Логистика и расчеты с международными партнерами в условиях ограничений

В рамках поддержки международной деятельности стартапов мы провели опрос среди стартапов и выявили ключевые проблемы, связанные с ведением международной деятельности. С новыми вызовами связаны как экспортная, так и импортная активность.

Наиболее насущные вопросы мы структурировали в два направления:

  • Осуществление расчетов с иностранными партнерами и клиентами.
  • Выстраивание новых цепочек поставок и организация логистики

Ниже вы найдете ответы на вопросы по этим направлениям, информация актуальна на конец апреля 2022 года.

Как платить?

Как и чем доставлять?

Как пройти таможню (сроки, документация, разрешения Минпромторга)?

Что предъявлять на таможне, если закупили в Китае и хотим перепродавать?

Подробнее в полной версии гайда

Партнерами гайда стали:

Осуществление расчетов с иностранными клиентами и партнерами

Как осуществлять валютные платежи и переводы иностранным контрагентам?

Анна Давыдова
Product Owner, Точка Банк 

Операционные аспекты

Самое главное сейчас – следить за новостями и не стесняться уточнять у своего банка, дойдёт ли платёж по свифту вашего контрагента и какой банк-корреспондент выбрать. Одному и тому же получателю первый платёж может пройти успешно, а следующий вернуться – к сожалению, это новая реальность. Также стоит учитывать, что сроки прохождения платежа сильно увеличились – будьте готовы, что платёж в Европу может идти 7–10 дней, а то и дольше.

На успешное прохождение платежа влияют 3 фактора:

  • страна контрагента
  • банк контрагента
  • валюта платежа

Есть ещё четвёртый фактор – банк обслуживания российской компании, но с ним всё просто: он не должен быть под санкциями США (как лист SDN, так и CAPTA). Даже тот банк, который не попал под блокирующие санкции и технически может проводить платежи, для зарубежных банков является потенциально проблемным, следовательно прохождение платежей будет оставаться на усмотрение банка-корреспондента и получателя.

Разберём остальные факторы.

Страна контрагента. С Украиной сейчас платежи остановлены полностью, с остальными странами расчёты формально возможны.

Банк контрагента и банк-корреспондент. Это 2 звена, на которых платёж может застрять. Уточните в своём банке, отправляют ли они в банк вашего партнёра, и проконсультируйтесь насчёт банка-корреспондента.

Были отказы в платежах в евро, поскольку прежде в этой валюте расчёты не производились, и это показалось подозрительным комплаенсу дубайского банка

Валюта платежа – это главное. С прохождением платежей в долларах сейчас самые большие проблемы – некоторые банки-корреспонденты из США в принципе отказывают в проведении платежа из российского банка. Евро отправляются лучше, с юанями и другими нацвалютами практически нет проблем. Ещё один вариант – трансграничный платёж в рублях, который может быть интересен для партнёров в странах СНГ, Турции.

  • Интересен практический аспект: многие банки других стран не принимают платежи от русских плательщиков. Как в таких условиях проводить закупки?Нужно смотреть на каждый конкретный кейс: банк-отправитель, банк-получатель и валюта платежа – и искать блокер в каждом из этих факторов. В зависимости от причины возврата платежа можно рассмотреть варианты: отправить деньги через другой российский банк, отправить на счёт в другом зарубежном банке или поменять валюту платежа.
  • Как в условиях текущих ограничений перевести деньги на счет дубайской (или другой) компании: через партнеров? какие есть способы? Если говорить про компании в Дубае, то больших проблем с отправкой платежей туда нет. Были отказы в платежах в евро, поскольку прежде в этой валюте расчёты не производились, и это показалось подозрительным комплаенсу дубайского банка. Тут можно предложить предупредить банк о предстоящей операции, чтобы снизить риски в отказе от проведения платежа. Можно отправлять деньги через партнёров или через представительство компании, открытое не в России. В данном случае нужно внимательно подойти к оформлению всех документов, расчёту налогов и банковских комиссий.
Дмитрий Демиденко
CEO, Skif Consulting 

Юридические аспекты

Западные санкции коснулись банков, и российский бизнес столкнулся с проблемами при расчетах с контрагентами за рубежом. В настоящее время открыть валютный счет можно в банке, который не попал под санкции и сохранил корреспондентские счета за границей, но лучше заранее уточнять данную информацию. В настоящий момент на рынке остались платежные системы, которые позволяют проводить международные транзакции:

  • "МИР" – известная в России система, существующая с 2015 года. Список стран для взаимодействия ограничен: Турция, Белоруссия, Армения, Киргизия, Вьетнам, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан. Несколько терминалов принимают подобные карты на Кипре и в Эмиратах.
  • UnionPay – работающая с 2008 года китайская платежная система. Она представлена в 180 странах, но в большинстве случаев это государства Азии. В США и странах Евросоюза система работает, но зачастую лишь номинально. В планах у некоторых российских банков выпуск карт "Мир-UnionPay".
  • "Золотая Корона" – система денежных переводов с европейской дочерней структурой KoronaPay, хотя по ней тоже действует ограничение по максимальной сумме перевода 5 тысяч долларов. При этом отправка денег из России доступна только в рублях, то есть вы потеряете часть денег на конвертации.

Есть еще некоторые сервисы, которые позволяют переводить деньги за границу. Например, Contact, Skrill, Unestream. Но эти решения или не позволяют переводить средства юрлицам, или ограничены в странах работы, или не дают возможности получить деньги на карты российских банков. Также эксперты отмечают, что криптовалюта способна стать хорошей альтернативой традиционным валютам.

Отметим, что если банк не под блокирующими санкциями и не отключен от SWIFT, то технически перевод валюты возможен. Однако европейские, американские и другие банки из недружественных стран очень часто отклоняют перевод либо на этапе банка-корреспондента, либо на этапе банка-получателя. Лучше уточнить у банка-получателя, насколько он готов принимать перевод из России из конкретного банка. Некоторые российские кредитные организации еще работают с системой SWIFT и не находятся под западными ограничениями. Не через SWIFT-перевод можно отправить средства на карты "Мир" зарубежных банков и на карты с местными платежными системами: "Белкарт" (Белоруссия); "АрКа" (Армения); "Мир" Национального банка Южной Осетии; "АПРА" (Абхазия); "Элкарт" (Киргизия); "Корти Милли" (Таджикистан); Express Pay (Таджикистан).

Иногда единственный выход — это открыть счет вне России, в странах СНГ, перевести туда рубли или до $10 тыс. в валюте в месяц и платить уже оттуда.

В текущей ситуации, когда действуют внутриэкономические ограничения и внешние санкции, платежи в иностранной валюте исполняются в течение 5-14 дней, в отличие от привычных нам ранее сроков 1-2 дня. Также следует отметить, что необходимо отслеживать исполнение платежа с помощью внутрибанковских программ.

Сегодня в России на рынке логистики работают сотни компаний различного калибра, а выбор подрядчика для грузовладельца огромный

По оплате импортируемых услуг введено ограничение по авансам, не более 30% от суммы контракта, ЦБ может выдать разрешение на увеличение аванса, например, на транспортные услуги, но на консультационные и маркетинговые услуги, скорее всего, получить не получится. Однако, по импортируемым товарам нет ограничений на переводы авансов.

Наличные и командировочные расходы в валюте – ЮЛ за период с 10.03.2022 по 10.09.2022 могут снять всего $5 тыс. Но также можно подать ходатайство об увеличении лимита – для этого необходимо подать заявление в обслуживающий банк, который согласовывает с ЦБ увеличение лимита.

Также можно перечислять валюту своим представительствам и филиалам, либо сотрудникам, которые работают в этих филиалах для оплаты за товары.

Возможет перевод денежных средств физическому лицу в валюте, но с ограничением в $10 тыс. в месяц.

Получать деньги за оказанные работы/услуги могут филиалы, например, в Казахстане, однако полученную выручку обязательно необходимо зачислить на транзитный счет в РФ для дальнейшей продажи в размере 80%, либо получить разрешение Минфина на зачисление выручки в филиал, находящийся не в РФ.

Чтобы не продавать валюту и не терять на конвертации денежные средства, можно полученной экспортной выручкой оплатить за товар поставщику-нерезиденту в этой же валюте - необходимо оформить вычет из экспортной выручки в обслуживающем банке.

Допускается взаимозачет импорта (с соблюдением срока возврата аванса) и экспорта (кроме леса и сырьевых энергетических товаров, без требования о репатриации) в рамках одного поставщика-покупателя.

Для оперативной работы по экспорту/импорту – переводы и получение валюты, ввоз/вывоз товаров и оказание работ/услуг необходимо открыть представительства/филиалы в регионах (например, в Казахстане).

Также в настоящее время наиболее удобно проводить платежи по ВЭД через дочки иностранных банков, пока еще работающие в РФ. По ним риск включения в санкционные списки минимален.

Что делать, если иностранные банки (даже из дружественных стран) отказываются принимать в долларах от российского юридического лица? Как получить платежи за уже оказанные услуги?

Дмитрий Демиденко
СEO, Skif Consulting

Как получить платежи

Центробанк советует для получения заграничных переводов:

  • пользоваться денежными переводами;
  • открывать счета в несанкционных банках.

После получения оплаты надо исполнить новую обязанность — продать 80 % любой иностранной валюты. А наличную валюту снять нельзя, только в рублях — разъяснения Центробанка по санкциям.

Способы получения денег:

  • Банковский перевод на счёт — оплата пойдет по счету, а не по номеру карты. Можно ли получить деньги из других стран и в какой валюте, надо уточнять у своего банка. А иногда и у банка отправителя. Всё зависит от набора ограничений, которые коснулись конкретный российский банк. Для получения банковских переводов нужно разместить на своём сайте для клиентов реквизиты своего счёта с инструкцией по переводу. Как вариант — отправлять эту информацию лично каждому.
  • Перевод без банковского счета — это делается через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств. Сейчас некоторые зарубежные компании перестали работать в России, а русские компании не все принимают деньги из-за рубежа. Поэтому выбирать надо из имеющихся, например, это Золотая Корона или Почта России. Но и у них надо уточнять о возможности перевода.
  • Через специальный сервис оплаты услуг — есть платные сервисы, которые оказывают услугу по переводу оплат фрилансерам в том числе от иностранных заказчиков. Такие сервисы не привязаны к международной межбанковской системе платежей, и ограничения на них не влияют. Этот способ больше подойдёт для оплаты дистанционных услуг. И чтобы подключить приём денег по такому сервису, надо договариваться с каждым заказчиком. Ещё от заказчика потребуется больше, чем просто перевести деньги. Заказчику надо зарегистрироваться в сервисе, поставить вам задачу, а вы её примете и выполните. Оплата придет в сервис, дальше деньги можно вывести на свою российскую карту или российский электронный кошелёк.

Логистика и новые цепочки поставок

Дмитрий Аржаных
Соучредитель Группы Компаний «СЛК» (Сервисная Логистическая Компания)

Как в текущих условиях работать с дистрибьюторами в европейском направлении (и как работать с Европой в целом?)

На текущий момент, прежде чем отгрузить груз из Европы необходимо убедиться, что выполняется одновременно КАК МИНИМУМ два условия:

  • Отправитель в принципе не против отгрузить груз в Россию. Многие европейские компании по своей воле не готовы работать с Россией и не хотят отгружать товары российским покупателям.
  • Груз не попадает под санкции ЕС.

Есть много ресурсов, где можно посмотреть нормативные документы ЕС, в которых отражены санкции в отношении России. Например, можно проверять попали ли те или иные коды ТН ВЭД под санкции тут.

В случае, если эти два условия соблюдены, необходимо фактически заново разработать логистическую составляющую процесса, т.к. все выстроенные и наработанные цепочки на сегодня разорваны.

В нынешних быстро меняющихся реалиях мы рекомендуем два варианта отправки грузов из ЕС в РФ – авиа и авто.

Сухопутная доставка грузов пока возможна, несмотря на запрет проезда по ЕС перевозчикам из РФ и РБ

Авиационные отправки сейчас работают в крайне ограниченном режиме – ведь почти все авиакомпании перестали выполнять рейсы в/из РФ (как зарубежные, так и российские). Поэтому здесь есть варианты транспортировки, которые мы рекомендуем, а именно – через Стамбул, Дубай и т.д.

Пример: морская доставка из ОАЭ

Если ранее все контейнеры по этому маршруту спокойно доплывали до Санкт-Петербурга, то сейчас все морские линии, которые были перевозчиками по этому маршруту, перестали доставлять грузы в наш порт, поэтому необходимо искать новый маршрут и новых перевозчиков. Теперь можно возить так: ОАЭ-Мерсин, Турция - далее перевозим по земле в Самсун, Турция - далее по Черному морю в Новороссийск, где делаем таможенное оформление и отправляем по России куда необходимо.

Сухопутная доставка грузов пока возможна, несмотря на запрет проезда по ЕС перевозчикам из РФ и РБ. После этого запрета рынок автоперевозок находится в шоковом состоянии – перевозчики задирают ставки в разы, а грузовладельцы готовы на всё, лишь бы доставить груз. Однако, этот вариант тоже возможен и при ограниченности выбора компании его используют.

Возможны несколько вариантов для автоперевозок грузов из ЕС на текущий момент:

  • Использование перевозчиков на европейских номерах без транзита через РБ. Перевозка по РФ таких машин пока разрешена.
  • Перегрузка или перецепка на границе с РБ. По Европе груз забирают машины с европейскими номерами, едут в приграничную территории в Беларуси, где происходит перегрузка или смена тягача на белорусского или российского перевозчика и далее в РФ уже едет он.

Как найти операторов/дилеров/дистрибьюторов, которые работают в конкретном регионе или стране и могут взять на себя логистические вопросы под ключ, и на что обратить внимание при выборе такого оператора?

Сегодня в России на рынке логистики работают сотни компаний различного калибра, а выбор подрядчика для грузовладельца огромный.

Выбирать крупного оператора или небольшого – индивидуальное решение заказчика. Многим комфортнее работать с подрядчиками, имеющими огромное количество филиалов, но есть и недостаток такой работы – отсутствие индивидуального отношения. Если с грузом вашей компании абсолютно всё в порядке – вы можете не беспокоиться за него. Однако, стоит возникнуть непредвиденным вопросам, например, на таможне (а они периодически возникают даже с абсолютно, 100% верно оформленной поставкой), то тогда, увы, вряд ли стоит ждать индивидуального решения вашего вопроса – вашим вопросом займутся только когда решат все остальные, либо, вообще не будут давать внятной обратной связи.

Что касается небольших логистических компаний, то здесь вы можете получить полное внимание и индивидуальное отношение к вам клиентского менеджера, но при этом есть риски надежности компании и сохранности вашего товара - каждый год сотни логистических и таможенных компаний закрываются и уходят с рынка.

Именно поэтому, на наш взгляд, оптимальным решением в большинстве ситуаций является транспортно-логистическая компания средних размеров.

Мы бы обозначили следующие критерии при выборе поставщика логистических и таможенных услуг:

  • Возраст компании – здесь понятно, чем компания старше, тем опытнее, и соответственно, прошла многие кризисы.
  • Специфика логистического оператора. Ведь при некой заявленной универсальности, все равно, компания делает что-то лучше, что-то хуже. Например, у кого-то хорошо получаются автомобильные перевозки из Европы, а кто-то хорошо делает авиадоставку из Китая – этот вопрос можно задать на стадии переговоров.
  • Наличие сайта компании и почты на домене сайта (не на яндексе, мэйле и других почтовых серверах).
  • Проверить компанию в интернете. Сейчас достаточно много ресурсов для проверки благонадежности компаний. Например, Rusprofile, ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.
  • Наличие у компании свидетельства таможенного представителя.
55
Начать дискуссию