Репетитор или онлайн-курсы: как помочь ребенку догнать и обогнать школьную программу

Репетитор или онлайн-курсы: как помочь ребенку догнать и обогнать школьную программу

Детские онлайн-школы занимаются с учениками самого разного возраста. Рынок после 2020 года резко вырос, у родителей и детей появилась возможность выбора. Но можно ли считать онлайн-курсы полноценной заменой частного репетитора? В этом непростом для родителей вопросе разбирается Илья Акчурин, преподаватель на факультетах Искусственного интеллекта, Big Data, C/C++, разработки игр на Unreal Engine GeekBrains и GeekSchool.

Для чего нужны занятия вне школы

В основном дети занимаются с репетиторами по двум причинам. Первая – поступить в выбранный вуз. У ребенка (или у его родителей) есть цель. Они заранее исследовали вопрос и поняли, что для этого какие-то предметы нужно знать на очень высоком уровне.

В таких случаях принято говорить: «Школьная программа настолько слабая, что ученикам приходится брать себе репетиторов». На эту тему можно спорить долго. Школа, вероятно, и справляется. Но конкурс среди поступающих настолько высок, что нужно быть лучше, чем все остальные.

Вторая причина обращения к репетиторам – детям просто интересен тот или иной предмет. Им недостаточно школьной программы – в школе им слишком просто или слишком нудно. Такие ребята чаще ищут себе какие-то курсы, но некоторые из них обращаются к репетитору.

Раньше считалось, что репетиторов в основном нанимают отстающим ученикам. Сейчас же наоборот. Когда родители замечают успехи и заинтересованность ребенка в каких-либо направлениях, то стараются направить свои ресурсы на развитие именно этой области. И вот тут пригодятся и онлайн курсы и репетиторы.

Онлайн-курсы появились в поле родителей и школьников не так давно. Еще 10 лет назад о них мало кто слышал. Свою популярность они начинали набирать 5-7 лет назад.. До этого большинство внешкольных занятий с детьми проводились в виде частных уроков или кружков.

Плюсы и минусы онлайн-курсов

Удобство. Никуда не нужно ехать или идти: сел за компьютер и получаешь новые знания. Для многих это основной фактор.

Преподаватели. Онлайн-курсы дают возможность заниматься с преподавателями из других городов и стран. Для жителей небольших городов возможность учиться на курсах у преподавателя московского вуза – это круто. Впрочем, онлайн-репетиторство тоже позволяет все это получить.

Взаимодействие в группе. Особенно это актуально для ребят старшей школы, когда их учат работать в команде, «окуная» в мир взрослых. Учат взаимодействовать в симбиозе с группой: закрывать свои слабые стороны сильными сторонами других и наоборот – усиливать менее развитые навыки или знания партнёров.

Цена. Курс всегда дешевле, чем личные занятия с репетитором – онлайн или оффлайн. Стоимость одного занятия на онлайн-курсах в среднем 300-400 рублей. Цена услуг репетитора может начинаться от 1000 рублей за час.

Комьюнити. Большинство курсов создают сообщества в Telegram, группы в Discord. Ученики могут не только пообщаться друг с другом и с преподавателем на уроке, но и взаимодействовать в остальное время. Получается, что человек «варится в этой каше» на постоянной основе. Это даёт и знания, и нетворкинг.

Главный недостаток онлайн-курсов по сравнению с репетитором – общая программа, которая крайне редко подразумевает какой-то индивидуальный подход. «В идеале» на курсе вся группа должна освоить программу примерно на одном уровне. И это не всегда бывает удобным для учеников.

Плюсы и минусы занятий с репетиторами

Основное преимущество репетиторов очевидно: индивидуальная работа. Занимаясь персонально, дольше разбираются темы и нюансы, которые нужны именно этому ученику. Можно сосредоточиться на том, что плохо получается, чтобы глубже изучить материал. И все 100% внимания достаются одному человеку. С репетитором работа на результат идёт качественнее и быстрее.

Схема взаимодействия очень простая. Ученик говорит репетитору, какие у него цели, какие именно темы нужно освоить. И педагог подстраивает программу под эти цели, подтягивает ребенка по требуемым темам. Хороший репетитор всегда приведет своего ученика к конкретному результату, который будет полезен ему . На курсах так не получится. Результат в любом случае будет более «общий», чем при индивидуальной работе.

Недостатки занятий с репетиторами тоже на поверхности: высокая стоимость их услуг и сложность с выбором. Хорошего репетитора тяжело найти. Непонятно, какая у него программа, каким образом он ее выстраивает, что дает ребенку на занятиях. Впрочем, с курсами нередко возникает та же самая ситуация. Один и тот же курс могут вести разные преподаватели, со своим подходом и личным опытом. Бывает так, что от одного педагога все в восторге, а о другом люди отзываются негативно. Это как рулетка: фактор удачи очень велик.

Как выбирать репетитора

Отзывы знакомых. Лучший репетитор – тот, о ком хорошо говорят ваши знакомые. Конечно, у каждого субъективный взгляд, но хотя бы 2-3 таких отзыва могут дать более объективную оценку. Я бы выбирал репетитора в первую очередь по отзывам знакомых: если кто-то у него уже занимался и советует его.

Личное общение. С репетитором можно познакомиться, пообщаться, оценить, насколько между вами устанавливается контакт, насколько человек приятен. Для кого-то он может быть идеальным преподавателем, а для другого человека совсем не подходить.

Взаимопонимание. Хороший репетитор редко получается из строгого кандидата наук. Гораздо предпочтительней человек, который может заинтересовать, пошутить, разрядить обстановку, найти баланс между учёбой и отдыхом. Он позволит немного повалять дурака на занятии – если это не идёт во вред учебной программе. Это намного эффективнее «классического» строгого подхода, когда «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

Студент – почему нет? Репетиторы-студенты тоже бывают неплохим вариантом. Я даже больше бы доверял студентам, чем взрослому и очень опытному человеку. Студент только отучился, у него все знания свежие и актуальные. Тем более такие ребята в основном ещё не испорчены жизнью, они более гибкие и легко могут перестраиваться под разных детей и разные ситуации, находить с ними общий язык и устанавливать более тесный контакт. Правда здесь существует опасность, что они просто не смогут удержать ребенка, который «прогнет» под себя молодого преподавателя. Если отдавать ребенка студенту – нужно контролировать процесс, чтобы избежать такой ситуации.

Как выбирать онлайн-курсы

Конкретика в программе. Обращать внимание на то, что именно предлагают курсы. Если это только общие слова типа «у нас индивидуальный подход» или «мы сделаем ребенка крутым программистом» – стоит насторожиться. Гораздо лучше, если в предложении есть какая-то конкретика. Например, расписанная программа по темам. Тогда вы сразу поймёте, в каких темах будет разбираться ребенок.

Мнение ребенка. Записать ученика на онлайн-курс без его ведома – не лучшая идея. Самый оптимальный вариант – подобрать ребенку онлайн-курсы, исходя из его увлечений и хобби. Для начала нужно выяснить, хочет он в принципе заниматься или нет. Может, у него и без этого уже хватает нагрузки, или тема курсов ему просто неинтересна. Если ребенок после рассказов взрослого сам проявил интерес и согласился попробовать – тогда другое дело. Мнение ребенка учитывается и в дальнейшем: категорически не нравится – лучше не продолжать знания.

Впечатления от пробных занятий. Большинство онлайн-курсов предлагают тестовые занятия: бесплатно либо за минимальную оплату. У ребенка будет возможность протестировать курс в самом начале, понять, подходит он ему или нет. Онлайн-формат может совершенно не нравиться некоторым детям.

Отзывы. Как ни странно, отзывы в интернете при поиске курсов – не самый важный параметр выбора. У разных людей отзывы могут быть совершенно полярные. Бывает, у человека что-то не получилось по его вине, а он обвиняет во всём курсы. Но слишком большое количество негативных отзывов заставляет как минимум задуматься.

Перемены – к лучшему. Если какой-то очень хороший курс ребёнку просто «не зашёл», ничего страшного – попробуйте другой! Возможно, именно там он встретит преподавателя, который подойдёт ему лучше остальных. Рынок детских онлайн-курсов большой, тут есть, из чего выбирать.

С какого возраста записываться на онлайн-курсы

Оптимальный возраст для начала онлайн-занятий – 8-9 лет (2-3 класс). Второклассники обычно уже немного приучены к порядку, могут в какой-то степени контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние. Они умеют сдерживать себя определенное время – хоть и не очень долго.

Бывает, что ребенок и в 1 классе уже готов заниматься онлайн, но такое случается нечасто. Первоклассник ещё «в шоке» от смены обстановки после детского сада, ему нужно привыкнуть и перестроиться. И нагружать его дополнительными занятиями вряд ли разумно. Кстати, кружки, в 1 классе также не совсем уместны. Многие думают: у первоклассника надо занять весь день кружками и занятиями. При таком подходе ребёнок может просто не выдержать нагрузку и потерять интерес к развитию.

Репетитор или онлайн-курс: что выбрать?

Когда у родителей и ребёнка есть четкое понимание цели, однозначно лучше заниматься с репетитором. Но цель должна быть понятна ребенку, а ещё лучше – поставлена им.

Если при выборе репетитора возникли затруднения – возможно, стоит записать ребенка на онлайн-курсы. Если ребенку не понравится, потери в деньгах и во времени будут не слишком большими. Сменить курс на другой нетрудно: выбор огромный. А поменять репетитора «на ходу» намного сложнее.

Онлайн-курсы – это отличная возможность выяснить, что именно интересно ребенку. А когда с выбором направления покончено, можно делать следующий шаг – записаться на углубленные курсы по выбранному направлению.

Если ребёнок занимается онлайн, со стороны родителей должен быть контроль. Нужно периодически интересоваться, как дела у ребенка на курсах, что он узнал нового. Может, ему стало неинтересно или скучно. Иногда ребёнок делает вид, что занимается на онлайн-курсах, а на самом деле пропускает занятия.

Не надо ждать от детских онлайн-курсов «второй школы» с академическим уровнем знаний. Это вряд ли будет чем-то «суперобучающим». На самом деле онлайн-курсы во многом похожи на внешкольные кружки: дополнительное развитие в игровой форме. И чем младше ученики – тем больше игровых элементов в занятиях. Сейчас даже курсы для 15-17-летних стараются «строить» на играх, чтобы ученикам не было скучно.

Узконаправленные курсы обычно предлагают старшеклассникам. Им чаще всего уже нравится какая-то тема и они хотят изучить её подробнее. А иногда даже готовы сделать свой выбор в профессии в данном направлении. Ребят такого уровня можно записывать и на взрослые курсы. Когда уже есть четкое понимание предмета, разобраться в нем будет не слишком сложно.

Начать дискуссию