Можно ли оцифровать психолога? Как сделать эффективный онлайн-сервис психологических консультаций

Потребность в психологической помощи в России в 2022 году выросла на 42%. Сегодня 78% опрошенных россиян признаются, что сталкиваются с проблемами, которые сложно перенести без поддержки других людей.

Можно ли оцифровать психолога? Как сделать эффективный онлайн-сервис психологических консультаций

В целом 60% россиян допускают обращение к психологам. Но при этом личный опыт взаимодействия с психологом имеют 30% опрошенных. А регулярно посещают психолога всего лишь 2%.

Огромное число людей нуждаются в профессиональной помощи психолога, но по разным причинам ею не пользуются.

В основном люди стараются справляться со своими проблемами самостоятельно — так поступают 43% опрошенных. Но почти столько же (37%) не могут обратиться за помощью, потому что психолог — это дорого, требует времени, возможности уединиться, и нужно открываться незнакомому человеку, а это бывает стыдно и страшно.

Сделать психотерапию доступнее могут технологические решения. Но когда речь заходит о технологиях в такой тонкой и интимной теме, как человеческая психика, то способность техники помочь с их решением вызывает недоверие и сомнения.

Однако технологический тренд невозможно остановить: давно уже ведутся разработки AI-решений в нише mental health. На зарубежном рынке — это широко известные проекты Woebot, Wysа, Replika. На российском рынке AI-решения еще не так популярны, но попытки уже есть — это сервисы Лея, Сабина, Faino, решения от iCognito.

Как работает большинство психологических онлайн-сервисов

Существующие решения пытаются оцифровать работу психолога, и у некоторых есть хорошие кейсы. Но проблема в том, что серьезные запросы в формате психотерапии эти сервисы не помогут разрешить. И вот почему.

Условно все психологические боты можно разделить на два вида:

  • Транзакционные — это жестко алгоритмизированные боты, которые преднастроены по определённому сценарию. Из раза в раз клиент проходит один и тот де маршрут, вне зависимости от того, с чем он пришел и какой у него прогресс произошел.

    Такие боты хороши в автоматизации рутинной деятельности, например, для заполнения дневников настроения или в качестве библиотеки, в которой хранятся психотехники для использования по требованию.

    Но боты не могут гибко адаптироваться под клиента и его запрос, не умеют выявлять мишени терапии, строить план терапии и проводить ее.

    Когда клиенту требуется реальная помощь, такие боты чаще всего предлагают связаться с их психологами и поработать индивидуально.

    Схема рабочая, но есть ограничения, которые мешают людям обращаться к психологам. И тогда человек, допустим, со “стыдной” темой запроса так и остается без решения.

  • Генеративные — это боты, обученные на больших данных. Они умеют понимать клиента, гибко подстраиваться под его запрос.

    Такой бот выглядят интереснее и живее, есть ощущение, что он тебя понимает. В качестве набора данных разработчики берут психологические форумы с вопросами-ответами психологов.

    Во-первых режим вопрос-ответ – это не режим психотерапии, где есть гипотезы, стратегия и тактика терапии. А во-вторых психологов в интернете много, и не все те психологи, кто называет себя таковыми. Поэтому назвать такую выборку качественной сложно.

    Кроме того, сами разработчики не знают, что ответит бот. Если клиент уведет разговор в другое русло, бот не способен будет вернуть его к решению запроса. В конечном счете такие боты это интересные «болталки» на тему психологии, но не более.

Таким образом, существующие боты не могут стать достойной альтернативой работе с живым психологом. И наш условный клиент будет продолжать копить проблемы, пока нерешенная проблема не скажется на здоровье, не разрушит отношения, карьеру и так далее. Тогда он будет вынужден согласиться на неудобные условия личной работы с психологом: платить любые деньги, искать время, место, и идти в свой страх и стыд.

Неужели все так плохо, и психотерапию нельзя сделать доступнее за счет технологий?

Кейс сервиса «Буду рядом»: психолог виртуальный, но живой.

Основатель проекта «Буду рядом» утверждает, что знает, как создать решение, способное заменить личного психолога. Марина Соколова создает виртуального психолога — сервис личной психотерапии в формате переписки на базе искусственного интеллекта и живой работы психологов.

Марина Соколова — магистр бизнес-информатики (НИУ ВШЭ), с 10-летним опытом в ИТ, практикующий психолог.Проект «Буду рядом» начал с живой работы психологов через интерфейс чат-бота, постепенно накапливая качественные данные. Их будут применять с помощью технологий обработки естественного языка, систематизации и использования знаний.

“Мы не хотим создавать очередной унифицированный чат-бот, которым никто серьезно не пользуется. Мы за индивидуальный подход и делаем сервис, в котором тактика и стратегия терапии подбирается под конкретного клиента и его запрос. Но при этом гибкость системы должна быть ограничена рамками психотерапии. Поэтому в своем решении мы будет использовать гибридный подход, используя технологии транзакционных и генеративных ботов, технологии NLP/NLU, machine learning.

Мы будем создавать большую многофакторную сеть, которая будет динамически собираться под клиента и актуализироваться по мере работы с клиентом. Чем дольше клиент будет пользоваться сервисом, тем точнее и эффективнее будет помощь. На самом деле, так работает живой психолог. Он диагностирует клиента, строит гипотезы, выявляет мишени терапии и формирует стратегию терапии. По ходу терапии он может стратегию менять.”

Марина Соколова, основатель проекта "Буду рядом".
Основатель сервиса "Буду рядом" рассказывает о проекте.

Марина Соколова отмечает, что формат психотерапии в переписке имеет свои существенные особенности, поэтому у проекта есть внутренняя методология работы в переписке, разработанная психологами с 20-летним стажем.

Второй шаг развития проекта «Буду рядом» — создание цифрового профиля клиента и обучение нейросети рекомендательного характера. Она будет диагностировать клиента, выявлять мишени терапии и выдавать рекомендации для психологов, чтобы усиливать их работу.

И третий шаг – доведение работы сервиса до возможности принимать решения относительно мишеней, стратегии и тактики терапии, а также до возможности проводить ее, постоянно актуализируя план по мере работы с клиентом.

“Наша миссия — помочь людям стать счастливее, предоставив доступные психологические услуги. Технологии помогут нам усилить качество и скорость терапии, и сделать действительно востребованную помощь доступнее”.

Марина Соколова, основатель проекта "Буду Рядом".

Виртуальный психолог «Буду рядом» выходит в коммерческое использование 23 января 2023 года. Проект открыл предзаказы на услуги сервиса с помощью краудфандинга. Оформить подписку по специальной цене предзаказа, которая сохранится навсегда, можно до 15 января 2023 года.

Средства, полученные от предзаказов, проект реинвестирует в расширение: найм и обучение команды психологов.

Все вопросы можно задать основателю проекта напрямую в Телеграме: @SOKOLOVAMK

22
5 комментариев

Надо размещать на вуман.сру и т.п. здесь клиентов не найдете.
Но там люди ограниченные, могут вообще не вдуплять, что такое обучение нейросети.

1
Ответить

Нужно больше психологинь

1
Ответить

Даже живые психологи и то иногда такую чушь несут. А вы говорите, оцифровать. Нет, ну бабки-то на этом собрать можно, 40 т.р. уже собрали, так что идея сбора денег хорошая.

Ответить

Согласна, не все психологи - это действительно хорошие психологи. Одна из задач - задать высокую планку качества услуг, за счет обучения, стандартизации работы и постоянного сбора обратной связи.

Ответить

Оцифруйте врача Гинеколога или стоматолога и станете Триллинерами !

Ответить