{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Роботы на складе будущего

Развитие роботизации складов обеспечит рост эффективности экономики и прибыли в различных отраслях.

К 2026 году уровень автоматизации складов в России может составить до 134 роботов на 10 000 рабочих мест, считают в Торгово-промышленной палате РФ. Два года назад этот показатель у нас находился в пределах 10 роботов, а в ведущих технологических странах, по данным Международной федерации робототехники World Robotics, он достигает 800. В этом материале — о ключевых проблемах на рынке складских роботов.

Мировой курс на автоматизацию

По оценке Глобального института McKinsey, с точки зрения потенциала роботизации процессов транспортная и складская отрасль входит в тройку ведущих секторов бизнеса. Наиболее наглядное подтверждение тому — работа популярных маркетплейсов. На складах Amazon не сборщики ходят по помещению, собирая товары в корзины, а роботы подвозят людям необходимые стеллажи, что в разы сокращает время сборки заказов. Американский Walmart до конца этого года намерен перевести около трети своих магазинов на получение заказов с роботизированного склада. За три года так или иначе будут автоматизированы две трети точек сети, что, по подсчетам владельцев бизнеса, позволит сократить издержки на 20%. Тренд на роботизацию на Западе возник более десяти лет назад из-за высокой стоимости недвижимости и людского труда. Дефицит рабочей силы ставит компании перед необходимостью роботизации для развития, а иногда и для сохранения существующего бизнеса. Активно роботизирует свои склады китайский Decathlon, не остаются в стороне и российские компании. Первой ласточкой стала Ronavi Robotics (входит в группу «ТехноСпарк»), которая заняла нишу, освободившуюся после ухода из страны оператора Geek+, обслуживавшего Decathlon. А полгода назад и «Яндекс» анонсировал открытие собственного центра тестирования своих складских роботов.

Долго запрягаем

Есть несколько причин, препятствующих внедрению роботов, говорит Иван Бородин, генеральный директор Ronavi Robotics. Во-первых, в России до недавнего времени ручной труд был совсем дешевым. И в северные регионы, где стоимость рабочего часа выше, новые технологии проникли быстрее: первый в стране серьезный проект по роботизации был запущен в Новом Уренгое.

В 2021 году по заказу компании «Газпромнефть-Снабжение» был разработан робот, заменивший ручной труд кладовщиков по выдаче рабочим спецодежды и передаче ее в прачечную. «Модель H1500L предназначена для эксплуатации на складах с многоярусным размещением контейнеров на стеллажах. Робот оснащен складной мачтой высотой 5,5 м, по которой перемещается устройство захвата груза. Всего для компании были собраны 8 таких устройств. Какой из роботов “отправляется” на выполнение задачи в данный момент, определяет автоматическая система управления. Программа также строит маршрут для каждого аппарата, контролирует их перемещения, чтобы они не блокировали друг друга», — рассказал Иван Бородин. По словам генерального директора RMS (компании-разработчика) Алексея Гостомельского, автоматизированный склад заработал в полном объеме в июле 2022 года, и в течение первого года работы эффективность роботов Ronavi Robotics и ПО составила 99,9%, а общая скорость обслуживания выросла в 2 раза.

Во-вторых, заметную роль сыграла предыдущая активность бизнеса. Во времена бурного расцвета ритейла компании вложили солидные средства в развитие именно стационарной инфраструктуры — со стеллажами, тележками и прочими атрибутами склада. Затевать сейчас глобальную перестройку отлаженного механизма с переводом его на автоматизированные технологии — идея не только затратная, но и чреватая потерями позиций в конкурентной среде из-за неизбежного падения темпов текущих процессов. Драйвером в этом направлении может выступить средний бизнес, который только-только входит на этот рынок и имеет возможности сразу отстраивать свои помещения в современном варианте. Импульс автоматизации придают и западные санкции: некоторые механические конвейеры перестают работать из-за отказа зарубежных поставщиков от их поддержки.

Третья причина выглядит парадоксально: многие ритейлеры и владельцы складов до сих пор сомневаются в эффективности автоматизации своих помещений. Между тем производительность склада, оснащенного роботами, повышается в 2–3 раза по сравнению с теми, где операции проводятся вручную. «Робот легко поднимает грузы на верхние полки стеллажей, куда человек не доберется без подъемной техники. Он не устает и не ошибается при сборке заказов», — поясняет Иван Бородин. Таким образом, затраты на робота окупятся в течение 1,5–3 лет, а в случае аренды модели окупаемость начинается уже после первого месяца эксплуатации.

Еще один фактор вызван внешними обстоятельствами — серьезными проблемами с поставками комплектующих, поскольку многие отечественные производители оборудования довольно часто работали с зарубежными деталями. Начиная с марта 2022 г. с российского рынка ушли не только западные поставщики, но и китайцы, которые опасаются вторичных санкций. «Коллеги столкнулись с тем, что их роботов попросту нечем чинить», — говорит Иван Бородин. При этом он признает, что полностью перейти на российские комплектующие пока не удается. Например, на сегодняшний день у нас в стране не производится главный компонент литиевых аккумуляторов — ячейки, их приходится импортировать.

В будущее с оптимизмом

Несмотря на все логистические сложности и определенную инертность ритейла, рынок роботизации в России на сегодняшний день находится на пороге взрывного роста. Во всяком случае, те компании, которые сейчас работают в этой сфере, фиксируют «очереди из заказчиков». Причем речь идет не только о разработке узлов и комплектующих, но и о создании необходимого программного обеспечения. «Для управления складскими роботами требуется роевой интеллект (swarm intelligence), который управляет коллективным движением мобильных платформ. Одна из ключевых задач — организация навигации внутри складского помещения», — поясняет Алексей Гостомельский. В России уже разработано ПО для управления роями разных типов роботов, произведенных российскими и зарубежными вендорами. Складские операторы получили возможность использовать как полностью российское оборудование, так и совмещать отечественное ПО с имеющимися у них зарубежными роботами.

Стоит отметить, что для повышения уровня роботизации необязательно приобретать полностью все оборудование. В последнее время заметен спрос на такую бизнес-модель, как Robotics-as-a-Service (RaaS, «роботы как услуга»). Речь идет о знакомой всем процедуре: заказчик получает робота в аренду. Он не несет капитальных затрат, может варьировать количество роботов в зависимости от текущих задач, а также, например, при переезде в другое помещение. Сэкономить при таком использовании техники удается даже на ежемесячных арендных платежах.

Модель RaaS может быть не только арендной, но и сервисной, когда клиент платит за конкретную операцию, которая выполняется роботизированной системой (например, за доставку паллет, сканирование штрихкода или сортировку одной посылки). И тогда он начинает экономить с первого же дня: его не заботит ни количество роботов, ни их обслуживание. Ему важна только скорость исполнения и цена за обработку одной позиции.

0
3 комментария
Remedios

Если роботы, то только такие

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Sadok

Я так понимаю роботы могут заменить очень много рабочих мест для обычных людей

Ответить
Развернуть ветку
Martinas Pro

sdffgf;.ldfsd,[g,sdg
sd

sdf
sdf
sdaf
sda
f
sdfsd
f
dsa
fsad
f
ds
fds
f
sdf
sd
f
sdf
sd
fsd
f
sdf
sd
fsd
f

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда