Нейросеть посягнула на коллективное бессознательное Юнга. Chat GPT VS Сплетни

Персонифицируешь признавайся?
Персонифицируешь признавайся?

Персонификация — представление природных явлений и сил, объектов, отвлечённых понятий в образе действующих лиц, в том числе человека, или признание за ними человеческих свойств. Приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям, явлениям или ботам.

Понятие персонификация употребляется в философии, социологии, психологии (например, «персонификация сознания»). Психологически в основе персонификации лежит механизм проекции, который в социологии описывается как «стремление индивида переложить на кого-либо вину за события или ситуации, вызывающие фрустрацию».

Только я написала статью: Об опасности нейросети и матери Терезы. Как на VC вышла новость о том, что нейросеть будет писать нам новости:

Associated Press заключило сделку с OpenAI — материалы издания будут использовать для обучения нейросети. Агентство изучит «этичные варианты» использования ИИ для производства новостей.

На днях в браузере Opеra появились подсказки нейросети AI Prompts, а на одном из пабликов мои посты начал несколько по-старчески комментировать чат-бот. Кажется он меня домогается:

Нейросеть посягнула на коллективное бессознательное Юнга. Chat GPT VS Сплетни

Я даже видела людей, которые на эти сообщения вполне серьезно отвечают.

Юнг тогда еще не знал про нейросети.
Юнг тогда еще не знал про нейросети.

Говорите ли вы с нейросетью, господа? А с котиками беседуете? Тогда мы идем к вам. Ваши санитары.

Что ждать от нейросети дальше?

Нейросеть посягнула на коллективное бессознательное Юнга. Chat GPT VS Сплетни
  • Будет ли нейросеть воровать личные данные?
  • Будет ли нейросеть имитировать личность человека?
  • Будут ли с помощью нейросети создавать мертвые души для пустующих соцсетей, сайтов знакомств, телеграм-каналов, новостных пабликов?
  • Будет ли нейросеть ругаться матом на нульчане, если его снова воскресят святой водой? Или предпочтет двач? Кстати, он жив ещё? Кто-то знает?
  • Как повлияет нейросеть на коллективное бессознательное?
  • Будет ли нейросеть учить человечество дивергентному мышлению или только конвергентному? О сути и важности дивергентного мышления я писала здесь.
  • Будет ли в нейросеть закладываться реклама или особое мнение?

Все эти вопросы я хотела задать сегодня, но Chat GPT завис. Перманентно в России или временно в связи с техническими работами большой вопрос. А может он просто отказывается со мной разговаривать. Поэтому сразу переходим к коллективному бессознательному.

Коллективное бессознательное и сознание стада.

Коллективное бессознательное — согласно психологу К. Юнгу, одна из форм бессознательного, единая для общества в целом.

Термин был введён Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» «Über das Unbewußte und seine Inhalte».

Тот самый Карл
Тот самый Карл

Итак, мой тезис заключается в следующем: помимо нашего непосредственного сознания, которое носит целиком личностный характер и которое мы считаем единственной эмпирической психикой, существует вторая психическая система коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов.

Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, а наследуется. Оно состоит из предсуществующих форм - архетипов, которые могут стать лишь вторично осознанными и которые задают форму элементов психического содержимого.

Карл Густав Юнг

Правда, определить коллективное бессознательное не всегда просто. Недостаточно указать на зачастую очевидный архетипический характер проявлений бессознательного, ибо они могут быть обязаны своим возникновением обретениям языка и образования. При этом должна быть исключена криптомнезия (скрытые воспоминания), что в некоторых случаях почти невозможно.

Карл Густав Юнг

Пациент, мужчина тридцати с чем-то лет, страдал от параноидной формы шизофрении. Заболел он, когда ему было двадцать с небольшим. В нем всегда странным образом перемешивались интеллект, упрямство и фантастические идеи. Работал он обычным клерком при консульстве. В качестве очевидной компенсации за его весьма скромный образ жизни у него развилась мегаломания: он считал себя Спасителем. Зачастую его беспокоили галлюцинации, приводя иногда к серьезным расстройствам. В периоды затишья ему позволялось самостоятельно прогуливаться по коридору больницы. Однажды я увидел его там, глазеющим, мигая, на солнце из окна и при этом совершающим странные движения головой. Он взял меня за руку и сказал, что хочет показать мне кое-что. Он пояснил, что я должен посмотреть на солнце, полуприкрыв глаза, и тогда я увижу солнечный фаллос. При этом, если качать головой из стороны в сторону, солнечный фаллос также будет покачиваться, порождая ветер.

Это наблюдение датировано в моих записях 1906 годом. А в 1910 году, когда я был погружен в исследование мифологии, мне попалась книга Дитриха, составляющая часть так называемого магического папируса и задуманная автором как литургия культа Митры'. В книгу вошли различные наставления, заклинания и видения. Одно из видений было описано следующим образом: "Из чего-то вроде трубки происходит услужающий ветер. И ты узри, что от солнечного диска спускается вниз нечто, похожее на трубку. И в сторону западных областей будто дует бесконечный восточный ветер. Если же возобладает другой ветер, в сторону восточных областей, то узришь подобное видение, сменяющееся в ту сторону". По-гречески "трубка" будет аулос, что означает "инструмент ветра", сочетание же аулос пахус у Гомера означает "толстая струя крови". Таким образом, поток ветра очевидно выходит через трубку из солнца.

Карл Густав Юнг

«К чему он это всё?» - недоверчиво спросите вы. А Юнг продолжит:

Видение моего пациента в 1906 г. и греческий текст, впервые изданный в 1910 г., достаточно далеко отстоят друг от друга, чтобы исключить возможность криптомнезии с его стороны или чтение мыслей, с моей. Очевидное сходство двух видений невозможно отрицать, хотя кто-нибудь мог бы возразить, что это случайность. В этом случае следовало бы полагать, что видение не имеет связи с аналогичными образами или какого-то самостоятельного значения. Но это не так, ибо в некоторых средневековых картинах мы встречаем такую же трубку, свисающую с небес наподобие шланга, нижняя часть которого теряется в одеяниях Девы Марии. Через нее вниз слетает Святой Дух в облике голубя, чтобы оплодотворить Деву. Как нам известно из чуда сошествия Святого Духа на апостолов, Дух Святой первоначально воспринимался как могучий, сильный ветер, пнеума, "встр, дующий там, где захочет". В латинском тексте читаем: "Animo descensus per orbem solis tribuitur" (Говорят, что дух спускается с солнечного диска). Это представление характерно для всей позднеклассической и средневековой философии.

Карл Густав Юнг

Я бы привела более краткие и простые жизненные примеры: кто из вас верил в серого волчка кусающего за бочек или бабайку из-за которого было страшно высунуть ногу из под одеяла? А кто до сих пор верит?

Кто верит, что нужно попросить Вселенную или Бога? А кто в то, что государство/власть всё решит? Там не такие же люди как вы работают? Это называется архаический образ матери и отца. Мы полагаемся на нечто, что признаем большим, мудрейшим сильнейшим.

А кто уже спрашивал советов и искал ответов у нейросети? На примере матери Терезы я уже показывала, что они могут быть совершенно неправильными. Ссылка в начале статьи.

«Покажите мне здорового человека и я его вылечу» Карл Густав Юнг
«Покажите мне здорового человека и я его вылечу» Карл Густав Юнг
Светлана Борисова
Психолог
44
Начать дискуссию