Межзвездная операционная система

– Дорогой, мне вчера письмо с Гугл Амур пришло. Он рекомендует мне с тобой развестись и выйти замуж за другого мужчину. Согласно анализу с моего и твоего браслета «Amorous», истории посещений сайтов, переписки в мессенджерах, наша совместимость опустилась ниже тридцати одного процента. А значит, положительные эмоции от нашего брака каждый из нас получает меньше необходимого минимума.

– И кто будет твоим новым мужем? – в голосе мужчины неожиданно даже для него можно было уловить нотки ревности.

Женщина молча передала ему свой телефон.

– Так… Годовой доход 230 тысяч долларов, живет в Оклахоме. Ты с ним уже виделась?

– Нет, дорогой. Я решила ему позвонить после разговора с тобой. Что ты скажешь?

– Тебе решать.

– Ну, ты же знаешь. Гугл никогда не ошибается. Плюс 15% годовая скидка на налоги тебе и мне. Десять положительных балов в наши социальные статусы. Это хороший вариант, хорошая сделка. Нашему браку уже 12 лет и лучшую цену за него нам больше никто не предложит.

– Конечно, дорогая. Это хороший вариант…

Конечно, это еще не реальность. Это фантастика. Но очень вероятная фантастика. Тенденция все усиливающегося влияния Интернета на человека уже видна даже слепому и глухому. Манипулирование общественным сознанием с целью увеличения продаж тех или иных товаров и даже избрания нужного президента страны (!) стало уже действительностью! Электронный документооборот, покупки в Интернете, знакомства при помощи виртуального мира, это уже даже не реальность, а обыденность, не менее привычная, чем пятничный намаз для мусульман и воскресный поход в церковь для христиан. Еще буквально шаг-другой, пять-десять лет, и мы сами того не заметив будем полностью подчинены Сети, окутаны ею по самую макушку. Вы хотите такого будущего? Согласен, поначалу будет очень комфортно. Но это комфорт лягушки в чане с водой, который стоит на костре. Вначале классно, а потом сил нет, чтобы выпрыгнуть – и не свариться.

Если тенденция на тотальное заполнение Интернетом нашей жизни сохранится, то с полным основанием можно будет сказать: «Кто владеет Интернетом, тот владеет миром». А действительно, кто владеет Интернетом? Или вы считаете, что виртуальный мир бесхозен, то есть принадлежит всем? Уверен, что вы не настолько наивны.

Интернет также принадлежит всем, как всем принадлежит Антарктида. Хоть папуас с Гвинеи Биссау может совершенно свободно туда приехать. Но на деле шестой континент принадлежит нескольким странам, которые могут позволить себе тратить круглые суммы на содержание там своих станций.

Так кому принадлежит Интернет, сколько стоит, чтобы владеть им и можно ли сломать тенденцию подчинения людей Сетью? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вначале разберемся, что собой, собственно, представляет Интернет.

«Это миллиарды компьютеров, связанных между собой проводной или беспроводной связью с маршрутизаторами, модемами и специальным программным обеспечением», – скажите вы. Особо продвинутые могут вспомнить про HTTP, IPv4 и IP адреса. Это так, но не совсем. Дьявол, как известно, скрывается в деталях.

Интернет – это не сеть, а сеть сетей. То есть существует тысячи, сотни тысяч локальных сетей, каждая из которых объединяет определенную группу компьютеров, обменивающихся информацией при помощи одного или нескольких маршрутизаторов. У каждой такой локальной сети есть хозяин – провайдер – Internet Service Provider (ISP). Далее маршрутизаторы соединяются между собой при помощи телефонных кабелей, специальных интернет кабелей или беспроводной связью. В результате получаем Интернет.

Провайдер – это официальное юридическое лицо, компания, а значит, она подчиняется власти той страны, в которой работает. Следовательно, по решению власти вас легко можно отключить от Интернета или закрыть доступ к определенной части информации, которая находится в Сети. Это могут быть, как определенные сайты, так и глобальное отключение. Например, при различных социальных потрясениях в Ираке, Иране, Ливии и т.д. власти приказывали или полностью отключать Интернет, или перекрыть доступ к социальным сетям.

Централизация современного интернета позволяет легко перекрыть канал получения информации не только решением властей. Есть еще и физический обрыв кабеля, DDoS-атаки или какие-то сбои. Все мы помним, как периодически подвисает Фейсбук, другие социальные сети, иные Интернет-ресурсы.

Второй минус – провайдер может собирать информацию о вашей деятельности в Интернете. Ведь он контролирует маршрутизатор, который точно знает, по какому IP вы обращались и с какого IP вам пришел пакет данных. И никакие VPN или Tor не помогут. Они могут замаскировать вас от стороннего наблюдателя, но не провайдера. Он то будет точно знать, откуда к вам пришла информация и что именно пришло.

Есть и другие, не менее существенные недостатки. По большому счету современный Интернет является отражением современного общества, с его центрами власти, могущественными монополиями и, в общем-то, бесправным народом, в котором поддерживается иллюзия его значимости с помощью СМИ. Так и в Интернете. Есть провайдеры, подчиняющиеся власти. Есть гигантские интернет-компании, которые располагают огромными интеллектуальными и финансовыми ресурсами, благодаря чему практически монополизировали весь контент и успешно манипулируют общественным мнением, навязывая нам свои интересы. И есть обычные пользователи, в сущности, не имеющие никаких прав.

Поэтому сейчас Интернет все больше превращается из инструмента коммуникации и удобного хранилища информации в коммерческий инструмент получения прибыли и в орудие управление обществом.

Эволюция или революция?

Недостатки современного Интернета столь очевидны, что, разумеется, у многих людей возникает стойкое желание как-то такую ситуацию изменить. Например, никто иной, а сам отец Интернета Тим Бернерс-Ли, отлично понимающий изъяны своего детища, с группой единомышленников разрабатывают проект Solid – создание децентрализованной сети с целью уничтожить монополию крупных интернет-компаний, типа Гугл или Фейсбук. Под децентрализацией ученый понимает предоставление пользователю полного контроля над всеми его данными в любых сервисах. В случае успешной реализации проекта интернет-гиганты не смогут собирать огромный массив информации, анализировать ее при помощи специальных алгоритмов, а потом влиять, как в целом на общество, так и на отдельно каждого из нас.

Это путь, так сказать, эволюционный. И у него, на наш взгляд есть серьезный изъян. За информацией мы все равно вынуждены будем обращаться к тем же интернет-гигантам. А раз так, то трудно представить, как можно не передавать им какую-то часть сведений о себе.

К тому же абсолютно в Solid не решается проблема блокирования получения информации по решению властей, DDoS-атак и т.д.

Так может пойти не эволюционным, а революционным путем? Каким?

Создать специальную операционную систему (ОС), в которой все пользователи имеют равные права. То есть каждый из нас будет решать, какие сведения о себе он передаст в Сеть и кому, и каждый из нас может принимать или отдавать ту или иную информацию. То есть быть и потребителем, и провайдером. Другими словами, контент хранится не централизованно, а рассеян между пользователями. Поиск нужной информации ведется при помощи хеш-таблицы, по сути справочника, в котором записано, какая информация на каком компьютере хранится. Для хранения и распространения особо важной информации использовать технологию блокчейна.

Для идентификации каждого пользователя с целью исключения какого-либо мошенничества предлагается создать цифровой профиль человека. Но это не просто аналог цифровой подписи. Это фундамент, на котором пользователь будет выстраивать свою архитектуру взаимодействия с Интернетом. Опираясь на этот цифровой профиль, ОС будет подбирать вам нужный контент – развлекательный, информационный, коммерческий. То есть, не Гугл, подглядывая за вами и анализируя о вас информацию, будет навязывать вам фильмы, новости, товары, а вы сами укажите, что хотите видеть на своем компьютере. Это исключит современные реалии, которые можно описать фразой «без меня меня женили».

Прообразом будущего Интернета могут служить пиринговые сети или сети P2P. В частности, знаменитый BitTorrent. В этом случае коренным образом меняется принцип поиска и получения нужной информации. Сейчас все базируется на положении, что определенный файл (контент) находится на определенном сервере. В предлагаемом будущем Интернете – хеш-сумма такого-то файла, который есть где-то в сети. Хеш-сумма – это тот уникальный идентификатор файла, рассчитываемый при помощи определенного алгоритма.

В этом случае, если файл хранится на нескольких компьютерах, отсутствие связи с одним из них, не помешает вам получить информацию. При этом для его поиска вы не обращаетесь к Гугл или иному поисковику. А значит, не передаете ему какую-то информацию о себе.

Многократно возрастает защищенность передаваемой информации. В новой ОС то же электронное письмо можно пересылать непосредственно на компьютер адресата, минуя серверы почтовых сервисов, любящих подсмотреть содержимое. По такой схеме сейчас работают популярные мессенджеры Viber и Telegram.

Предлагаемый принцип построения Интернета легко позволяет решить проблему его масштабирования. Сейчас удвоение пользователей приводит к такому же увеличению нагрузки на различные серверы, хранящие контент. Отсюда и сбои, и медленная передача данных. При новой системе построения Интернета нагрузка на отдельно взятый компьютер увеличится незначительно, а может даже и упасть, потому что все компьютеры будут являться и серверами.

Новый принцип хранения данных

Выше мы писали от ненадежности Интернета из-за того, что контент хранится на очень ограниченном количестве компьютеров (по сравнению с их общим количеством). Они подвергаются DDoS-атакам, становятся мишенью хакеров, да и просто выпадают из Сети из-за технических неполадок.

Новая ОС, подразумевающая децентрализованный Интернет, значительно повысит надежность получения данных. Предлагается следующая концепция хранения данных:

· компьютеры пользователей;

· независимые хранилища данных.

Передача данных будет осуществляться при помощи протоколов на основе блокчейн технологии. Такая концепция:

· позволит надежно защитить и передавать информацию;

· обеспечит высокую скорость передачи данных;

· даст возможность быстрого запуска любого проекта, требующего большого объема вычислений (распределенные вычисления);

· наладит простую организацию собственной базы данных.

Как победить?

Наивно полагать, что интернет-гиганты просто так отдадут свои многомиллиардные прибыли. Тогда как поступать?

Во-первых, необходимо создать ОС. Можно идти путем Тим Бернерс-Ли, создавшего стартап для своего проекта Solid, в котором работают программисты-волонтеры. На наш взгляд, вначале будущая ОС должна быть ориентирована на мобильные устройства, то есть интернет-соединения должны осуществляться при помощи беспроводных сетей, что позволит минимизировать количество провайдеров. И тогда главным протоколом Интернета будет BGP (border gateway protocol) – динамический протокол маршрутизации.

Новая ОС должна ставиться поверх существующих (Андроид или iOS), то есть это будет надстройка над Интернетом (оверлейная сеть).

Разумеется, эта ОС, а также контент, которым будут обмениваться участники сети должны быть бесплатными.

Да, интернет-монополии сильны, как финансово, так и интеллектуально. Но против совместных действий миллиардов людей они устоять не смогут. Логику развития человеческого общества, в том числе и Интернета, как его части, которая диктует увеличение свободы индивидуумов, повышения конфиденциальности и безопасности, даже могущественным корпорациям не перебить. Эта же логика диктует создание новой, межзвёздной операционной системы. Звезды во Вселенной независимы друг от друга. Они излучают свет и поглощают вещество. И, в то же время, связаны между собой единым гравитационным полем. Даешь межзвёздную ОС!

– Милый, мне тут какое-то смешное письмо от Гугла пришло. Предлагают нам развестись. Мол, они посчитали и решили, что мы не подходим друг другу. Даже кандидатуру нового мужа мне подобрали.

– Все никак успокоиться не могут. Выбрось эту бумажку в спам.

– Я лучше Гугл заблокирую. Надоела его реклама и всякие навязчивые предложения.

– Можно и так. Я уже и забыл, когда последний раз его открывал.

<p><b>Денис Цвайгов</b></p>Новатор и ученый с 12-летним опытом в области бизнес-архитектуры программных платформ, продуктов и технических инноваций.BlockChain-пионер и эксперт по кибербезопасности.<p><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.linkedin.com%2Fin%2Fdenys-tsvaig-80726013a%2F&postId=99081" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.linkedin.com/in/denys-tsvaig-80726013a/</a> </p>

Денис Цвайгов

Новатор и ученый с 12-летним опытом в области бизнес-архитектуры программных платформ, продуктов и технических инноваций.BlockChain-пионер и эксперт по кибербезопасности.

https://www.linkedin.com/in/denys-tsvaig-80726013a/

44
9 комментариев

Видимо 4-5 сезон «Кремниевой долины» повлиял. Действительно дудонет )))

Денис, в ваших рассуждениях есть дефекты. Например, когда вы ожидаете удвоения числа пользователей Интернета? А учетверения?

Вы точно уверены, что использование блокчейна обеспечит быструю передачу данных?
Imho, проблема больших интернет-корпораций сейчас не только и не столько в том, что они стремятся все контролировать. Сингулярность на уровне отдельно взятых корпораций наступает, и они уже не очень хорошо понимают, как у них самих все устроено. Лично на своем примере столкнулся. Очень смешно наблюдать, как Гугл, например, почти год не может отладить тупой алгоритм фильтрации незаконных рекламных объявлений в Эдвордсе. Самое умное объяснение, которое я слышал из Дублина: да, это роботы, да, они лажают, да, мы вручную сейчас поправим, но завтра все опять слетит.

Спасибо за ваш вопрос. Куда же без дефектов ? :) Хотя человек и стремится к совершенству но мы допускаем ошибки и это нормально.

Другое дело, что мне трудно связать ваше утверждение касательно дефектов в рассуждении вокруг заявленной темы с вопросами о числе пользователей Интернет и Блокчейн.

.

Отвечу развернуто. 

 Как я уже писал выше, Интернет сегодня — это сеть сетей и сервисы (корпорации), которые устанавливают цензуру и собирают приватные данные. И участниками Интернета являются не пользователи (их компьютеры, телефоны, холодильники с wifi и т.д.), а сети. Только сети участвуют в работе Интернета. Интернет — это то, что связывает разные сети между собой. А отдельные узлы этих сетей — они уже могут посредством своей сети, подключенной к Интернету, связываться с другими узлами других сетей. В Интернете, скорее всего, может быть не больше 4 миллиардов подключившихся. Даже если весь Интернет перейдёт на ipv6, это число не изменится.

 http://www.potaroo.net/tools/asn32/ на рисунку 2 изображена диаграмма числа подключившихся к Интернету, пожалуйста, посмотрите. 

Касательно вопроса по Блокчейн.  

Блокчейны есть разные, верно? И даже если мы возьмем самый быстрый приватный Блокчейн, он пока в чистом виде не будет передавать данные так же быстро, как централизованные аналоги. Но так и не стоит задача в данном случае. 

В целом, эта технология открывает двери концепции децентрализованной сети хранения данных и описывает сеть независимых клиентов и поставщиков услуг хранения. Эта технология может объединяет хранилища, предлагаемые независимыми поставщиками хранилищ, а также всеми устройствами сети и самосогласованно обеспечивает хранение и извлечение данных для пользователей. Координация децентрализована и не требует доверенных сторон. 

Другими словами, Блокчейн сам по себе не решает задачу экспоненциально растущих объемов трафика, или «тяжести контента». И я думаю, что корень проблемы WEB заключается в ущербности самого HTTP,  как средства для отдачи огромных объемов трафика. Он просто для этого не предназначен.

Система, построенная по принципу «один провайдер — миллионы потребителей», всегда будет страдать. 
Времена конфигураций «один сервер — один веб-сайт» уже прошли. Однако мы все равно топчемся на месте, используя старые технологии. Почему? 

Встречные вопросы вам. 
Может вам известен способ отвязать сервис от единой точки входа? 
Как решить одну из главных проблем интернета - проблему мертвых ссылок? (HTML5 ее не решает) 
Почему мы так дешево платим за 1мб трафика, но до сих пор отдаем огромные суммы за то, чтобы наш сервис оставался онлайн? 
Имея такое количество технологий оптимизации отдачи контента, почему мы до сих пор страдаем от DDoS-атак? 

Если вы можете ответить хотя бы на один из этих вопросов,  будем спасать мир вместе. :) 

Денис, приводить для обоснования своих идей график с 1990 по 2020 год - это как бы помягче выразиться... В общем, неправильно. Потому что в начальной точке графика ситуация была в зачаточном состоянии, а сейчас близка к насыщению. Погуглите, что такое логистическая кривая, пожалуйста.

Про блокчейн. Я кроме того, что практик (из тех, кого в комментариях на VC как-то обозвали советским шестиклассником, который в те мохнатые годы начинал изучать азы программирования), еще немножко и теоретик (имею ученую степень по экономике). И меня интересуют в том числе экономические аспекты этой проблемы. Когда себестоимость майнинга биткоинов (как производная от самой дешевой электроэнергии) стала сопоставимой с курсом этой криптовалюты, предел эффективности процесса стал ощутим чисто физически (и экономически). Блокчейн - это дорогая технология в разных смыслах этого слова. У вас есть готовое решение этой проблемы?

Кроме того, если мы говорим о скорости передачи информации в сетях, мы должны понимать, что есть много узких мест, и самые раздражающие из них связаны совсем не с http. Простой пример: типовая многоэтажка, почти в каждой квартире wi-fi-роутер, скорость соединения у юзеров периодически скачет не потому, что на входе в квартиры не хватает скорости, а потому что роутеры друг другу мешают. Аналогичная беда с мобильным интернетом (не хватает частот). Если бы вы придумали хорошее решение этой проблемы (типа самонастраивающихся, взаимодействующих друг с другом роутеров), то выигрыш в скорости для юзеров был бы очень ощутим даже без переделки базовых основ Интернета.

Про мертвые ссылки не очень понял вопрос. Какую именно проблему надо решить? Была когда-то веб-страница, потом исчезла, а ссылки остались. Частично (локально) проблему можно решить на уровне CMS. Но как решить проблему глобально, если речь идет о вмешательстве в чьи-то права (право удалить контент безвозвратно, например?)

С DDoS тоже все в конечном итоге упирается в права: можем ли мы априори отклонять запросы любого подозрительного пользователя? А если это добропорядочный юзер, и мы ему перекроем доступ на какой-то публичный сервис? Имеем ли мы право для общественной/частной пользы жертвовать кем-то из членов общества?

Вы правы насчет Блокчейн и перечисленные вами проблемы не дают возможности широкого использования данной технологии в реальном секторе экономики. 

У меня на этот счет есть рабочее решение, - блокчейн, с механизмом консенсуса Federated Byzantine Agreement и одним ноу-хау. Это решение гарантирует лучшую масштабируемость системы (скорость ± в 170 раз выше, чем у блокчейна Биткоина + стоимость транзакций = 0 , в отличии от сети блокчейна Эфириум), надежную скорость транзакций и дополнительные уровни безопасности. 
На самом деле, должен вам признаться, что возможности этой технологии, как и технологий AI хорошо не изучены, а первопроходцы всегда одиноки.  

p.s. попробуйте использовать логистическую кривую для оценки имплементации обсуждаемых нами технологий в реальную экономику ... 

Запутываетесь ли Вы в сети?