Рубрика развивается при поддержке
Будущее
DTG Team
347

Цифровая экономика буксует?

В 2019 году большая доля внимания со стороны ИТ-компаний, коммерческих и госструктур была прикована к проектам нацпрограммы «Цифровая экономика России».

В закладки

Мы решили посмотреть на основные достижения программы в цифрах и в преддверии Нового Года и новых амбициозных задач порассуждать о подходах российского бизнеса к реализации цифровых проектов. Действительно ли отечественная экономика движется в направлении цифровизации и какой отрезок пути уже пройден?

Предварительные итоги государственных инициатив

В кулуарах конференц-залов, социальных сетях и дома на кухне с нескрываемым скептицизмом местные жители обсуждают результаты инициатив нацпрограммы и подписываются на телеграм-канал “Нецифровая экономика”. Нет дыма без огня, тем не менее, мы в DTG (и наши источники) уверены, что многие пессимистичные выводы преждевременны. Часть инициатив действительно были проработаны и запущены, а по целому ряду проектов кураторы активно собирают обратную связь будущих пользователей.

Цифровой паспорт — в активной фазе разработки

По прогнозам кураторов инициативы, уже в июле 2020 г. первыми обладателями электронных удостоверений станут жители Москвы. Пилотному проекту всецело благоприятствует степень развития цифровой инфраструктуры в столице. Полноценная замена бумажных версий повсеместно планируется к 2023 году. Напомним, что первая концепция перехода на электронные паспорта была утверждена еще в 2013 году, но многократно пересматривалась и идейно совершенствовалась по ходу развития технологических компетенций внутри страны.

Проект “25 суперсервисов” — сопровождение нашей жизни под ключ

В 2019 году на портале госуслуг уже запущены прототипы сервисов “Рождение ребенка”, “Поступление в ВУЗ онлайн”, “Переезд в другой регион”, а “Помощник ОСАГО” уже запущен в промышленную эксплуатацию. В 2021 году планируется полноценный запуск всех 25-ти сервисов, которые будут покрывать около 95% всех взаимодействий граждан с государством.

Обязательная маркировка: ведутся эксперименты, а ряд товаров уже нельзя реализовать без марки «Честный Знак»

В рамках инициативы на 2019 год протестирована и внедрена обязательная маркировка табака, лекарственных препаратов и обуви. Ведутся эксперименты по маркировке молочной продукции и парфюмерии. Производителям предстоит много работы, но как показывает практика, обязательная маркировка является одной из наиболее результативных инициатив цифровой экономики.

Разработка оборудования для сетей 5G — в процессе

Развертывание сетей планируется во всех городах России с населением свыше 300 тыс. человек. Первые тестирования сети нового поколения начались в марте на территории инновационного центра “Сколково”. Продуктивную версию сети 5G готовят к запуску в 2020 году.

Старт ряда других инициатив из числа государственных цифровых проектов стал печальным опытом для их команд. Среди них — сбор биометрических данных населения. Попытки запуска Единой Биометрической системы в банках обернулся провалом из-за инфраструктурных ограничений, препятствующих масштабированию данного проекта. Более того, за 2019 год кражи со счетов россиян выросли на 44%. Это означает, что в части финансовой безопасности еще не подготовлена та почва, которая бы благоприятствовала высокотехнологичным проектам.

В общей сложности, с начала старта Национальной программы “Цифровая экономика РФ” на проекты программы потрачено 12,3% выделенного бюджета в размере 1634,9 млрд рублей, а средний уровень исполнения по всем нацпрограммам достигает только 50%.

Почему же не пригодился весь выделенный бюджет, и успеем ли мы такими темпами оцифровать экономику к 2024 году?

Эпидемия кадрового голода

России нужны люди. С высокой сцены и на закрытых встречах со стороны ИТ-подразделений неоднократно отмечалось отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов, необходимых рынку для строительства цифровой экономики. Подчеркнем, что речь идет как о специалистах в области инновационных технологий (квантовых вычислений, искусственного интеллекта), так и кадров, обладающих цифровой грамотностью (т.е. навыками эффективного пользования технологиями). Это, в частности, касается и бизнес-юнитов, где проведена жирная граница между миром технологий и бизнес-решениями. Общий вывод: бизнес с исключительно гуманитарным складом ума, не желающий разбираться в ИТ, рискует остаться на обочине пути к цифровому будущему.

Наличие разрыва между спросом и предложением на рынке труда является одним из главных барьеров успешной реализации национальной программы ”Цифровая экономика”. Согласно плану программы, к концу 2024 года 120 тыс. человек будут приняты на программы высшего образования в сфере информационных технологий, а 10 млн. человек пройдут обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности. Но, вспоминая амбициозные планы национальной программы, именно к этому, 2024 году стране надлежит завершить ряд грандиозных по своей масштабности инициатив, ознаменовав веху перехода российской экономики в статус “цифровой”. Из чего мы делаем вывод, что для успешной реализации планов программы должен быть использован по максимуму весь имеющийся кадровый потенциал, и ускорение «производства» специалистов критически необходимо.

В добавок, не секрет, что существует тенденция оттока высококлассных ИТ-специалистов за границу. И, хотя речь о глобальном оттоке не идет, эксперты все же отмечают интерес среди молодых специалистов к более привлекательным условиям труда на ИТ-рынке ЕС и США. Как следствие, в рамках HR-стратегий российских компаний мы наблюдаем повышенный фокус внимания на развитии квалификации и творческого потенциала проектных команд в области инновационных технологий, поскольку именно этим специалистам предстоит отвечать за реализацию ключевых технологических инициатив.

Что ждут компании от перехода на цифровые технологии

Среди глобальных компаний, традиционно нецифровых, но, вынужденных меняться под давлением всеобщих цифровых настроений, мы отметили следующие установки на старте трансформации.

Зрелые технологии против новых

Бизнес не склонен испытывать удачу, экспериментируя с перспективными, но недостаточно зрелыми технологиями. Как правило, цель бизнеса — стать умным последователем, то есть внедрить решение с гарантированной окупаемостью всех понесенных затрат за понятный промежуток времени.

Мы в DTG, в свою очередь, уверены, что проекты по цифровизации сопряжены с определенными рисками, в противном случае, фокусом таких проектов становится внедрение типовых решений, не приближающих бизнес к новому уровню технологической зрелости.

Отчеты последних лет от ведущих аналитических агентств призывают бизнес идти в инновации, используя максимум возможностей от современных технологий. Более того, в текущей динамике рынков развитие цифровых решений становится необходимостью, иначе, «застревание» организации на одном технологическом уровне равняется движению назад, поскольку конкуренты не дремлют. Достаточно посмотреть на ежегодные исследования Gartner Hype Cycle, чтобы понять, какими технологиями будут увлекаться Ваши конкуренты следующие несколько лет.

Трансформация — собственными ресурсами. Ключевые компетенции — insource

Не первый год мы наблюдаем на рынке среди нецифровых компаний тренд формирования ключевых компетенций внутри. Бизнес все менее склонен доверять реализацию инновационных решений подрядчикам, а все чаще готов внедрять инновации целиком своими силами. Тем самым бизнес берет на себя ответственность и риски за обучение людей в области технологий с нуля, расширение штатных команд, развитие и поддержание всевозможных инкубаторов идей. Все вложения - в себя, чтобы в конечном итоге за успех в инновациях отвечали свои люди.

Необходимо понимать, что вовлечение в проекты цифровой трансформации должно в конечном счете приближать компанию к нахождению новой модели роста. Помимо достижения организационной и технологической гибкости, бизнесу важно уметь быстро проверять гипотезы, создавать новые продукты, а соответственно, новые ценности. То есть тотально опережать рынок. Если это невозможно собственными силами, то бизнес должен не бояться расширять партнерские отношения, учиться выбирать и работать с подрядчиками, удаленными командами, перенимать и адаптировать чужой опыт (в том числе опыт зарубежных коллег).

Что касается отечественной цифровизации, то несмотря на высокие риски, тяжелые старты и неудачи, видимые результаты в переходе на цифровые технологии заставляют верить в общий положительный исход к 2024 году.

На одном из форумов, посвященном обсуждению цифровизации в России, мы в качестве интегратора цифровых экосистем в группе компаний ЛАНИТ, представили собственную технологическую платформу для построения цифрового бизнеса Granum, соответствующую классу Digital Business Technology Platform по Gartner. Granum выступает как инструмент цифровой трансформации и предлагает набор готовых компонентов для разработки, интеграции и запуска полезных для бизнеса фреймворков приложений. Один из наиболее востребованных фреймворков платформы и наш вклад в поддержку проектов цифровой экономики — решение по обязательной маркировке товаров.

Как показывает практика, достижение высоких темпов роста за счет технологий происходит знакомым методом проб и ошибок: экспериментами с использованием новых подходов, практик и инструментов, о которых раньше только что-то слышали.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "DTG Team", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": -1, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 95770, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 04 Dec 2019 13:01:47 +0300", "is_special": false }
Самый сильный бренд
страны*
*Третий год подряд по версии Brand Finance
0
{ "id": 95770, "author_id": 316817, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/95770\/get","add":"\/comments\/95770\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/95770"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199118, "last_count_and_date": null }
3 комментария
Популярные
По порядку
1

уета полная.
что такое цифровая экономика ?  ее не существует.
она не цифровая ниразу, управляется вручную.

а в самой статье не об этом вообще ... тут государственные разводилы, сливают бюджет, в шаблоне собственных предрассудков, думают что может быть нужно людям ... и лепят всякий треш. "сервис переезда" ....
просто смех.

Ответить
0

Любая отрасль, в которую сунуло свой нос государство - буксует. Ничего нового.

Ответить
0

Конечно, буксует! Кучу организаций и должностей выделили под программу, а профессионализма ИМХО совсем им не хватает!

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }