Рубрика развивается при поддержке
Будущее
Nadya Rumak
226

Купил очки Oculus и объединился с конкурентом - история VR-клуба на Дальнем Востоке

Предприниматель из Благовещенска Денис Рогов создал самый большой VR-клуб на Дальнем Востоке. Как у него это получилось?

В закладки

Распаковал криптопортфель

Предприниматель из Благовещенска Денис Рогов с 16 лет торговал китайской электроникой через онлайн-площадку Молоток.ру. В университете совмещал дело с учёбой на экономическом факультете. Параллельно научился интернет-маркетингу и подрабатывал, настраивая таргетированную и контекстную рекламу разным компаниям. В 2009 году это приносило Денису доход в 20-40 тысяч рублей, но через несколько лет перестало быть интересно.

В 2013 году на одной торговой выставке в Благовещенске Рогов познакомился с китайцами, которые выпускали 3d-принтеры. Купил у них один принтер за 150 тысяч рублей и поехал с ними в Москву на выставку электроники в Экспо искать потенциальных партнёров. Рогов помог им с упаковкой и запустил сайт на русском. Пользуясь случаем, в Москве Денис решил потестировать VR-очки Oculus, которые только появились на рынке.

Очки показались перспективной технологией, но тогда было не понятно, как это можно коммерциализировать: у очков был ограниченный функционал. Не было контроллеров для взаимодействия с виртуальной реальностью, и пользователю приходилось пользоваться обычной клавиатурой или джойстиком от Xbox, созданного под другие задачи. К тому же в первой версии VR-очков было еще плохое, зернистое изображение.

Рогов открыл в Благовещенске студию по 3d-печати. Заказы приходили в основном через интернет. Для продвижения Денис Рогов снял первую рекламу для YouTube и запустил таргет. Также подал объявление об услугах на Авито. 3D-печать приносила 50-70 тысяч в месяц. Но стабильности в бизнесе не было: то густо, то пусто.

В 2017 году Денис Рогов помогал готовить стенд Амурской области для Восточного экономического форума. Родилась идея сделать VR-экскурсию по космодрому “Восточный” и “отправлять в космос” посетителей стенда региона. Специально для этого оргкомитет закупил VR-очки Oculus как раз новой модели, которые позволяли переносить руки в виртуальную реальность и имели специальные контроллеры для рук. Прямо на форуме Рогов задумал использовать новинку для бизнеса: люди вставали в очередь, чтобы попробовать виртуальный мир. Он заказал 2 комплекта VR-очков с системными блоками и мониторами за 250 тысяч рублей. Для покупки очков использовал свои накопления - это было 70 тысяч рублей - и продал часть своего криптопортфеля, который собрал ранним майнингом Эфира (Ethereum) и биткоинов.

Устроил VR-вечеринку

Используя метологию лин-стартапа, Денис Рогов выпустил сначала “минимальную версию продукта”. Он хотел проверить, сколько люди готовы платить за виртуальную реальность и нужно ли это вообще кому-то. Денис собрал стенд и пошёл в один из популярных торговых центров в городе, договорился постоять бесплатно пару недель, чтобы “пощупать спрос”. С первого дня начал зарабатывать - то 1,5 тысячи, то 6,5 тысяч - с тарифами по 15, 30 и 60 минут. В основном люди просто играли.

“Тема была рабочая, - говорит Денис Рогов. - Понял, что нужны другие форматы и что в ТЦ это не всегда удобно. Нашёл офис у друзей. Организовал что-то вроде клуба. Поставил столы, расставил свет, направил друзьям и друзьям друзей гугл-формы, в которых просил заполнить анкеты и пригласил на вечеринку”.

За 500 рублей гостям предлагалось побывать в VR-клубе, выйти в виртуальную реальность (ограничения по времени не было), выпить глинтвейн, съесть фрукты. На вечеринку пришло 15 человек. В результате предприниматель получил много обратной связи: как это сделать лучше и как было бы удобнее играть.

Эти знания Денис Рогов применил в дальнейшей работе над клубами. В первую очередь, он закупил еще 2 комплекта VR-очков, нашёл помещение для клуба побольше. И сразу поехал в Москву изучать, как организованы VR-клубы.

“Я увидел, что в столице не так уж далеко вперед ушли от того формата, что я уже сделал, - говорит Денис Рогов. - Получилось устроиться на работу к ребятам в один клуб: делал обработку контента для виртуальной реальности, помогал упаковывать проект для франшизы”.

Объединился с конкурентом

Но через три месяца Рогов не сошёлся с владельцами клуба в видении будущей бизнес-модели и дальнейшего развития и ушёл. Тем более нужно было открывать свой собственный клуб в Благовещенске. Идеи из московских клубов пригодились в Благовещенске: онлайн-бронирование, размещение компьютеров в игровых зонах, акустический поролон на стенах. Клуб в Благовещенске заработал, и через 3 месяца к Денису пришел конкурент, который делал то же самое в формате стендов в торговых центрах, и предложил объединиться.

“Я стремился к масштабу и понимал, что вместе командой мы сделаем историю больше, - объясняет Денис Рогов. - Я не видел в нем конкурента, скорее мы вместе развивали новообразованный рынок. Нашими конкурентами скорее являются привычные развлечения вроде похода в кино, лазертага или парка развлечений”.

Вместе партнёры начали строить планы по масштабированию бизнеса. Решили открывать клуб в торговом центре: нашли помещение в 170 кв м, объединили оборудование, закупили еще несколько комплектов (так их стало 13) и в конце 2018 года открыли VR-клуб под названием Portal VR (оставили то же название, что и было у клуба Рогова). Юрлицо у всех было, но специально для новой компании открыли ООО, в котором 40% принадлежит Денису Рогову и остальные 60% принадлежат еще 3 партнерам. Помимо долей среди партнёров компании распределили токены.

С запуском нового клуба не было больших сложностей: у Рогова были компетенции по запуску рекламных кампаний. Основной упор делали на таргетированную рекламу. Важным было объяснить потенциальным клиентам, что такое VR. Для этого стали снимать видеоролики (по 2 в месяц и больше), рассказывая о том, что такое виртуальная реальность, зачем клуб создает свой контент, как можно использовать VR в играх. Параллельно активно участвовали в киберспортивных мероприятиях, стали сами проводить соревнования по MortalCombat и Fifa.

От мероприятий был PR-эффект. Появились публикации в СМИ, были новости и эфиры на радио. Денис Рогов и его партнеры предложили и выездную услугу создания виртуальной реальности - заказы приходили на корпоративы, в школы, университеты, городские мероприятия.

Зарабатывает полмиллиона в месяц

Через месяц клуб заработал больше, чем потратил. К новому году выручка стала бить рекорды. И хотя в январе был спад, потом выручка снова пошла вверх. С началом лета выручка стала больше: стали приезжать организованные группы из детских лагерей, экскурсии.

При стандартной цене 250 рублей за 15 минут игры в VR-очках в будни и 300 рублей в выходные выручка VR-клуба за июль этого года составила 496 тысяч рублей. Всю чистую прибыль партнёры инвестируют в развитие клуба: покупают новое оборудование, новые программы, разрабатывают собственный софт (например, команда разработала VR -карту Амурской области, а сейчас формирует команду для разработки корпоративных и обучающих VR-приложений).

Финансовый учет в компании не налажен. Совсем недавно Денис Рогов победил в премии "Бизнес-Успех" в Благовещенске. Выигранный приз - обучение мини-MBA - предприниматель планирует получить как раз в области корпоративных финансов. Но пока это не ключевое.

“Главная проблема в развитии VR-клуба - это отсутствие знаний про VR, - говорит Денис Рогов. - Нам нужно показывать новые технологии, новое оборудование и то, как с ним можно обращаться. Так и рождается потребность в VR. Рынок виртуальной реальности находится еще на зачаточной стадии. Мы планируем активно формировать его, построить большую компанию и заниматься оборудованием и софтом. Сейчас мы открываем несколько новых локаций”.

К Денису Рогову начали обращаться другие предприниматели за консалтингом и оборудованием. В планах предпринимателя - упаковать франшизу и продавать оборудование и комплектующие для VR-клубов по всей стране.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Nadya Rumak", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e","vr","oculus"], "comments": 3, "likes": -1, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 80820, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Aug 2019 13:37:18 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 80820, "author_id": 116248, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80820\/get","add":"\/comments\/80820\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80820"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
3 комментария
Популярные
По порядку
1

А меня наоборот мотивируют такие истории. Дмитрий, как раз при помощи грамотного креативного подхода и вырастают крупные организации! Денис, так держать!

Ответить
0

истории выживальщиков, ни дня не отработавших в крупной организании сомнительный ориентир и мотиватор для начинающих бизнесменов...

Ответить
2

Дмитрий, здравствуйте. Это наверное личный выбор каждого. У меня всегда было понимание того, что хочу строить что-то своё и развиваться как предприниматель

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }