{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ТОП-7 антикризисных шагов для инновационного менеджера

В одном из предыдущих гайдов мы рассказывали о компаниях, которые продолжают работать с инновациями несмотря на текущую экономическую ситуацию. В нашем последнем гайде мы сделали обзор мероприятий, грантов и программ, которые могут поддержать МСП, для удобства собрали все в открытой базе.

Но, к сожалению, есть и компании, у которых инновационная деятельность оказалась "на холде". Причем таких компаний большинство. Помимо пересмотра стратегий и бизнес-планов мы часто получаем фидбэк о том, что сложно спрогнозировать, что будет дальше, а следовательно – спланировать действия и шаги.

Этот материал мы бы хотели посвятить инновационным менеджерам, которые отвечают за внедрение инноваций в компаниях. На них держится вся инновационная активность, взаимодействие со стартапами и экосистемой. И если “заморожена” инновационная активность, что же делать ИМ?

Рассказываем👇

Инновационный менеджер – это профессия, где нет четкого регламентированного описания обязанностей и функции. Каждая компания определяет требования по-разному: кто-то относит к ней только функции скаутинга и сопровождения инновационных проектов, кто-то – функции развития бизнеса в самых широких смыслах.

Мы в GenerationS сторонники того, что инновации – это симбиоз задач стратегии, операционной эффективности и бизнес-девелопмента для компании – то, что может оказать влияние на рынки настоящего и будущего. Именно в таком подходе инновации становятся частью преодоления кризиса.

По данным McKinsey, исторически компании, которые инвестируют в развитие инноваций в кризис, обходят конкурентов в фазу восстановления.

В условиях стабильности – через сотрудничество со стартапами компания может достичь оптимизации (факт – настоящее) или открыть новый для себя рынок, технологию, бизнес (план – будущее).

Что происходит в условиях кризиса?

💬 Ограниченное количество ресурсов ➡ стимулирование нового мышления

💬 Блокпосты – очевидного пути вперед нет ➡ поиск нового маршрута

Инновации – это драйвер компании не только в стабильные времена, но и в условиях кризиса

Именно в этот момент инновационный менеджер может стать одной из тех точек опоры, которые помогают адаптировать бизнес. Как это сделать?

Самоанализ

Проведите анализ вашей привычной основной деятельности, почему произошла "заморозка"?

  • Оцените достигнутые метрики (performance metrics) по итогу периода времени (полгода, год). Изменились ли они в этом году?

    Пример: если по итогам года вам было важно измерить общее количество пилотных проектов для понимания уровня инновационной культуры и вовлечения бизнес-заказчиков, сейчас самое время актуализировать финансовые эффекты и иные измеримые показатели. Ориентация на них позволит обсудить с руководством адаптацию программы и развитие аналогичной практики на другие бизнес-департаменты.

  • Оцените формат инновационной программы – насколько она актуальна под текущие задачи?

    Пример: вы запускали масштабную программу поиска стартапов по широким направлениям для разнообразия воронки. Возможно, сейчас уже есть или появились более узкие таргеты в ответ на кризисные ситуации – отработайте новый формат поиска.

  • Оцените позиционирование департамента внутри компании – отражает ли он ваши реальные компетенции?

    Пример: в компании знают, что существует акселератор/единое окно или иная программа под определенным брендом с устоявшимся графиком работ. При этом у вас есть аналитики, которые способны искать стартапы самостоятельно – знают ли коллеги об этом? Составьте информационное письмо и уведомите департаменты, как вы можете поддержать коллег и бизнес.

Интервью с бизнесом (подробнее описано в нашем гайде)

  • Актуализируйте задачи – все ли вы знаете о бизнесе?Работая в крупной компании, мы все, так или иначе, поверхностно понимаем, чем занимаются соседи по департаментам. Но можете ли вы пересказать их стратегию, метрики, КПЭ и планы? Предполагаем, что нет. Поэтому никогда нельзя забывать, что можно уточнить актуальные задачи, проблемы и цели бизнеса и помочь коллегам их достичь.

    Пример: операционный бизнес – одна из самых уязвимых частей в кризис, потому что выработанные форматы могут перестать работать. Зачастую многие вопросы можно решить с помощью поиска альтернативных поставщиков и решений. В этом случае инновационная команда может закрыть недостающие компетенции по подбору потенциальных контрагентов.

  • Обратная связь – все ли бизнес знает о результатах?Проговорите с бизнесом обратную связь о взаимодействии с проектами и вами – через общение с вашими «клиентами» и сбор как количественных, так и качественных отзывов – можно показать эффект инновационной программы и пользу департамента.

Сотрудничество (подробнее описано в нашем гайде)

  • Кросс-функциональные проекты. Во время кризиса оптимизация ресурсов становится необходимостью. Следовательно, лидеры инноваций должны также думать об интеграции с другими отделами или формировать проекты, которые оказывают влияние на разные отделы. К примеру, они могут включать инновации для оптимизации логистики, процессов, инструменты производительности труда сотрудников и др. Такие межотраслевые проекты могут быть интересны сразу нескольким отделам, что позволит вам решить задачи большего числа сотрудников.

    Пример: в 2021-2022 году в рамках акселератора “МКБ Реактор” у одного из участвующих технологических решений – eKassir – были запущены пилотные проекты по нескольким направлениям одновременно: первый проект - по подключению банка к среде Открытых API (заказчиком в данном случае выступала сама инновационная команда “МКБ Реактора”), второй - с коллегами из Платежного хаба по обновлению уже имеющегося решения в одном из вошедших в состав МКБ банков (Кольцо Урала), а также настройке приема платежей для самого МКБ.

  • Партнерские проекты. Другая стратегия, которая становится наиболее актуальной во время или после кризиса – внешняя кооперация (например, с другими компаниями). Это может быть совместный проект с корпорациями, которые разделяют схожие цели или болевые точки, что позволит добиться значительной экономии с точки зрения денег и усилий. Работа с открытыми инновациями не всегда означает, что ваша компания должна нести бремя разработки, тестирования и развертывания нового продукта в одиночку. Когда бюджеты ограничены, объединение ресурсов с внешними партнерами также может увеличить шансы на успех. Не говоря уже о том, что она может ускорить процесс R&D и быстрее привести к полезным MVP.

    Пример: в 2022 году на базе Акселератора РЖД запускается Транспортный отраслевой акселератор, открытый для всех партнеров из отрасли, которые имеют схожие направления и задачи. Цель программы – увеличить количество пилотных проектов и дать возможность стартапам получить доступ сразу к нескольким крупным компаниям в рамках одной программы.

Ускорение

Несмотря на то, что в компаниях всегда есть устоявшиеся процессы, все понимают, что есть задачи, где решение необходимо ASAP, потому что бизнес может приостановиться (например, логистика). Более быстрое принятие решений, большая готовность рисковать, открытость к временным решениям – это приводит к значительно более мотивированному подходу: во времена необходимости новые идеи могут быть внезапно реализованы с рекордной скоростью.

Наша команда уверена, что инновации – это драйвер компании не только в стабильные времена, но и в условиях кризиса, что доказала и пандемия. GenerationS также адаптировал свои программы и сервисы, сделав их еще более сфокусированными и целевыми для корпораций и стартапов, чтобы добиться максимальной эффективности.

Больше интересной информации на нашем тг-канале The Инновации.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда