Гуманитарии на рынке инноваций: как технологии изменили выставки, школы и благотворительные фонды

Говоря о цифровизации бизнеса, мы обычно имеем в виду традиционно технологичные отрасли: финансы, телеком или ритейл. Между тем «цифра» уже проникла и в классические гуманитарные сферы: так, например, умные платформы помогают школьникам решать задачки, а виртуальная реальность позволяет полюбоваться полотнами, которые давно утеряны или уничтожены.

Екатерина Зотова, генеральный директор образовательной онлайн-платформы Учи.ру

Одно из ключевых преимуществ, которые дают образованию новые технологии — индивидуальный подход к каждому ребенку. В школе преподавателю зачастую приходится работать с классом из 25-30 учеников, у каждого из которых свои способности и своя скорость усвоения информации. Уделить внимание всем и сразу очень сложно. Настоящими помощниками здесь становятся «умные» образовательные платформы, которые позволяют изучать предмет в комфортном для пользователя темпе и с необходимым для него количеством повторений.

Так, наша платформа Учи.ру анализирует поведение ученика, количество ошибок и скорость изучения каждого материала, чтобы на основании этих данных подобрать для него персональные задания и свой уровень сложности. На освоение курса по математике на Учи.ру ребенок может потратить от 2 до 125 часов в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Другой бесспорный плюс обучающих онлайн-проектов состоит в том, что они делают образование доступным для всех, вне зависимости от социальных и географических условий и потребностей ученика — если, например, говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать интернациональные инициативы, стирающие границы между странами.

Так, в этом году мы уже в третий раз проводим международную олимпиаду BRICSMATH.COM для детей из России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР. Она проходит в онлайн-формате на платформе Учи.ру на языках стран-участниц БРИКС, помогая объединить детей в их стремлении к знаниям. Задания олимпиады рассчитаны на любой уровень подготовки и представлены в игровом интерактивном формате — это стимулирует интерес к обучению, делая его веселым и нескучным.

Dragonlearn for India

Мария Бородецкая, сооснователь и CEO культурной платформы “Синхронизация”

Эпоха цифровизации сделала культуру и искусство доступными. Вы можете гулять по лучшим музеям мира онлайн или смотреть на утраченные произведения искусства с помощью VR-технологий.

В этом году РИА «Новости» и Русский музей создали «Музей исчезнувших картин». С приложением для смартфона и очками виртуальной реальности вы можете посмотреть на 17 украденных, уничтоженных или сожженных работ Верещагина, Васнецова, Левитана и других русских художников. Цифровые гиды на выставках способны рассказать о музейных экспонатах без экскурсовода. Например, посетители с помощью приложения могут понять замысел художника, разобраться в сюжете произведения и узнать судьбу шедевра.

В офлайне музейные экспонаты благодаря цифровизации тоже стали доступнее. Некоторые скульптуры из Британского музея можно распечатать на 3D-принтере, и уже не обязательно ехать в Лондон, чтобы увидеть мраморный бюст Зевса в натуральную величину.

В сферу искусства внедряют и технологии дополненной реальности (AR). Они, как и VR, открывают возможность сохранять память об утраченных и поврежденных произведениях. В Музее русского импрессионизма в Москве на выставке «Давид Бурлюк. Слово мне» представили картину «Рабочие», значительная часть которой утрачена. Так как сохранились чёрно-белые фотографии полотна, в дополненной реальности сохранившийся фрагмент удалось совместить с утраченной частью.

С помощью технологий не только делают копии или восстанавливают утраченные фрагменты искусства, но и создают новые оригинальные произведения. Например, картина «Портрет Эдмонда де Белами» стала первым произведением, созданным искусственным интеллектом. На аукционе Christie's в Нью-Йорке в 2018 году ее продали за $432,5 тыс.

Впрочем, неизвестно, может ли компьютер, который работает с уже существующими произведениями, совершить в искусстве прорыв и написать что-то равноценное «Черному квадрату» Малевича или «Впечатлению» Клода Моне. А пока он не изобрел новое направление или жанр, технологии все же создают для культуры и искусства больше возможностей, а не рисков.

Геннадий Нетяга, серийный предприниматель, эксперт международной выставочной и event-индустрии, основатель сервисов для организаторов мероприятий Ticketforevent и ExpoPromoter

Индустрия бизнес-мероприятий, особенно выставок - очень инертна, и медленно внедряет новые технологии. Самые заметные изменения происходят на рынке Китая, где внедрение AI, VR и других инновационных технологий уже происходит во всех сферах и отраслях, а также в повседневной жизни, как например определение нарушения пешеходом ПДД с автоматическим (изъятием) штрафа с вашего счета в wechat. Даже в школьной программе Китая вводится отдельный предмет - AI.

Бизнес-ивент индустрия обладает большими базами и все текущие разработки проводятся в направлении обработки этих баз данных. Уже сейчас тестируются технология распознавания лиц при организации регистрации входной группы на выставки, machine learning для эффективного формирования самой выставки и тд. Также несколькими компаниями были попытки использования iBeacons для создания «живой карты выставки».

Запуск интерактивного фонтана

2020 год станет самым продуктивным по интеграции оттестированных технологий в бизнес-ивент индустрию, что обеспечит максимальную эффективность для участников мероприятий.

Одна из наших команд работает над тестом применения AI для организации качественного участия в выставках, включая интеллектуальный мачмейкинг. Сейчас это одна из самых больших проблем на выставках - успеть за 4 дня работы выставки найти потенциальных партнеров, организовать с ними встречи и провести их эффективно. После проведения теста мы начнем интеграцию технологии на выставки всех наших клиентов в Китае.

Виталий Афонькин, директор технологического конкурса "Одиссея" (Благотворительный фонд "Система")

Сегодня благотворительный сектор четко понимает, что без технологий эффективно решить многие социальные задачи уже невозможно. Отрадно, что в благотворительную отрасль стали приходить цифровые решения, а НКО начинают активно применять нестандартные подходы и новые технологии.

Некоммерческие организации заявляют о своих проектах в соцсетях, что позволяет вовлечь больше участников в реализацию программ, разрабатывают мобильные приложения совместно с крупнейшими компаниями, используют возможности сайтов и краудфандинговых платформ, запускают проекты с привлечением инженерных компетенций для решения важнейших социальных проблем.

Один из таких проектов – исследовательская инициатива «Одиссея» – масштабный технологический конкурс, который мы запустили в 2018 году. Миссия проекта – объединить благотворительное и технологическое сообщества, чтобы общими усилиями решить проблемы, которые мешают развитию общества или наносят ему вред. Задача конкурса в 2018-2019 годах – разработать технологическое решение для поиска людей, пропавших в лесу.

Проект сформировал сообщество, которое насчитывает уже более 1000 человек, 130 инженерных команд со всей России подали заявки на участие. Участники на протяжении полутора лет исследовали проблему и разрабатывали прототипы, которые неоднократно тестировались в реальных полевых условиях в ходе испытаний в Ленинградской и Калужской областях, в Подмосковье и в Вологодских лесах.

По результатам финальных испытаний, которые состоялись в октябре 2019 года эксперты назвали перспективными 3 решения, которые уже сегодня могут применяться для спасения людей. Разработки были переданы ПСО «Лиза Алерт», «Российскому союзу спасателей» и др. отрядам.

Во многих странах мира социальные проблемы находятся в поле зрения крупнейших технологических компаний, у них сильная синергия технологий и «социалки», и много интересных нестандартных практик в области благотворительности. Поэтому главы технологических компаний часто запускают некоммерческие проекты. В России тоже есть примеры такой успешной коллаборации, это и «Добро Mail.ru», «Школа 21» Сбербанка, «Яндекс.Лицей» и другие.

77
Начать дискуссию