Будущее Anisimov Konstantin
196

Суверенные облака

Российский рынок облачных сервисов в денежном выражении едва ли занимает один процент от общих доходов облаков в мире. Тем не менее, периодически возникают международные игроки, заявляющие о своем стремлении побороться за место под российским солнцем.

В закладки

В 2019 году голландская Leaseweb анонсировала желание предоставлять в России услуги публичных и частных облаков, выделенных серверов, колокации, сетей предоставления информационного контента (CDN) и информационной безопасности. И это несмотря на присутствие здесь крупнейших международных игроков (Alibaba, Huawei и IBM).

В 2018 году российский рынок облачных услуг вырос на 25% по сравнению с 2017 годом и достиг 68,4 млрд руб. Объем рынка IaaS («инфраструктура как сервис») по разным источникам составил от 12 до 16 миллиардов рублей. В 2019 году показатели могут быть на уровне от 15 до 20 млрд руб. При том, что объём глобального рынка IaaS в 2018 году составил порядка $30 миллиардов. Из них почти половина выручки приходится на Amazon. Еще порядка 25% - занимают крупнейшие мировые игроки (Google, Microsoft, IBM и Alibaba). Оставшаяся доля приходится на независимых международных игроков.

Будущее начинается сегодня

Насколько же перспективно облачное направление в российских реалиях и как ему способен помочь или помешать государственный протекционизм? Например, можно обязать государственные компании полностью отказаться от импортных программных решений и оборудования. С другой стороны, подобные ограничения помешают конкуренции и ставят госкомпании в заведомо неравные условия с коммерческими структурами. Сегодня, особенно в финтехе, конкурируют на уровне технологий. И если, например, госбанкам придется выбирать не лучшие технологические решения, а лишь те, что имеют российскую прописку, любому конкурирующему коммерческому банку останется лишь хлопать в ладоши и смотреть, как чудесным образом доля рынка завоевывается сама по себе.

По оценке iKS-Consulting российский рынок облачных услуг в ближайшие годы будет расти в среднем на 23% в год и по итогам 2022 года может достичь 155 млрд руб. Причем, мы не только импортируем, но и экспортируем облачные сервисы. Доля зарубежных заказчиков в доходах отечественных облачных провайдеров составляет 5,1%, или 2,4 млрд руб., в сегменте SaaS. Выручка в сегменте Infrastructure as a Service (IaaS, серверы, хранилища данных, сети, операционные системы в облаке, которые клиенты используют для разворачивания и запуска собственных программных решений) на зарубежных клиентов в прошлом году приходилось 2,2%, или 380 млн руб.

Собственно, мы имеем две разнонаправленные концепции развития российского рынка облачных сервисов. С одной стороны, изоляционизм и курс на полное импортозамещение внешних сервисов, а с другой, открытый рынок и амбиции по завоеванию мира. Какая из стратегий в России имеет наибольшие перспективы? Не хочется думать, что только первая.

Какие доводы у сторонников плотных «цифровых заборов»? Национальная безопасность, защита отечественного рынка от международной экспансии и поддержка ключевых локальных игроков. У всех на виду пример Китая с Alibaba Cloud. Государство прикладывает немало усилий для того, чтобы местные парни оставались в своей стране вне конкуренции.

Однако внутренними амбициями китайские компании вовсе не ограничиваются, и их опыт показывает, что это наиболее оптимальная стратегия. На сегодня облако Alibaba – является уже третьим в мире. Более того, китайцы полны амбиций сместить с пьедестала Amazon и Microsoft. Фактически, мы видим появление «большой облачной тройки».

Россия в облаках

Какие же шансы у России всерьез и надолго появиться на мировой облачной карте? В стране немало талантливых программистов и компаний, способных предложить конкурентоспособный продукт. В «облачную» гонку совсем недавно подключились новые игроки с серьезными амбициями, такими как Ростелеком, Яндекс и Mail.ru, обладающих приличным технологическим потенциалом. Причем настоящую битву я ожидаю, конечно, не между облаками так таковыми, а между экосистемами. И тут на передний план выйдут не столько базовые IaaS услуги, а новые поколения облачных услуг – микросервисы, edge сcomputing и serverless. Ведь базовый IaaS сервис стал уже практически «коммодити» и только многочисленные дополнительные облачные услуги позволят плотно привязать к себе пользователя. И поле этой будущей битвы — интернет вещей, умные города и умные, а в ближайшем будущем уже и беспилотные, авто.

Какие конкурентные преимущества способны предложить российские компании и есть ли у них перспектива? Если учитывать, что российский рынок, один из немногих в мире, который не сдался под напором Google и Amazon, то я считаю, что шансы есть. Возможно одно из лучших соотношений цена/качество у нашего образования в мире, наша близость к западной культуре, наработанный опыт ведения бизнеса, в том числе международного (ведь 30 лет назад такого опыта не было в принципе), появившийся опыт создания IТ-продуктов мирового класса (AmoCRM, Bitrix24, Veeam, Acronis, Dodo, Tinkoff, Cognitive – их уже не так и мало) – все это те плюсы, которые могут помочь нам в мировой конкуренции. А недавнее соглашение между Яндекс и Hyundai Motors о сотрудничестве в области беспилотных авто только добавляет уверенности, что российские компании могут и должны бороться за существенный кусок мирового облачного «пирога».

На руку российским компаниям тут играет и ситуация с «приземлением» глобальных ИТ сервисов в соответствии с требованиями национальных законодательств. Национальные правительства вовсе не в восторге от доминирования американских сервисов на их территориях, и прошлогодний рекордный штраф в $5 млрд сторону Google в Европе яркое тому подтверждение. Европейский GDPR или российский «Закон о хранении персональных данных», например, сейчас предъявляют довольно четкие требования к месту хранения пользовательских данных. А это значит, что у локальных сервисов появляются определенные преференции и даже относительно небольшие игроки смогут конкурировать с глобальным компаниями благодаря своей гибкости, способности к партнерствам, адаптируемости и скорости. Главное – ставить себе такие задачи, иметь амбиции не только бесконечно «обороняться» от глобальной конкуренции, но и активно в ней самим участвовать.

Что я лично жду от рынка облачных сервисов в России и в Европе в 2019 году?

Самое основное и первичное, это то, что мы продолжим консолидацию рынка. И уже из этого факта, собственно, вытекают две тенденции.

Первая, технологическая. Консолидация позволит ведущим игрокам больше фокусироваться на разработке и внедрении новых технологий в облаках. В частности, моя компания участвует в развитии технологий бессерверных вычислений (serverless) и я знаю, что таких проектов в 2019 году мы увидим достаточно много и на разных рынках. Монополия большой тройки Amazon, Google и Microsoft в предоставлении услуг бессерверных вычислений начнет рушиться и в этом, я надеюсь примут участие и российские игроки.

Вторая, и, пожалуй, даже более важная – консолидация задает очевидный четкий курс на клиента, потому что у лидеров рынка это получается очень хорошо и, если хочешь остаться на рынке, надо соответствовать его тенденциям. Современному клиенту нужны не только технологически передовые облачные сервисы, но и качество предоставления этих самых сервисов. Поэтому проекты, которые сумеют нащупать баланс между своей прибыльностью и глубинными интересами заказчика имеют все шансы стать успешным. Персонификация, удобство и простота продукта – все больше играют ключевую роль. Пользователям облаков хочется понимать, какой эффект дает сервис для его бизнеса, зачем это ему делать и как на это потратить как можно меньшее количество времени и средств. «Задний двор» вашего продукта может быть бесконечно сложным и технически продвинутым, но использование должно стать максимально простым и незаметным. Причем эта тенденция идет даже в «тяжелые» корпоративные сервисы, где давно правили бал VMWare и другие традиционные ребята. Сейчас им явно придется потесниться. И это хорошо и для индустрии, и самое главное, для клиентов.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Anisimov Konstantin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 64615, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 16 Apr 2019 07:55:40 +0300" }
{ "id": 64615, "author_id": 273792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64615\/get","add":"\/comments\/64615\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64615"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }