#20вопросов "Ленте"

Недавно мы выпустили наш антикризисный гайд, где собрали компании, которые планиурют продолжать работу с инновациями несмотря на текущую экономическую ситуацию. Мы были приятно удивлены, что у многих (точнее большинства) компаний ситуация в сфере инноваций не сильно поменялась.

"Лента" как раз является одной из таких компаний. Мы решили задать наши #20вопросов Ольге Караевой, директору по инновациям "Ленты" и узнать немного подробнее, какие тренды в ритейле сегодня есть, стоит ли ставить KPI по инновациям и к каким стартапам склоняется компания – российским или зарубежным.

Ольга Караева
Директор по инновациям "Ленты"

Как давно "Лента" начала заниматься инновациями?

"Лента" всегда очень активно экспериментировала с технологическими инновациями. Центр инноваций был создан в конце 2019 года в рамках формирования новой стратегии, компания поставила перед собой амбициозные цели и достичь их без качественных изменений и применения современных технологий невозможно.

Какая основная задача стояла перед компанией?

Появилась задача изменить культуру компании, найти для каждой функции драйверы роста. Необходимо было стать привлекательной компанией для стартапов, прозрачными для них.

Нужно было организовать процесс быстрого поиска инноваций, пилотирования и внедрения, иначе говоря, создать системную работу с инновациями. За 6 месяцев мы собрали команду, утвердили процессы, организовали инструменты для скаутинга продуктов и технологий и уже в 2020 году провели первые 15 пилотов. Стартовали работы по организации процессов внутреннего предпринимательства.

За конкурентами в России следите в данном направлении?

На локальном рынке мы следим не только за прямыми конкурентами, но активно изучаем опыт других отраслей, в том числе в промышленности и особенно в банковском секторе. Также мы активно обмениваемся опытом внутри компаний "Севергрупп", сами организовываем стажировки в "Ленте".

Чтобы организовать программу внутреннего предпринимательства, мы встретились с 8 крупными компаниями совершенно из разных областей: транспорт, промышленность, банки, ритейл, в результате чего изучили интересный опыт. С недавнего времени мы активно начали сотрудничать с пищевыми институтами и изучать новые технологии в пищевом производстве.

В работе со стартапами наша отличительная черта состоит в том, что мы сконцентрированы на проектах, которые могут быть внедрены на всю сеть.

А за рубежом?

Мы также активно смотрим на зарубежные рынки. Заказываем исследования, смотрим, какие патенты появились в США.

Например, в прошлом году мы подробно изучили рынок Китая, проанализировали тренды в ритейле.

Есть ли сейчас какие-то действующие проекты?

Сейчас делаем большой международный проект по FOODTECH, наладили партнерские связи с 25 крупными международными акселераторами, в том числе из Китая.

Также мы мониторим, что происходит у наших коллег по отрасли в крупных сетях.

Вы каждый год формируете KPI по инновациям?

Мы ставим цели на горизонте 3 года и каждый год корректируем их, в зависимости от достигнутого результата. Основная цель – это дополнительная EBIDTA. Но мы не ограничиваемся только экономическими показателями.

Мы каждый год измеряем зрелость и эффективность наших процессов, ставим цели по их ускорению и повышению зрелости, анализируем, за счет чего мы можем их улучшить, где еще остались узкие места, измеряем T2M.

Отдельно мы ставим цели по развитию внутреннего предпринимательства. И тут мы прежде всего работаем над системной организацией работ, в этом году, например, мы будем учиться запускать командную работу на уровне магазинов, учить людей находить новые источники эффективности в повседневной работе.

Долгосрочные или краткосрочные цели в данном направлении, что лучше?

Цели должны всегда ставиться в разных горизонтах, главное, они должны быть амбициозными. Если ты ставишь перед собой амбициозную цель и кратно увеличиваешь ее год от года, это стимулирует тебя внедрять новые инструменты, смотреть на перспективные технологии, правильно балансировать портфель проектов. Амбициозных целей нельзя достичь без исследования тем, внедрение которых может занять больше года, но которые могут дать экспоненциальный эффект. По экспоненциальным технологиям у нас есть отдельная программа исследований.

Долгосрочные проекты делают вклад в рост эффективности и EBIDTA. Также они связаны с поиском новых точек роста, которые могут принести компании дополнительную выручку.

"Лента" startup friendly?

Мы делаем все, чтобы быть привлекательной компанией для стартапов. Первое, что мы сделали, – это повысили прозрачность коммуникаций с нами. Мы автоматизировали прием входящих заявок от команд на платформе открытых инноваций, где у стартапа есть личный кабинет, возможность отследить статус заявки, связаться с командой Центра инноваций. Мы четко фиксируем сроки оценки проектов, внимательно следим, чтобы стартапу была дана своевременная и аргументированная обратная связь. У нас есть Fast Track для пилотирования и выделенные команды в инновациях и ИТ.

Мы предлагаем стартапу оплаченный пилот в реальной инфраструктуре. Мы быстро выделяем бюджет на пилоты без дополнительных согласований.

Если говорить подробнее об инфраструктуре, у нас есть тестовая лаборатория, выделенная команда, в том числе IT специалисты. Центр инноваций при проведении пилотов оказывает также методологическую поддержку стартапам. Например, если по итогам пилота не были достигнуты заявленные критерии, эксперты Центра инноваций дают советы, как доработать технологию.

Как вы ищите стартапы?

Стоит начать с того, а что мы ищем? Мы формируем программу исследований в начале каждого года на уровне СЕО-1 и в течении года дополняем ее разными темами. У нас есть скоринговые модели, которые сразу позволяют оценить потенциал запроса.

Первое, мы сделали портал открытых инноваций и публикуем все темы на нашем канале, уже есть старатапы, которые смотрят за нашими обновлениями и предлагают свои решения. Мы работаем еще и методом PUSH. Регулярно к нам поступают решения по темам, которых нет в нашей программе исследований, мы их все стараемся показать бизнесу, если они интересны.

Мы активно работаем с технологическими партнерами в России и за рубежом, а также консульствами и посольствами стран Испании, Израиля, Италии.

Мы организовываем акселерационные программы и конкурсы.

"Безопасный магазин" мы провели совместно с Retail Tech с целью поиска технологических решений, которые могут быть полезны во время пандемии. Мы нашли ряд технологий бесконтактного обслуживания, диагностики здоровья, контроля количества людей в помещении, управление доступом на базе продвинутой видеоаналитики и искусственного интеллекта.

Всего в рамках первого международного отбора проектов для "Ленты" совместно с GenerationS в было собрано более 270 заявок, из них 65% команд из Европы, 18% – Израиля, 10% – Азии и 7% – США. Это решение по навигации в магазинах, приложение для покупателей с персональными ценами и возможностью оплаты с телефона, инновационный материал для системы охлаждения в онлайн-доставке, технология продления свежести продуктов

Хакатоны стали хорошим инструментом для привлечения талантливых молодых специалистов, которые в будущем смогут стать сотрудниками нашей компании и продолжат формировать культуру постоянных улучшений. По итогам в команду "Ленты" был трудоустроен один из участников, проведен пилот с программой лояльности, также команда по продвинутой аналитике получила полезные инсайты в контексте решаемых ими задач.

Мы активно участвуем в качестве экспертов на профильных мероприятиях, смотрим стартапы на питч-сессиях и выставках, систематически организуем показы нашему бизнесу.

А если придет молодой стартап с очень персективным проектом, но которому нужны инвестиции, – вложитесь?

На данный момент мы не инвестируем в стартапы

Как стартапу узнать, какие решения вы ищите?

Год назад мы автоматизировали прием заявок от стартапов на нашей платформе, где также можно узнать о направлениях поиска.

Если среди заявленных направлений нет темы, которую предлагает стартап, мы все равно ее рассмотрим. В последнее время стартапы предложили несколько перспективных тем, которые мы сейчас прорабатываем с бизнесом, например, оптимизация работы наших пекарен и собственной доставки на последней миле.

Вы больше склоняетесь к российским стартапам или предпочитаете западные?

Мы работаем и с теми, и с другими. В нашей воронке сейчас более 1500 стартапов, треть из них – зарубежные из США, Израиля, Европы, Китая и других стран.

Мы оказываем западным стартапам методологическую поддержку, помощь в выходе на российский рынок в части снижения бюрократических барьеров по оформлению сертификации и прочих документов.

Мы активно пилотируем зарубежные стартапы, из шести тиражированных решений - 20% зарубежных.

Что такого "инновационного" вы можете дать клиенту?

Мы пилотируем решения, которые смогут улучшить покупательский опыт.

Мы экспериментируем с дополнительными сервисами для покупателей, заботимся о свежести продуктов, внедряем технологии для быстрого расчета на кассах. Например, мы тиражировали проект для ускорения обслуживания покупателей на кассах.

Чат-бот Set Galya позволит кассирам удалять товары из чека, отменять последнюю позицию и менять количество покупок без личного участия старшего кассира­ – через чат-бот он получит автоматически сформированный запрос с точными данными из кассовой системы и одним нажатием кнопки даст разрешение на операцию.

Нам удалось сократить время на отмену кассовых операций с 88 до 20 секунд благодаря этому решению. Мы посчитали, что в год мы экономим порядка семи тысяч суток ожидания в очередях для наших покупателей и времени наших кассиров на все наши гипермаркеты.

Мы экспериментируем не только с инновационными технологиями, а также с ассортиментом.

Мы первыми среди наших конкурентов формируем единый канал для работы с новинками и приглашаем к сотрудничеству производителей инновационных продуктов питания со всего мира. Это товары из любой фуд-категории, не представленные в федеральных торговых сетях РФ, обладающие новыми потребительскими свойствами, рецептура или упаковка которых выполнены по инновационным технологиям.

Есть ли пример классного пилота, которым вы можете поделиться?

Мы активно тестируем сейчас видеоаналитику для улучшения клиентского пути. Так, "Лента" увеличила товарооборот магазинов благодаря технологии видеораспознавания очередей.

Технология определяет количество людей на кассах и в зонах самообслуживания и уведомляет об этом ответственного сотрудника. После получения этой информации ответственный сотрудник магазина открывает дополнительные кассовые линии

Дополнительные камеры на входе в магазин анализируют количество покупателей, эти данные учитываются для прогнозирования трафика. За счёт полученной информации компания оптимизировала графики вывода кассиров.

Технологию видеораспознавания мы также тестируем в умных весах. Технология работает так: покупатель кладёт на весы овощи или фрукты, система анализирует товар, предлагает подтвердить позицию и распечатать чек. Мы проводили тесты с несколькими разработчиками. Точность распознавания во время первого эксперимента составляла 92 процента. Однако была проблема в скорости работы устройства: результат появлялся на экране после завершения стабилизации. Мы определились с требованиями к подрядчику и сегодня проводим пилот с весами от другого вендора. Во-первых, результат появляется на экране за доли секунды. Во-вторых, сейчас мы сэкономили время на обучении весов. В-третьих, у этой модели российского разработчика высокая точность: распознавание достигает 95-98%, что под силу только опытному работнику, хорошо знающему ассортимент.

Другой пилот, которым можем поделиться – автоматическое планирование смен сотрудников.

Задача пилота, который проводят Центр инноваций, операционная служба и дирекция по персоналу "Ленты", – полностью автоматизировать планирование и максимально эффективно распределять смены между сотрудниками супермаркетов. В специальной программе директор магазина сможет планировать рабочее время, исходя из дневной, почасовой нагрузки и сформировать различные варианты графиков.

А не боитесь, что стартап может свою технологию продать кому-то еще и тогда не будет, своего рода, уникальности у "Ленты"?

Мы уверены, что уникальность технологии в том, как компания сможет адаптировать ее к своим бизнес-процессам и грамотно внедрить у себя. У всех эти процессы разные.

Одна и та же технология может решать разные проблемы бизнеса и формировать разный опыт у покупателя в сети.

Как в структуре компании выделен блок инноваций в компании?

Центр инноваций "Ленты" входит в Дирекцию по стратегии и трансформации. Также есть отдельно выделенная IT лаборатория смежного подчинения.

Зона ответственности Центра инноваций – найти решение, пропилотировать его и создать MVP , оценить готовность к роллауту и доказать окупаемость решения.

А процессы внутри налажены, чтобы стартапам было проще пилотировать решения?

Чтобы пилоты со стартапами были более эффективным, и, главное, быстрыми, мы разработали и согласовали внутри компании процесс fast track для быстрой проверки гипотез. Так, в короткие сроки мы можем оценить бизнес-кейс, выделить бюджет на проведение пилота.

Мы четко фиксируем жизненный цикл проекта: есть критерии, которые определяю, когда проект переходит со стадии оценки на стадию расчета бизнес-кейса, стадию пилота и роллаута.

Одну из ключевых ролей играет инфраструктура, которая обеспечит скорость проведения эксперимента: тестовая лаборатория, выделенная команда и ресурсы.

Центр инноваций при проведении пилотов оказывает не только методологическую, но и финансовую поддержку стартапам. Мы выделяем наш бюджет на эксперименты, который был изначально согласован руководством компании именно для этих целей.

По шкале от 1-5 оцените уровень инновационности ритейла в России? Почему?

Думаю, что инновационность ретейла в России можно оценить на 3 балла. Немногие ретейл игроки являются у нас действительно технологичными. Однако, есть крупные федеральные сети, которые активно пилотируют и внедряют технологии.

США и Китай по этому критерию явно опережают Россию. По покупательскому поведению мы схожи с США, в целом мы активно смотрим за американскими трендами, в частности, что делает Walmart.

Можно также отметить, что ретейл в России более технологичен по сравнению с Европой.

Если говорить о направлениях, Россия в направлении финтех является лидером. Это касается кассовых сервисов, например, разные виды платежей, оплата купонами.

А за рубежом? Почему?

Если оценивать рынок стартапов в России, здесь можно поставить 2 балла. Мы только учимся работать со стартапами, а там уже достаточно развитая инфраструктура, предпринимательству учат и его поддерживают, за рубежом более благоприятный инвестиционный климат.

Стартапы часто ориентированы на зарубежные рынки, там они получают инвестиции, дорабатывают технологию, затем могут выходить на рынок в России.

Быть инновационными и казаться инновационным – в чем разница для Вас?

Как известно, ранее некоторые компании часто использовали инновационную повестку для популяризации бренда. Сейчас это не так. Последние три года на рынке мы наблюдаем тренд, когда инновации отвечают значимым потребностям бизнеса. Повышается зрелость внутренних процессов бизнеса. Улучшать операционную эффективность за счет традиционных методов уже невозможно. Тогда на помощь приходят инновации: они помогают кардинально и по-новому выстроить процессы или оптимизировать текущие за счет новых технологий.

Сейчас на рынке становится все меньше компаний, которые проводят пилоты только ради PR. Компании думают о масштабировании проектов и поиске технологий, позволяющих обеспечить компаниям экспоненциальный рост.

Ждем вас в нашем телеграм-канале The Инновации.

22
1 комментарий

Это какой-то прикол, да?

1
Ответить