда разработали робота Hadaly для изучения связи между человеком и роботом. Он состоит из трёх подсистем: голова-глаз, система голосового управления для прослушивания и выступлений на японском языке и подсистема правления движениями. В этом же году они представили двуногого ходового робота размером с человека Wabian.

2000 год

Honda создала одного из самых известных в мире роботов — Asimo. Это многофункциональный помощник, который призван помочь людям с плохой мобильностью. Он умеет распознавать объекты, жесты, звуки и лица, позволяя взаимодействовать с людьми. Последнюю версию робота выпустили в 2014 году.

История развития Asimo

2001 год

Японский ИТ-производитель Fujitsu реализовал коммерческого человекоподобного робота HOAP, который стал первым свободно программируемым роботом. Его целевая аудитория — учёные и исследователи робототехники.

2002 год

Sony объявила о разработке робота Sony Dream Robot. Его способности значительно превосходили возможности предыдущих двуногих роботов. Он передвигался по лестницам, обходил препятствия и сопротивлялся попыткам опрокинуть его. Более того, при случайном падении он вставал обратно.

2003 год

В Техническом университете Мюнхена построили робота Johnnie. Его главная цель — добиться быстрой, динамически стабильной человекоподобной походки.

2004 год

Осакский университет совместно с компанией Kokoro создали робота Actroid с реалистичной силиконовой кожей. Это первый пример правдоподобного человекоподобного робота, похожего на устройства из научной фантастики. Робот умеет распознавать и обрабатывать речь, отвечать на вопросы. Благодаря искусственному интеллекту устройство реагирует на прикосновения.

2006 год

Aldebaran Robotics во Франции представила автономного программируемого человекоподобного робота NAO с открытым исходным кодом. Его используют университеты в качестве исследовательской платформы и образовательного инструмента.

REEM-A стал первым полностью автономным европейским двуногим человекоподобным роботом, предназначенным для игры в шахматы с двигателем Hydra Chess.

2005 год

Британская компания Engineered Arts создала роботизированного актёра RoboThespian. Его миссия — просвещать, общаться, взаимодействовать и развлекать.

2006 год

Корейский институт науки и техники создал роботов Mahru и Ahra. В отличие от предшественников, они могут загружать искусственный интеллект из сети.

2007 год

TOSY Robotics JSC представила игрового робота TOPIO для игры в настольный теннис.

Университет Васэда создал робота Twendy-One для оказания помощи на дому.

Канадский робототехник любитель создал робота Aiko. Он умеет разговаривать, читать, распознавать предметы и цвета и решать математические задачи. Это первый робот, который может имитировать боль и реагировать на физические раздражители.

2008 год

В Массачусетском технологическом институте создали мобильного робота Nexi. Это мобильный-способный-социальный робот. Он передвигается на колёсах, а руки разделены на плечо, предплечье и кисть, благодаря чему он может передвигать предметы до 5 кг. Робот может двигать глазами, бровями, веками и ртом.

2009 год

Итальянский институт технологий представил робота iCub с открытым исходным кодом для исследования человеческого познания и искусственного интеллекта.

2010 год

NASA и General Motors показали Robonaut 2. Задача робота — помочь на МКС астронавтам в их повседневной работе внутри и снаружи станции. В 2011 году робота успешно запустили на МКС.

2012 год

Французский скульптор Гаэль Ланжевин разработал робота InMoov. Он состоит из компонентов, напечатанных на 3D-принтере, и управляется микроконтроллерами Arduino. Его особенность в том, что его легко напечатать с помощью небольшого принтера (12x12x12 см), а системные файлы распространяются по лицензии Creative Commons. Поэтому робота используют университеты, лаборатории и любители робототехники.

Демо-видео InMoov в 2015 году

2013 год

Директор института медиаинноваций Наньянского технологического университета в Сингапуре Надя Тальманн создала социального робота Надин. Это автономный робот, который учится при каждой встрече нового человека.

Надин приветствует людей, сохраняет зрительный контакт, и запоминает разговоры. Робот может общаться на нескольких языках, имитировать эмоции в жестах и на лице, а также распознавать людей, с которыми общался раньше. Надин помнит факты и события, связанные с каждым знакомым ей человеком.

В этом же году Boston Dynamics разработала человекоподобного робота Atlas. Его дизайн и производство контролировалось агентством Министерства обороны США. По словам разработчиков, робот предназначен для поисково-спасательных операций. Сейчас он считается одним самых развитых роботов в мире. Atlas умеет прыгать, ходить, преодолевать полосу препятствий и переносить вещи. Также он первым научился делать сальто.

Обновлённое видео 2018 года, где Atlas занимается паркуром

2014 год

Японская компания SoftBank Robotics представила полугуманоидного робота Pepper, разработанного с возможностью считывать эмоции благодаря способности анализировать выражения и голос. Сейчас Pepper используется в роли администратора в нескольких офисах в Великобритании и может идентифицировать посетителей благодаря технологии распознавания лиц, отправлять оповещения для организаторов встреч, и предлагать напитки.

На выставке японской электроники Toshiba представила робота Aiko Chihira, который создан для работы на информационной стенде в токийском торговом центре, где помогает клиентам ориентироваться в магазине. Устройство говорит на японском и на языке жестов и имитирует движения человека.

2015 год

Гонконгская компания Hanson Robotics разработала робота Софию. Её спроектировали по актрисе Одри Хепберн. Устройство получило известность благодаря человекоподобному внешнему виду и поведению.

Робот обладает искусственным интеллектом, функциями обработки визуальной информации и технологией распознавания лиц. Он умеет имитировать человеческие жесты, мимику, отвечать на вопросы и беседовать на простые заранее определённые темы.

Робот София в эфире программы «Вечерний Ургант» в 2017 году

2016 год

Команда Стэнфордского университета во главе с профессором информатики Уссама Хатибом представила подводного человекоподобного робота с тактильной обратной связью OceanOne. Устройство предназначено для глубоководных исследований. Робот оснащен бимануальными руками, стереоскопическим зрением, восемью двигателями для управления и датчиками, объединяющими силу и тактильную обратную связь.

2017 год

Испанская компания PAL Robotics разработала робота Talos, который помогает «работать над физически сложными и точными задачами, выполняемыми в агрессивных или неудобных промышленных условиях». То есть робот сможет не только исследовать поверхность, как многие устройства, но и перейдёт к выполнению полезных задач.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Kenig

А где же проект InMoov ??? Считаю сто счас это лучший проект с открытыми исходными данными и каждый может создать себе робота, нужен лишь принтер и «пару» деталей.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Крецу
Автор

Спасибо, добавили!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

Эдуард, в основе человека находится "основной инстинкт" вокруг которого накручено все остальное.
;]

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Korolkov

"дейвиджонсоподобных" - улыбнуло. Но и вправду, использование уже существующих природных дизайнов передвижения, появившихся в результате долголетней эволюции, и взаимодействия с окружающей средой (ласты, щупальца, плавники) показывают себя эффективными в той среде, в которой они работают.

Ответить
Развернуть ветку
hyposlasher

В реальной жизни паукообразный робот был бы гораздо функциональнее, динамичнее, маневриннее, универсальнее итд

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zamyatin

В статье явно не хватает целого пласта робототехники. Как известно, секс - двигатель прогресса.
2018. Harmony

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гагарин

Человекоподобного робота, играющего на флейте, разработали школьники из Лаборатории молодежной робототехники Университета ИТМО http://edurobots.ru/2019/05/elsa/

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда