{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Применение чат-ботов для проверки знаний

Почему чат-бот?

Чат-боты - это компьютерные программы, которые используют человеческий язык для взаимодействия с людьми через интерфейс чата. Они могут быть использованы для различных задач, включая тестирование знаний.

Применение чат-ботов для тестирования знаний имеет несколько преимуществ. Во-первых, чат-боты могут быть легко доступны и использоваться в любое время, что позволяет проводить тестирование в удобное для пользователей время.

Во-вторых, чат-боты могут автоматически оценивать ответы пользователей, что упрощает процесс тестирования и сокращает время, затрачиваемое на оценку результатов.

В-третьих, чат-боты могут быть настроены для адаптации к уровню знаний пользователя, что позволяет проводить персонализированное тестирование.

Способы тестирования

Существует несколько способов, которыми чат-боты могут использоваться для тестирования знаний. Один из способов - это проведение тестов (викторин) через чат-бота. Пользователь может получить вопросы через чат-бота и дать ответы, которые будут оценены автоматически. Этот метод может быть полезен для проведения быстрого тестирования знаний на определенную тему.

Другой способ использования чат-ботов для тестирования знаний - это проведение более детального и глубокого тестирования с использованием различных типов вопросов. Например, чат-бот может использовать множественный выбор, открытый вопрос или даже речь или изображения для тестирования знаний.

Еще один способ использования чат-ботов для тестирования знаний - это проведение тестов в режиме реального времени. Например, чат-бот может задавать пользователю вопросы по мере того, как пользователь просматривает видеоматериал или презентацию. Этот метод может быть особенно полезен для обучения и проверки знаний в образовательных учреждениях.

Подготовка вопросов и ответов к ним

Это самый важный этап в разработке теста. Набор вопросов заранее готовится и тщательно проверяется (как говорится... каков вопрос – таков и ответ). Есть определенные требования к составлению вопросов и особенно ответов.

- Сформулируйте тестовые вопросы просто и понятно. Постарайтесь быть как можно более точными в выборе слов. Ведь они могут иметь несколько значений в зависимости от разговорного употребления и контекста.

- Все неправильные варианты ответов должны быть абсолютно разумными и правдоподобными. Это непростая задача, но избегайте возможности сделать их слишком очевидными и таким образом облегчить прохождение теста. Поскольку это снижает достоверность теста.

- Убедитесь, что большинство ваших правильных ответов не находятся на первых позициях. Сделайте правильные ответы в хаотичном порядке, чтобы сложно было отследить некий шаблон или закономерность.

- Неправильные, но похожие на правильные (и поэтому правдоподобные) ответы называются дистракторами (от англ. distract – отвлекать). Они используются для отвлечения внимания от правильного ответа тех, кто либо совсем не знает правильный ответ, либо пытается угадать его во время тестирования. Сделать неправильные ответы правдоподобными – одна из самых сложных задач разработчика теста.

Структура чат-бота

Структурная схема чат-бота для проверки знаний состоит из:

  • модуля генерации вопроса
  • модуля получения ответа от тестируемого
  • модуль оценки ответа
  • модуль анализа результатов тестирования

В настоящее время модуль генерации вопросов заменяют базой данных с готовыми вопросами и вариантами ответов. В конструкторах чат-ботов базу данных заменяют списками, таблицами, Google таблицами.

Модуль получения ответа в чат-боте может быть представлен сообщением с кнопками. В сообщении выводится очередной вопрос, а в кнопках - варианты ответов. При тестировании с множественными вариантами ответов необходимо организовать регенерацию текста кнопок (которые уже были нажаты) и пометки их определенным флажком (значком). При таком варианте добавляется еще кнопка "Отправить ответ".

Модуль оценки ответа формирует оценку основываясь на информации из базы данных и ответа тестируемого. При моновариантных ответах достаточно определить нажатие "правильной" кнопки и прибавить балл за правильный ответ к общему результату. При тестировании с множественными вариантами ответов необходимо хранить в базе данных веса (коэффициенты) для каждого варианта ответа. Для неправильных вариантов коэффициенты выставляем отрицательными. Вычисляем формулу результата как сумму всех коэффициентов нажатых (помеченных) кнопок.

Модуль анализа результата тестирования, в зависимости от требований, выдает либо оценку, либо ответ прошел/не прошел (зачет/не зачет) и т.д. А так-же формирует подробный отчет о прохождении теста испытуемым.

Особенности Telegram чат-бота

Для ботов работающих с мессенджером Telegram, кроме сообщений с кнопками, можно использовать метод Telegram Bot API - SendPoll. Этот метод используется для проведения опроса.

Для тестов с моновариантными ответами можно включить режим quiz, что добавить эффектности при тестировании. При выборе правильного ответа Телеграм формирует красочный фейерверк.

При тестировании с множественными вариантами ответов необходимо использовать параметр allows_multiple_answers=true.

Метод SendPoll позволяет задавать интервал времени для контроля длительности ответа. По истечении этого интервала, ответ уже не засчитывается методом. На каждый вопрос можно устанавливать свой интервал времени.

Ограничения

Однако, использование чат-ботов для тестирования знаний имеет и свои ограничения. Например, чат-боты не всегда могут оценить ответы пользователей точно и корректно. Также, чат-боты не могут полностью заменить интерактивное общение с преподавателем или экспертом в той или иной области.

Несмотря на эти ограничения, чат-боты могут быть полезным инструментом для тестирования знаний в некоторых случаях. Например, они могут быть использованы для проверки базовых знаний или понимания ключевых концепций в определенной области.

Чат-боты также могут быть полезны для автоматизации повторяющихся задач, таких как проверка орфографии или грамматических ошибок в текстах. В этом случае чат-бот может быстро и точно определить наличие ошибок и предложить исправления.

Однако, для более сложных вопросов и заданий, когда требуется анализ контекста и понимание специфики ситуации, чат-боты могут оказаться недостаточными. В таких случаях может потребоваться участие преподавателя или эксперта для более точной оценки ответа и дальнейшей обратной связи.

Также стоит учитывать, что чат-боты могут быть подвержены ошибкам и не учитывать все возможные варианты ответов. Поэтому важно разработать хорошо структурированный и точный набор вопросов и ответов, чтобы обеспечить максимально точную оценку знаний пользователей.

В целом, чат-боты могут быть полезным инструментом для тестирования знаний в некоторых случаях, но не могут полностью заменить интерактивное общение с преподавателем или экспертом.

Следующий шаг в построении чат-бота для проверки знаний

Сейчас наступает эра "Искусственного интеллекта". Со всех "утюгов" говорят о chatGPT. А если в структуре чат-бота в модуле генерации вопроса, вместо базы данных, подключить "огромную" базу знаний? Идея интересная, но что нужно для подключения нашего чат-бота к "Искусственному интеллекту"?

  • Выбрать языковую модель нейросети с возможностью ведения диалога и дообучения.
  • Подключаем ее по API к нашему чат-боту.
  • Необходимо, если нужно, дообучить выбранную модель согласно специфике материала по тестированию
  • Нейронной сети задаем режим, что она является "экзаменатором"
  • Просим ее сгенерировать вопрос с вариантами ответов
  • От тестируемого получаем один из ответов и возвращаем его нейросети для оценки
  • Получаем оценку, учитываем ее в общем результате и просим сгенерировать следующий вопрос. И так по циклу, пока не наберем необходимое число вопросов

Обо мне

Я, Митряев Владимир, разработчик чат-ботов на конструкторе чат-ботов Лидтех. Всем кому интересна тема чат-ботов регистрируйтесь по ссылке: https://app.leadteh.ru/register?ref_id=2222

Телеграм канал: https://t.me/lifehack_Leadtex

Спасибо вам за то, что дочитали до конца. Буду рад ответить на вопросы или комментарии по теме :-)

0
1 комментарий
Дмитрий

Все понятно и доступно объяснил. Без воды. Можно самим разобраться, а если не хочется этого делать, то пишите.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда