#20вопросов Кириллу Коршунову, руководителю практики корпоративных конфликтов Центра медиации при РСПП📋

Что нужно сделать стартапу, чтобы выйти стать лидером и завоевать рынок? Есть много важных составляющих успеха, о некоторых из которых рассказывали герои нашей рублики #20вопросов. Но не менее важно не дать стартапу развалиться из-за внутренних конфликтов внутри команды. А они всегда возникают на том или ином этапе.

Как предотвратить внутренние конфликты? А если он уже возник, как его урегулировать? Может ли медиатор помочь привлечь инвестора?

Эти и другие важные вопросы, касающиеся корпоративных конфликтов, в рубрике #20вопросов мы задали Кириллу Коршунову, руководителю практики корпоративных конфликтов Центра медиации при РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей).

Кирилл Коршунов

Руководитель практики корпоративных конфликтов Центра медиации при РСПП, старший юрист АБ КИАП

Что такое Центр медиации при РСПП?

Площадка на базе РСПП, на которой опытные бизнес-медиаторы помогают бизнесу договариваться выгодно, сохранять время, деньги и партнерские отношения. Мы помогаем урегулировать конфликты в разных отраслях: FMCG, HoReCa, недвижимость, IP&IT, банки. Я занимаюсь урегулированием корпоративных конфликтов с уклоном на стартапы: спорами основателей между собой, с инвесторами, с наемным менеджментом.

Чем занимается медиатор?

Медиатор помогает сторонам договориться и прийти к взаимовыгодному решению. Он сопровождает их переговоры и создает конструктивное поле для общения.

То есть медиатор — это переговорщик?

В целом, да, но есть одно отличие. Медиатор — особый переговорщик. Он обладает всеми навыками обычного переговорщика, но участвует в переговорах специфическим образом.

Переговорщик играет за какую-то одну сторону и старается сделать так, чтобы сделка была выгодна в первую очередь той стороне, которую он представляет. Медиатор не играет ни за одну из сторон, он нейтрален. У него нет задачи заставить одну сторону принять позицию другой. Для него в равной степени важны интересы обеих сторон. Образно говоря, он не притягивает одну сторону к другой, стоящей на одном месте, а подводит их навстречу друг другу.

Чем медиатор может быть полезен стартапам или инвесторам?

Условно можно выделить три больших блока:

  • Согласование условий привлечения финансирования. Например, когда потенциальный инвестор готов вложишься, но они с основателями не могу договорится по другим условиям вступления инвестора в проект. У Центра медиации при РСПП есть сильная команда юристов-партнеров из АБ КИАП, которая помогает сбалансировать разные интересы, используя наиболее подходящие инструменты корпоративного права.
  • Интеграция стартапа в корпоративную структуру инвестора. При появлении новой команды иногда случаются конфликты между "новичками" и уже имеющимися специалистами. Такие проблемы могут случаться как из-за личной неприязни кого-то из членов двух команд друг к другу, так и из-за того, что текущие бизнес-процессы не подготовлены к появлению новой команды.
  • Урегулирование споров, возникающих в ходе реализации проекта. Это могут быть споры между основателями, с инвестором, сотрудниками или подрядчиками. Например, когда инвестор хочет забрать инвестиции, потому что проект пошёл не так, как планировалось. Или бывает, что исключительные права, связанные с продуктом, не правильно перевели на стартап и нужно договариваться с уволенным разработчиком, чтобы он правильно передал права.

Для того чтобы провести медиацию в вашем центре нужно состоять в РСПП?

Нет, мы помогаем договориться вне зависимости от того, состоит ли кто-то из спорящих в РСПП или нет.

Что подтолкнуло стать медиатором?

Я не только медиатор, но и судебный юрист по корпоративным спорам. По моему мнению, суды — не самый эффективный способ решения некоторых споров. Во-первых, корпоративные войны часто рушат бизнес. Во-вторых, иногда стороны продолжают спорить в суде просто из-за принципа, хотя обе были бы не против все закончить. В-третьих, суды это долго и дорого.

У меня был случай, когда у двух компаний было несколько дел друг против друга. Каждый что-то требовал. Споры продолжались два года. В итоге, если зачесть все, что стороны взыскали друг с друга, получится почти ноль. Два года судов, чтобы выйти в ноль. Причем ближе к концу каждая из сторон схватилась за голову и сказала примерно одно и то же: "Если бы я знал, что все так затянется, я бы лучше договорился". После споров они перестали сотрудничать друг с другом, хотя до этого у них был очень хороший тандем. Поэтому мне захотелось помогать основателям урегулировать свои конфликты более эффективным способом. Как минимум, сделать так, чтобы не было спора из-за принципа. Плюс, я хочу помогать создавать и сохранять классные проекты. Я рассматриваю это как свой вклад в развитие предпринимательства. Хотя, безусловно, есть ситуации, когда сторонам лучше сразу пойти в суд, а не к медиатору.

Какие, например?

Если сторонам нужно просто выяснить кто прав по закону и ничего больше, лучше сразу в суд. В таком случае он будет эффективней медиации. Сторонам банально не о чем договариваться, им нужно просто узнать кто и что нарушил. Медиатор тут не нужен.

Тогда зачем людям идти к медиатору, если есть суд?

Обычно, к медиатору обращаются, когда сторонам выгодно продолжать сотрудничество и хотя бы один из них хочет сохранить отношения. Чаще всего это происходит, если у сторон уже есть длинная история взаимоотношений или они только вступили в какие-то долгосрочные отношения. По разовым сделкам, когда стороны не знали друг друга до этого и не планируют продолжать взаимодействие дальше, такое тоже возможно, но реже.

Суд решит кто прав, а кто виноват, но он не позволит вынести двум сторонам материальную пользу из конфликта. Плюс, как правило, в суде конфликт эскалируется и отношения сторон очень сильно ухудшаются. К тому же, суд не поможет построить крепкое партнерство.

Тогда зачем людям идти к медиатору, если есть суд?

Конфликт можно рассматривать как повод пересмотреть формат сотрудничества. Часто бывает, что текущую проблему можно решить, изменив формат сотрудничества. Тогда решение конфликта сводится к тому, чтобы снять эмоциональное напряжение и определить этот новый формат. Главное, чтобы стороны гипотетически могли быть полезны друг другу.

И медиатор занимается тем, что помогает сторонам найти, в чем они могут быть полезны?

Да. Можно сказать, что медиатор помогает заключать выгодные сделки.

Почему вы решили специализироваться на стартапах?

Шанс на то, что основатели хотя бы начнут переговоры и будут вести их в конструктивном ключе, гораздо выше, чем у других предпринимателей. По моему опыту общения с основателями стартапом могу сказать, что это гибкие ребята, готовые к открытому диалогу. Они дорожат отношениями, нацелены на коммуникацию и кооперацию. В конце концов, речь идёт о сохранении их детища, поэтому у них большая мотивация договариваться.

Плюс, не стоит списывать со счетов тренд на осознанность. В данном случае я имею в виду осознанность построения партнёрства. Отношения с партнером лучше строить не впопыхах и "на авось", надеясь все урегулировать и обговорить в процессе, а обстоятельно, а с чувством, толком, расстановкой. Чтобы уже на момент вхождения в совместный проект у партнеров было полное понимание всех возможных аспектов взаимодействия.

Да и сам вопрос построения партнерств актуален в первую очередь для стартапов.

Какая основная причина споров между основателями стартапов?

Несовпадение ожиданий друг от друга. Часто люди начинают бизнес, не обсудив перед этим многие важные вопросы. В результате, они по-разному смотрят на то, как будет функционировать их бизнес, чем будет заниматься каждый из партнеров, кто за что отвечает и что партнеры будут делать в определенных ситуациях. Это может долго не иметь никаких последствий. Но когда различие в ожиданиях всплывет, возникнет конфликт. Несколько конфликтов и за спиной у каждого накопился багаж из недовольств и обид. Тогда партнерство уже начинает тяготить и может начаться серьёзный раскол.

Как построить крепкое партнерство?

Как можно раньше обговорить со своими партнерами все потенциально спорные вопросы. Желательно сделать это до открытия совместного бизнеса. Лучше предотвращать конфликты, чем их урегулировать. А лучший способ предотвратить конфликт — обговорить все на берегу.

Медиатор может это сделать?

Да, медиаторы проводят специальные сессии, на которых обсуждают с основателями неудобные, но важные вопросы, связанные с ведением совместного бизнеса. В целом, такие сессии можно провести не только между партнерами, которые только собираются открывать компанию. Это можно сделать и в уже функционирующем бизнесе.

Почему у людей не получается договариваться – наиболее распространённая причина?

Нежелание посмотреть вокруг. Люди часто концентрируются на собственной позиции, а не на интересе. Если концентрироваться на интересе, то шансов договориться гораздо больше.

В чем различие между позицией и интересом?

Позиция – то, что я требую на переговорах от второй стороны. Интерес – для чего мне это нужно. Например, требование поднять зарплату – это позиция. А интерес, лежащий в этой позиции, может заключаться в том, что мне, к примеру, нужно накопить денег на мой стартап.

Как концентрация на интересе поможет договориться?

Это дает больше вариативности. Позиция – жесткая, с ней сложно спорить. Давайте вернемся к примеру с повышением зарплаты. Если концентрироваться на позиции, то переговоры будут касаться двух вопросов: повышать ли зарплату и на сколько. Будет просто торг в пределах определенного диапазона, в котором не очень много пространства для маневра. Поэтому если одна сторона упрется в свою позицию, переговоры зайдут в тупик. Работник требует повышения зарплаты, работодатель не хочет ничего повышать. Вот и поговорили!

Интерес – более гибкий. Например, работодатель может не согласиться увеличить зарплату. Но, узнав, что деньги нужны работнику для развития классной идеи, которая потенциально будет полезна компании, он может помочь сотруднику как-то по-другому. Например, предложить оплатить участие в акселераторе, предоставить финансирование с дальнейшей интеграцией в компанию, дать наставников из числа опытных сотрудников компании. Вариантов становится гораздо больше, чем просто спорить о размере повышения.

В результате, сотрудник получает даже больше, чем хотел изначально. Ему не нужно ждать, пока он накопит необходимую сумму, а может приступать к реализации своего проекта уже сейчас. Это, кстати, пример того, как из конфликта можно вынести пользу.

Говорят, что в России плохо развита культура переговоров. Это так?

Да, мне тоже так кажется.

Почему?

Я вижу три причины: нежелание отступать, склонность видеть везде подвох и эмоциональность.

Современная культура создала образ, что переговорщик должен быть жестким, прижимать всех к стенке, хамить, грубить и не делать ни шагу назад. Желая соответствовать этому киношному образу, на реальных переговорах люди стараются себя вести так же.

Что посоветуете партнерам, которые уже поссорились?

В первую очередь нужно снять напряжение, чтобы избежать необдуманных действий, которые усугубят конфликт. А уже потом разбираться, как его решать. Чтобы успокоить партнеров я обычно предлагаю:

  • Вспомнить, почему они решили делать бизнес вместе. Скорее всего, у каждого партнера есть что-то уникальное, без чего второй партнер не сможет один вытащить проект.
  • Вспомнить, что хорошего для общего дела сделал второй партнёр.
  • Задуматься о том, что произойдёт, если конфликт начнёт развиваться.

Если оба партнёра сделают это, их диалог обычно начинается с более конструктивной ноты.

Больше интересных новостей в нашем Telegram-канале "Innovation Squad".

33
Начать дискуссию