На этапе роста не до стратегии
Есть распространенное мнение: если вы ничего не планируете, вы не можете потерпеть неудачу. Обратной стороной этого является то, что вы не сможете никуда продвинуться.
В этой статье я расскажу о принципах стратегического мышления, которые помогут вам управлять своим бизнесом и командой. Почему планирование необходимо даже во времена нестабильности, как донести свое видение до людей и что поможет вам понять, в каком направлении двигаться дальше.
#1. Любое клише, которое вы слышали про стратегию на самом деле работает
Мыслить стратегически - значит уметь использовать свое текущее положение и все его сильные стороны для достижения цели. Если говорить глобально, то самое важное здесь - понять, куда вы хотите прийти. Без точки Б сложно выбрать эффективную стратегию. Вам придется потратить почти 50 % усилий на то, чтобы определить цель, которая подходит лично вам. В противном случае сложно сфокусировать на важном и понять, от чего стоит отказаться.
FOMO создает тревогу и желание схватить любые возможности, о которых кричат баннеры, телепередачи, социальные сети и биографии успешных людей. Но стратегия всегда предполагает определенные жертвы и ключ здесь в решительности.
#2. Не строить никаких планов из-за неспокойной обстановки вокруг вас - это все равно что попасть в шторм и никуда не плыть
Вас качает и вы плывете в разных направлениях, но вы не знаете, зачем вы это делаете. Стратегия без тактики - это очень медленный путь к победе, а тактика без стратегии - это путь в никуда.
Действительно, последние несколько лет были более бурными, с более сильными течениями и ветрами. Но важно иметь четкий горизонт планирования, если мы хотим быть ответственными не только перед собой, но и перед многими людьми вокруг нас.
Точно знать, что произойдет через пять лет, - это не значит предсказывать будущее, а значит понимать, насколько амбициозным вы можете быть на длительной перспективе. И вместо того, чтобы постоянно бороться с обстоятельствами, научиться использовать выпавшие вам условия и ресурсы, чтобы продолжать двигаться в своем направлении.
Мы находимся в конкурентной среде. Совет "смотри только на себя" может дать тот, кто добился успеха в бизнесе. Однако очень многие компании сейчас находятся в игре с нулевой суммой. Выигрыш одного, означает проигрыш другого. Если у вас нет стратегии, у вашего конкурента она скорее всего будет. В итоге вас либо купят за недорого, либо закроют
#3. У вас нет времени на разработку стратегии на этапе роста
Проактивное стратегическое мышление встречается редко. Если вы начинаете бизнес или создаете крутой продукт или услугу, вы просто развиваетесь и работаете на драйве от шести месяцев до нескольких лет.
Часто именно тогда, когда вы достигаете потолка или видите негативную тенденцию, например, падение продаж, закрытие филиалов или резкое изменение рынка и спад, вы вспоминаете про стратегию.
Конечно, внешние факторы очень распространены, но в идеале стратегическое мышление должно формироваться за счет внутренних факторов. Вы намного раньше начинаете понимать, что пора что-то менять в вашем бизнесе, когда видите, что вашей существующей модели осталось работать максимум шесть месяцев. В этот момент вы уже можете начать переформатирование. Так любые изменения будут происходить более органично.
Ключевой фактор - это когда вы начинаете думать о том, какой объем рынка существует в вашей сфере и когда он закончится. И исходя из этого уже планировать дальнейшие действия.
При этом важно не застревать в размышлениях о правильной стратегии надолго. Вышеупомянутый переизбыток доступной информации иногда приводит к аналитическому параличу и вы не понимаете как ее применить.
Важно помнить, что бизнес не всегда рациональный — можно просто с кем-то поссориться и потерять 40% выручки. Всего не предусмотришь, сколько ни планируй.
#4. Навязанный интерес - это не круто
Самая важная часть командной стратегии - найти людей, которые искренне увлечены вашей сферой. Вы можете научить человека твердым навыкам и даже некоторым мягким, но трудно его “заразить” своей работой, когда человек по-настоящему горит и готов вкладываться.
Зачем пытаться убедить кого-то в том, что медицина или творчество - это круто? Во-первых, с такими людьми трудно создать сплоченную команду с общими целями. Во-вторых, однажды они поймут, что все это время шли не туда.
То, как вы доносите свою стратегию до команды, зависит от вашего стиля управления. Некоторые придерживаются авторитарного подхода: вот задачи, вот KPI, все должно быть в отчете к концу месяца. Другие пытаются объяснить, почему они принимают те или иные решения. Директивное управление в некоторых областях еще живо, но большинство талантливых людей в творческих и IT-командах негативно относятся к такому управлению и вряд ли согласятся работать под таким началом.
Самое главное - донести свое видение до команды и разложить его максимально подробно на такие блоки, которые все смогут понять и работать с минимальным количеством интерпретаций. На манифест в 400 страниц не будут опираться — его даже не прочитают. Чем больше у вас людей внутри, тем емче и проще должны быть формулировки.
#5. Закрытый образ мышления замедляет работу
Если в течение двух-трех лет замкнуться в собственном бизнесе и не смотреть на других, это значительно замедлит ваш рост. Даже если у вас все хорошо, вы добьетесь более быстрых результатов, если будете учиться на чужом опыте и знакомиться с людьми в похожих областях.
Компании с годовым оборотом 50-100 млн рублей почти всегда сталкиваются с одними и теми же проблемами: быстрый рост и нехватка финансирования, квалификация персонала и обслуживание клиентов, которые не успевают за ростом компании.
Так же и в жизни. Нам часто кажется, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, уникальны и что никто до нас не прожил такую жизнь. А потом находим классификацию психологических отклонений, в 90 % которых мы узнаем себя.
Как развить стратегическое мышление?
- Общайтесь с людьми, которые только что вышли из своего этапа. Если вы занимаетесь бизнесом с годовым объемом продаж в 1 миллион долларов, нет смысла прислушиваться к советам менеджеров многомиллиардных компаний. Вы не поймете друг друга, а большинство историй, на которых они основывают свои советы, нужно просто пережить, чтобы все выкристаллизовалось. С другой стороны, человек, который недавно был в вашем положении, может стать хорошей отправной точкой.
- Поищите информацию о рынке. Если вы заинтересованы в быстром росте, изучите предприятия в аналогичных отраслях и с похожей структурой. Что они делают сейчас? Существует множество отраслевых рейтингов, в которых указаны названия компаний и люди, с которыми вы можете пообщаться. Большинство из них открыты для диалога.
- Ищите закономерности. Анализируйте успешный и неудачный опыт и ищите паттерн во всех историях. Это не приведет к 100-процентному успеху, но сможет немного повысит его шансы. К этому и нужно стремиться.
Почаще спрашивайте себя «А зачем я это делаю? Это двигает меня к цели или я просто трачу время и энергию?» Это несложно, но очень полезно. Я задаю себе этот вопрос как минимум раз в день. Как только это входит в привычку, становится намного легче, например, экономить время на ненужных созвонах в зум. Вообще, важно каждый день давать себе время на размышления. Отключите уведомления, немного выдохните и прислушайтесь к себе.